РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слинько А.В. 1, Хоружий Л.И. 1
1РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С переходом на рыночный механизм взаимоотношений между участниками рынка появилась острая необходимость в реформировании пенсионной системы Российской Федерации, потому что старая пенсионная система СССР не могла отвечать современным требованиям.

В 1990 г, из бюджета был выделен отдельный фонд пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), если в старой пенсионной системе пенсии выплачивались напрямую из бюджета, то новый фонд ПФР стал сам заниматься сбором взносов и выплачивать пенсии. Появилась необходимость в введении отдельных платежей «страховых взносов» с единой страховой ставкой 28% от начисленной заработной платы. Так же в ходе реформы была создана новая система учета взносов и распределения их на страховые номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) каждого работающего человека, т.е. в ускоренном порядке пенсионный фонд наделил каждого работающего пенсионным номером. Эти реформы в силу своей скоротечности дали отрицательный эффект, отчетность в 1990-ых в ПФР сдавалась на бумажных носителях и не все были в состоянии получить СНИЛС во время т.е. не каждый работник был привязан к своему СНИЛС и в итоге взносы в пенсионный фонд оседали на счете фонда, как неучтенные. В настоящее время граждане Российской Федерации выходящие на пенсию сталкиваются с проблемой неучтенных взносов за период с 1990 г.- 1998 г. т.е. стаж есть, а взносов нет. В настоящее время эта проблема решается путем подачи заявления в ПФР на перерасчет взносов за данные периоды, либо ПФР самостоятельно делает запрос работодателю.

В 1998 году стала формироваться новая идея объединения всех страховых взносов с оплаты труда работников в единый социальный налог, с целью сохранения механизмов уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, установления единой упрощенной системы налогообложения и передачи функций учета и контроля одному ведомству. А в 2000 г. была введена в действие глава 24 части второй Налогового кодекса РФ которая дала жизнь единому социальному налогу (ЕСН), который включал и взносы в ПФР.

Период с 2001 г. – 2009 г. ознаменован высоким развитием системы учета и сдачи отчетности: введены новые формы отчетности декларация по ЕСН стала подаваться в налоговые органы один раз в год, появилась возможность сдачи отчетности по почте.

В 2002 г. начинается новый этап пенсионной реформы в России, имеющий целью достижение долгосрочной стабильности, сбалансированности, формирование надежного источника для дополнительного финансирования социальной системы. Суть реформы заключается в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения, которая подразумевала под собой начисление пенсий за счет работающей части населения к распределительно-накопительной системе т.е. разделить пенсионные взносы на страховые и накопительные. Сама пенсия формируется из трех частей базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть формируется у лиц 1967 г.р. и моложе и зависит от учтенных взносов и инвестиционного дохода, страховая часть зависит от суммы взносов учтенных на СНИЛС и стажа, базовая часть устанавливается государством в фиксированной сумме.

Реформа пенсионной системы позволяет управлять своей накопительной частью взносов, вкладывая ее в управляющие компании или в негосударственные пенсионные фонды, увеличивая тем самым накопительную часть пенсии. По умолчанию накопительная часть находиться в ПФР под управлением Государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Инвестиционный доход, как правило ниже уровня инфляции, в следствии чего пенсионные накопления постепенно обесцениваются. Возможно перевести накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), где доходность составит уровень превышающий уровень инфляции. Застрахованный имеет право перевести свою накопительную часть в НПФ или УК один раз в год до достижения возраста у мужчин до 55 лет у женщин до 50 лет, т.е. за 5 лет до выхода на пенсию.

В 2010 г. ПФР отделяется от ЕСН и становиться отдельной структурой, взносы зачисляются на прямую в ПФР минуя федеральный бюджет, пенсионный фонд обретает независимость. Теперь гражданин накопивший 30 лет нового стажа может рассчитывать на 40 % замещение заработной платы. Так же исчезло разделение на базовую и страховую части, пенсия состоит только из страховой и накопительной частей. Появляется необходимость сначала в полугодовой сдаче отчетности в ПФР, а с 2011 г. в ежеквартальной сдаче отчетности, развиваются автоматизированные системы сдачи отчетности в ПФР. Основную сложность при составлении и сдачи отчетности составляют несвоевременно сданные листы нетрудоспособности, так как оплата больничного листа не входит в облагаемую пенсионными взносами сумму.

Есть так же некоторые различия и в законодательстве: существует закон о трудовых пенсиях для простых граждан и закон о государственных пенсиях для работников парламента и чиновников. Различия в основном состоят в размерах самих пенсий, например рабочий получает пенсию в соответствии с законодательством о трудовых пенсиях и в зависимости от условий труда может получать небольшую доплату, напротив работник проработавший в парламенте более 15 лет имеет доплаты к пенсии по закону о государственных пенсиях от 40 тыс. до более чем 60 тыс. руб.

В Российской Федерации процент замещения заработной платы составляет на сегодняшний день менее 30 %, а в развитых странах он составляет 60% - 80%. Этот процент показывает на сколько пенсионные выплаты замещают реальный размер вашей заработной платы.

При всех негативных проявлениях пенсионный фонд Российской Федерации в сложный для России период с 1990-х до 2013 г. доказал свое право на существование и показывает все более уверенные темпы роста, стабильности, уверенности и доверия к пенсионной системе Российской Федерации. Реформы пенсионной системы, проводимые государством, показывают улучшение положения общегосударственной системы пенсионного обеспечения в целом, что имеет несомненно положительный эффект для всех участников рынка.

Просмотров работы: 1585