В последнее время особое внимание уделяется вопросам модернизации физкультурного образования в школе, поиску новых идей, подходов к содержательной стороне учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем в теории и практике физической культуры остается нерешенной проблема обоснования дидактической системы обучения физической культуре. В этой связи целью настоящей статьи является раскрытие методологической основы, сущности, структурных компонентов и функций данной дидактической системы учителя, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся. [1]
Объект исследования: дидактические принципы.
Предмет исследования: определение степени важности дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе предмета физическая культура.
Цель работы: исследовать дидактические условия реализации функций обучения на уроках физкультуры.
В ходе исследования использовались следующие методы:
Теоретическийанализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Метод обобщения литературных источников - логическая операция, посредством которой, в результате исключения видового признака, получается другое понятие более широкого объема. Оно менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции.
Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.
Математическая обработка данных – обработка полученных результатов анкетирования.
Организация исследования. Ведущая идея исследования состоит в том, чтобы выявить значимость каждого из дидактических принципов посредством анкетирования.
Наше исследование состоит из трёх основных этапов.
Подготовительный этап (3-10 ноября)
Данный этап включает в себя формулирование темы, составление понятийного аппарата. Также мы определили общую цель исследования, его предмет и объект.
Основной этап.(10-16 ноября)
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».
Теоретический анализ литературных источников позволил дать теоретическое обоснование выдвинутых положений и помог в объяснении результатов исследования.
Обобщение информации позволило из множества важных данных найти наиболее необходимую и полезную. А конкретизация позволила выделить факты, особенно важные при исследовании нашей темы.
Изучались следующие аспекты проблемы:
общая характеристика дидактических принципов, учения;
общеметодические принципы в системе физического воспитания;
урок как форма организации дидактических процессов.
Заключительный этап (16 – 30 ноября).
На данном этапе мы составили выводы по каждой из нами поставленных задач. Кроме того мы на этом этапе занимались оформлением работы по всем соответствующим стандартам, внесением сносок, редактированием текста.
Результаты исследования. В настоящее время для освещения изученной нами проблемы мы используем следующие дидактические принципы:
Научности;
сознательности и активности;
систематичности и последовательности;
доступности и индивидуализации;
наглядности;
прочности и прогрессирования.
Исходя из этих принципов мы составили анкету для изучения дидактических принципов учебно-воспитательного процесса предмета «ФК».
Первым пунктом нашего анкетирования был принцип научности.
Таблица 1.
Результаты исследования по принципу научности.
Научность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Кол-во ответов |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
Процентное соотношение |
0 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
12,5 |
25 |
12,5 |
25 |
12,5 |
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип научности играет значимую роль в оценке баллов от 5 до 10, от 1 до 4 результативности не принесли. В процентном соотношении 25% опрашиваемых склонились к оценке – 7 и 9, по 12,5% опрашиваемых разделили свое мнение между оценками – 5,6,8,10.
Вторым пунктом нашего анкетирования был принцип сознательности и активности.
Рис. 1. Диаграмма результатов по принципу сознательности и активности.
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип сознательности и активности играет значимую роль в оценке баллов от 7 до 10, от 1 до 6 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 8 и 9, 18,75% отразили своё мнение в оценке 7, а 6,25% в оценке 10.
Третьим пунктом нашего анкетирования был принцип систематичности и последовательности.
Таблица 2.
Результаты исследования по принципу систематичности и последовательности
Систематичность и последовательность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Кол-во ответов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
7 |
2 |
Процентное соотношение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6,25 |
6,25 |
31,25 |
43,75 |
12,5 |
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип систематичности и последовательности играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 10, от 1 до 5 результативности не принесли. В процентном соотношении 43,75% опрашиваемых склонились к оценке – 9, 31,25% отразили своё мнение в оценке 8, 12,5% дали оценку в 10 баллов, по 6,25% разделили свое мнение между оценками 6 и 7.
Четвертым пунктом нашего анкетирования был принцип доступности и индивидуализации.
Рис. 2. Результаты исследования по принципу доступности и индивидуализации
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип доступности и индивидуализации играет значимую роль в оценке баллов от 8 до 10, от 1 до 7 результативности не принесли. В процентном соотношении 50% опрашиваемых склонились к оценке – 10, 31,25 дали оценку в 9 баллов, а 18,75% отразили своё мнение в оценке 8.
Пятым пунктом нашего анкетирования был принцип наглядности.
Таблица 3.
Результаты исследования по принципу наглядности.
Наглядность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Кол-во ответов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
6 |
2 |
4 |
1 |
Процентное соотношение |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
18,75 |
37,5 |
12,5 |
25 |
6,25 |
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип наглядности играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 10, от 1 до 5 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 7, 25% отразили своё мнение в оценке 9, 18,75% дали оценку в 6 баллов, 12,5% отразили свое мнение в оценке 8, а 6,25% в оценке 10.
Шестым пунктом нашего анкетирования был принцип прочности и прогрессирования.
Рис. 3 . Результаты исследования по принципу прочности и прогрессирования
Исходя из полученных результатов, мы выявили, что для респондентов принцип прочности и прогрессирования играет значимую роль в оценке баллов от 6 до 9, от 1,2,3,4,10 результативности не принесли. В процентном соотношении 37,5% опрашиваемых склонились к оценке – 8, 31,25% отразили своё мнение в оценке 6, 18,75% дали оценку в 7 баллов, по 6,25% разделили свое мнение в оценке 5 и 9.
При апробации результатов анкетирования можно сделать следующий выводы:
принцип научности - основной процент опрашиваемых (25%) склонился к оценке в 7 и 9 баллов;
принцип сознательности и активности – основной процент опрашиваемых (37,5%) склонился к оценке 8 и 9 баллов;
принцип систематичности и последовательности – основной процент респондентов (43,75%) оценил важность принципа в 9 баллов;
принцип доступности и индивидуализации – основной процент опрашиваемых (50%) выделил оценку в 10 баллов;
принцип наглядности – основной процент опрошенных (37,5%) оценил в 7 баллов;
принцип прочности и прогрессирования - основной процент опрашиваемых (37,5%) выделил оценку в 8 баллов.
Выводы. Освещение проблемы принципов обучения (дидактических принципов) в педагогической литературе по теории и методике физического воспитания свое начало берёт ещё в 1940 году. Формирование и сведение к единой системе этих принципов занимались на протяжении более 60 лет многие ученые в сфере педагогики и теории и методики физического воспитания.
В ходе нашей работы мы провели исследование по следующим принципам:
научности
сознательности и активности
систематичности и последовательности
доступности и индивидуализации
наглядности
прочности и прогрессирования
На основании этих принципов нами была разработана анкета и проведено анкетирование студентов ФГБОУ ВПО «ШГПУ» факультета физической культуры 4 курса 2 группы, по результатам которой мы выявили, что значимость дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе играет очень важную роль.
ЛитератураЖелезняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк // . – М., 2004.
Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.