В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги[1].
Физическая культура и спорт для лиц с инвалидностью, как показал многолетний опыт, являются одним из основных способов их физической, психической и социальной реабилитации. Интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных для его развития[2].
Президент Российской Федерации В.В. Путин, обращаясь к участникам одного из самых крупных в России массовых спортивных мероприятий для лиц с инвалидностью – Кубка Президента РФ по футболу – подчеркнул, что «…этот традиционный спортивный праздник объединяет сильных духом и мужественных людей, предоставляет им прекрасную возможность продемонстрировать характер, целеустремленность и волю к победе». Она наглядно подтверждает, что физическая культура и спорт помогают раскрыть свои способности, укрепить дух и уверенность в своих силах[3].
Привлечь людей с физическими ограничениями к занятиям спортом – значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Одним из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, является внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого отдельного человека. Поэтому формирование у лиц с ограниченными возможностями мотивации к физической деятельности должно стоять во главе физкультурно-оздоровительной работы. Большую роль при этом будет играть осознание инвалидами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании[4].
Целью нашей работы является изучение мотиваций побуждающих людей с ограниченными возможностями здоровья к ЗОЖ и занятиям спорта.
Объектом исследования: процесс проведения занятий физическими упражнениями и спортом у лиц с ограниченными возможностями.
Предмет: формирование мотиваций у людей с ограниченными возможностями здоровья для занятий спортом и ЗОЖ.
Задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
Выявить основные мотивы для занятий ЗОЖ и спортом у людей с ограниченными возможностями здоровья.
Установить значимость мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиями физическими упражнениями и спортом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что выявление основных мотивов для занятий ЗОЖ и спортом у людей с ограниченными возможностями позволит повысить уровень занятий физическими упражнениями и спортом.
Организация исследования. Исследование проходило в 3 этапа. На первом этапе ними была проанализирована научно – методическая литература по формировании мотивации к занятиям физическими упражнениями и спором у лиц с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе нами был составлен опросник для установления значимости мотивов (приложение 1) и был проведен опрос в спортивно – оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета и спортивно – оздоровительного клуба для лиц с поражениями опорно – двигательного аппарата «Источник» для выявления перечня мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом. На третьем этапе были проведены обо опросника, по результатам которых были сделаны статистические выводы о значимости мотивов, побуждающих к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Анализ научно – методической литературы
Опрос
Статистическая обработка результатов исследования
Анализ научно – методической литературы.
Были рассмотрены понятия мотивации, ее формирование, факторы, средства и методы в научно – методической литературе.
Опрос.
Нами был подготовлен опросник, целью которого было установление значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Статистическая обработка данных.
По результатам опроса путем математической статистики мы сделали выводы о значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Результаты исследования. По окончанию проведения опроса для выявления перечня мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом, где было опрошено 89 человек из «Пингвина» и «Источника» были получены результаты. (таб. 1)
Таблица 1
Перечень мотивов, побуждающих, лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом (n = 89)
№ |
Мотивы |
1 |
Улучшить состояние здоровья |
2 |
Удовлетворить потребности в движении |
3 |
Улучшить физическую подготовку |
4 |
Стремление показать свои способности |
5 |
Развить свои физические качества |
6 |
Найти друзей, товарищей |
7 |
Получение впечатлений (чувство азарта, борьбы, победы) |
8 |
Отдохнуть, развлечься |
9 |
Воспитать морально – волевые качества |
10 |
Развить в себе чувство прекрасного |
11 |
Сформировать потребность в регулярных занятиях физической культурой |
12 |
Хочу быть полезным обществу |
13 |
Избавиться от вредных привычек |
14 |
Нечем заняться дома |
По окончанию проведения опроса основных мотивов побуждающих к занятиям физическими упражнениями и спортом лиц с отклонениями в состоянии здоровья, где было опрошено 112 человек из 15 муниципалитетов Ивановской области. Исследование проходило в рамках III Параспартакиады Ивановской области и VI Фестиваля спорта среди инвалидов Ивановской области.
Для установления значимости мотивов, побуждающих лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спортом, респондентам было предложено указать степени (балл) их важности по 10 – бальной шкале ( 1 балл – минимум, 10 баллов – максимум). При этом степени важности каждого показателя, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов – «исключительно важно», 7-8 баллов – «очень важно», 5-6 баллов – « довольно важно», 3-4 балла – «не очень важно», 1-2 балла – «абсолютно не важно».
По результатам математико – статистической обработки данных основных мотивов к занятиям физическими упражнениями и спортом у лиц с отклонениями в состоянии здоровья были таковы.
Ни один из мотивов не был отнесен спортсменами – инвалидами к категории это 5-6 баллов – «довольно важно» и 1-2 балла – « абсолютно не важно».
К числу исключительно значимых мотивов респонденты отнесли: «хочу быть полезным обществу», «найти друзей, товарищей», «получение впечатлений», «улучшить состояние здоровья». (Рис. 1)
Рис. 1 Диаграмма исключительно значимых мотивов в %
Таким образом, для лиц с инвалидностью побуждающими мотивами к занятиям является то, что они хотят быть полезными обществу. Так как инвалиды чаще всего лишены возможности свободного передвижения, все свое время они проводят, дома, «сидя в четырех стенах», у них нет возможности общения, не могут найти друзей и товарищей, а активные физкультурно – спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Получение впечатлений, чувство азарта, борьбы. Победы и улучшение состояния здоровья – все это является подвигающими мотивами к занятиям физическими упражнениями и спортом у инвалидов.
К числу «очень важных» мотивов отнесли: « отдохнуть, развлечься», « развить свои физические качества», «развить в себе чувство прекрасного», « удовлетворить потребности в движении», « улучшить физическую подготовку», « воспитать морально – волевые качества», « сформировать потребность в регулярных занятиях», « стремление показать свои способности». (Рис.2)
Рис.2 Диаграмма очень важных мотивов в %.
Это говорит о том, что у лиц с отклонениями в состоянии здоровья очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности.
К числу мотивов, «не очень важно» были отнесены: « избавиться от вредных привычек» и «нечем заняться дома». (Рис.3)
Рис.3 Диаграмма «не очень важных» мотивов
Это свидетельствует о том, что инвалиды хотели бы заниматься физическими упражнениями и спортом с целью восстановления утраченного контакта с окружающим миром, а не для того, чтобы избавиться от вредных привычек.
Выводы. Установлено, что мотивация является одной из фундаментальной проблем. Выявлены следующие группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом:
- группа мотивов, имеющих исключительно важное значение для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, составляют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворения острой потребности в общении;
- группа мотивов, имеющих очень важное значение, представлена мотивами повышения уровня физической кондиции;
- важными факторами, являются потребность в социализации, социальной интеграции и личностном росте спортсменов – инвалидов. Зафиксировано стремление участников адаптивного спортивного движения заниматься на регулярной основе, показать свои способности, стать полезными обществу, отказаться от вредных привычек.
Список литературы.
Васильева О.С., «Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки»: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов //. – М.: издательский центр «Академия», 2001
Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова //. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.
Кубок Президента РФ по футболу среди инвалидов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosinvalid.ru (дата обращения: 21.07.2011
Махов А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: Монография / А.С. Махов //. – М.: РУДН, 2011. – 196 с.: ил.