МОДИФИКАЦИЯ ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ БИЛЛИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОДИФИКАЦИЯ ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ БИЛЛИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Шешенина О.А. 1
1Московский технический университет связи и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье приведены некоторые материалы, являющиеся результатом анализа предметной области сферы ЖКХ (прием, учет и расчет платежей за жилищно-коммунальные услуги) и положенные в основу дипломной работы, связанной с разработкой подсистемы автоматизированной обработки данных для биллинговой системы по расчету жилищно-коммунальных услуг.

В современном мире существует достаточное количество программно-технических комплексов и программного обеспечения в разных сферах общественной жизни, поэтому актуальность и необходимость создания каких-то новых программ приходится тщательно оценивать и продумывать.

Существующий программно-технический комплекс (ПТК) по приему, учету и расчету платежей за ЖКУ, модификация программного обеспечения которого будет проведена, представляет собой совокупность программ, обеспечивающих обработку данных разных взаимодействующих участников системы. К ним относится администрация города, управляющие компании, расчетные компании, поставщики услуг, плательщики и сборщики платежей. Система построена на принципах «гибкой топологии», подразумевающих собой свободное изменение территориального расположения элементов.

Каждый элемент выполняет строго определенный набор функций, например, кассовые пункты предназначены для приема платежей у населения, абонентские пункты – для приема граждан и ведения базы данных лицевых счетов, расчетные пункты осуществляют массовые начисления и печать квитанций, статистический пункт поддерживает ведение общих данных по городу (региону) для всех участников системы.

В системе имеется три базовых бизнес-процесса: обслуживание информационных потоков, организационно-юридическое сопровождение, техническое сопровождение. Основным бизнес-процессом, создающим добавленную стоимость предприятия, является обслуживание информационных потоков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поставщиков других услуг, оказываемых населению.

Рассмотрим несколько похожих продуктов по предметной области, чтобы понять достоинства и недостатки существующей системы:

1. ПТК ЭнергоГород [1]

Это комплексная система учёта и диспетчеризацииресурсов города/района/УК/ТСЖ, которая специализируется только на автоматизированном учете электроэнергии, также предлагает решения в области учета тепла, ГВС и ХВС но в рамках отдельной модификации. Обладает следующими преимуществами:

  • Существенное сокращение потерь энергоресурсов (холодное и горячее водоснабжение) за счет оперативного обнаружения утечек и порывов и их своевременного устранения (из опыта – около 20%). Соответствующее сокращение городского бюджета на субсидирование оплаты услуг ЖКХ по муниципальным помещениям

  • Существенное сокращение затрат на теплоснабжение за счет оперативного обнаружения «перетопа» и оптимального согласования потребления с теплоснабжающей организацией. Соответствующее сокращение городского бюджета на субсидирование оплаты услуг ЖКХ по муниципальным помещениям

  • Сокращение персонала на уровне УК, МУП, ДЕЗ (система автоматически опрашивает счетчики вместо «ручной» сверки их показаний), расчетно-кассового центра (автоматический ввод в базу данных потребленных значений энергоресурсов вместо ее ручного заполнения оператором по результатам «ручной» сверки показаний счетчиков).

Как явное преимущество именно этого ПТК ЭнергоГород можно выделить только автоматическое опрашивание счетчиков вместо «ручной» сверки их показаний, это нововведение заметно бы повысило производительность модифицирумого ПТК.

2. ПТК «СПРУТ-М» [2]

Это Программно-технический комплекс, который предназначен для учета потребления энергоресурсов, дистанционного контроля и управления промышленными и гражданскими объектами.

Выполняет следующие функции:

  • Учет потребления воды, газа, тепла, электричества и других энергоресурсов.

  • Измерение температуры, давления, освещенности, скорости потока и других показателей с помощью различных датчиков, в том числе со стандартным выходом 4-20 ма; 0-10в. при помощи дополнительных контроллеров, подключаемых по интерфейсу.

  • Управление исполнительными устройствами и технологическими процессами.

  • Охрану помещений от несанкционированного проникновения, пожара, протечки воды и утечки газов.

Обладает большим перечнем комплексных решений, но состоит из отдельных модулей, что может быть не совсем удобно в плане технологического обеспечения и сопровождения.

После проведенного анализа предметной области биллинговых систем по расчету ЖКХ можно сделать следующее заключение: программного обеспечения для оформления и отслеживания коммунальных платежей достаточно, но все они узкоспециализированы, поэтому модификация программного обеспечения таких систем с целью расширения их функционала является актуальной задачей.

Как один из примеров модификации можно выделить создание программного обеспечения для подсистемы автоматизированной обработки данных, необходимых для получения заграничных паспортов.

Уже существующий программно-технический комплекс по автоматизированной обработке коммунальных платежей можно доработать в плане модификации программного обеспечения, добавив к нему программную реализацию подсистемы по обработке данных для заграничных паспортов, которая заключается в следующем: гражданину необходимо заполнить данные анкеты-заявки данными, большая часть которых автоматически заполняется на основании данных биллингового ПТК по расчету ЖКХ ( например, фамилия, имя, отчество, адрес проживания, данные паспорта и др.)- это гораздо удобнее с точки зрения достоверности и правильности заполнения данных, так как частично исключается человеческий фактор, и с точки зрения экономии времени.

Далее анкеты-заявки передаются в Федеральную миграционную службу, обработка анкет внутри этого ведомства не происходит, но ожидается, что от ФМС поступают некоторые данные об исполнении анкет-заявок, такие как данные о состоянии заграничного паспорта гражданина, находится ли он сейчас на обработке, успешно обработан или отклонен. Состояние заграничного паспорта доводится до сведения граждан по средствам печати справочной информации на счете на оплату услуг, который доставляется гражданам через основную биллинговую систему ЖКХ.

Функции, которые должна выполнять разрабатываемая подсистема:

  • регистрация и ведение электронных вариантов документов необходимых для оформления заграничного паспорта;

  • формирование документов для ФМС;

  • формирование разнообразных реестров по заданным условиям выборки (интервалы выборки, половозрастной состав граждан, статусы выполнения заграничного паспорта);

  • формирование справок по запросам граждан;

Таким образом возможна реализация дополнительной автоматизированной обработки данных, которая привнесла бы много достоинств в существующую биллинговую систему, сделав ее более конкурентоспособной. Данные будут обрабатываться быстрее, корректнее, и результаты предоставляться населению в удобной и доступной форме. Эта задача является предметом исследования и разработки дипломного проекта.

Список источников и литературы

1. Сайт ПТК ЭнергоГород http://www.krug2000.ru/products/energogorod.html

2. Сайт ПТК «СПРУТ-М» http://www.gkh-pt.ru/

Просмотров работы: 1584