Через правильную поставленную систему физического воспитания в школе можно укрепить здоровье, воспитать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения уровня учебного процесса.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Учитель физической культуры – это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состояние учащихся [5]. Поэтому к учителю физической культуры предъявляются высокие требования. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром [4]. Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося [3]. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
Объектом данной работы является изучение педагогической деятельности учителей в школе.
Предмет изучения - учитель физической культуры в учебно-воспитательном процессе школы.
Цель – выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре.
Задачи:
1)Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2)Выявить особенности педагогической деятельности учителя по физической культуре в МКОУ Сокольской СОШ.
3) Анкетирование учащихся.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, опрос (беседы, анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся изучения личности учителя физической культуры и физического воспитания.
Основное место в системе методов на всех этапах работы занимал метод педагогического наблюдения.
Метод интервьюирования служил средством проверки достоверности выводов, полученных в результате наблюдений и экспериментальных исследований.
Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Анкетирование – метод получения первичной информации заключающейся в составлении анкет и проведения опроса, применяется в общественных науках, при переписях населения и т.д. В данной работе применялся закрытый тип анкетирования, так как, позволяет получать информацию которую легче интерпретировать и представлять в виде таблицы.
Изучение и анализ научной и научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и раскрыть основные теоретические подходы к пониманию личности профессионала и состояния проблемы личности учителя-профессионала.
Разработать модель личности учителя физической культуры, обладающего высоким уровнем профессионализма.
Метод математически обработки данных служил для выведения процентного соотношения, чтобы сравнить показатели анкетирования между классами, выяснить, как дети относятся к уроку и учителю физической культуры.
Значительное место в системе использованных нами методов занимал метод анкетирования учащихся. Метод анкетирования использовался для того, чтобы определить отношение учащихся к предмету «физическая культура», занятиям спортом во вне учебное время.
В ходе анкетирования учащихся были определены:
исходный уровень отношения к занятиям спортом и физической культурой среди 6,8,10-х классов;
различное отношение к спортивному образу жизни среди мальчиков и девочек;
мотивация обучающихся;
проблемы у ряда учеников, связанные с малоподвижным образом жизни, которые в будущем необходимо решить, в том числе и учителю физической культуры.
Основной целью анкетирования было выявление отношения подрастающего поколения – обучающихся средней школы - к занятиям физической культурой и спортом, определение степени мотивации учеников и возможных проблем в преподавании предмета «физическая культура», с целью изучения личности учителя указанного учебного предмета как главного субъекта педагогической деятельности.
Анкетирование проводилось среди обучающихся Сокольской средней школы 6 (23 ученика, из них мальчиков – 12, девочек – 11) класса, 8 (24 ученика, из них мальчиков – 10, девочек - 14) класса и 10 (21 ученик, из них мальчиков – 8, девочек – 13) класса. В анкетировании приняли участие всего 68 человек, из них мальчиков - 30, девочек – 38. Эксперимент проводился в ноябре 2012 года. Анкета состоит из 20 вопросов, на которые ученикам предлагалось определиться с ответом по пятибалльной шкале (от 1 – совсем не согласен, до 5 – согласен полностью). По итогам анкетирования в школе проведен круглый стол с привлечением администрации школы, педагога – психолога, классных руководителей и учителей физической культуры, где были озвучены проблемы и даны рекомендации.
Анкета
1. Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
8,69 |
0 |
18,1 |
41,6 |
0 |
71,4 |
0 |
0 |
0 |
2 |
13 |
8,3 |
18,2 |
8,3 |
0 |
14,3 |
9,5 |
0 |
15,3 |
3 |
4,3 |
0 |
9,1 |
8,3 |
0 |
14,3 |
19 |
0 |
30,7 |
4 |
26,1 |
16,6 |
36,3 |
0 |
0 |
0 |
14,2 |
0 |
23 |
5 |
47,8 |
75 |
18,2 |
14,6 |
100 |
0 |
57,1 |
100 |
30,8 |
2. Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
8,7 |
8,3 |
9,1 |
4,2 |
0 |
7,1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
8,7 |
16,7 |
0 |
4,2 |
0 |
7,1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
34,8 |
0 |
72,7 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
47,8 |
75 |
18,2 |
79,2 |
100 |
64,3 |
100 |
100 |
100 |
Все обучающие в большей степени понимают, что занятия физкультурой развивают волю и целеустремленность подрастающего поколения. Самый высокий показатель у 10 классов, низкий у 6 классов среди девочек , поскольку не все из них увлечены спортом, занимаются нерегулярно- это не способствует систематической тренировке своей воли и порой отсутствует желание твердо идти к поставленным целям. С возрастом у подростков формируется личность, значимость спортивной деятельности.
3. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
4,3 |
0 |
9,1 |
16,7 |
0 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
2 |
8,7 |
0 |
18,2 |
20,8 |
0 |
35,7 |
4,8 |
0 |
7,7 |
3 |
8,7 |
8,3 |
9,1 |
4,2 |
0 |
7,1 |
19 |
0 |
30,8 |
4 |
13 |
16,7 |
9,1 |
4,2 |
0 |
7,1 |
9,5 |
0 |
15,4 |
5 |
65,2 |
75 |
54,5 |
54,2 |
100 |
21,4 |
66,7 |
100 |
46,2 |
Неплохие показатели – более 50% обучающихся регулярно занимаются физической культурой. Самые высокие среди мальчиков 8 и 10 классов(100%), выше среднего у мальчиков 6 класса - 75%, средние и ниже среднего показатели у девочек (по убывающей) -6,10,8 классы. Самый низкий у восьмиклассниц. Это связано с тем, что в классе много часто болеющих девочек. Высокие показатели связаны с имеющимся в Сокольском ФОКом.
4. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
30,4 |
41,7 |
18,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
21,7 |
33,3 |
9,1 |
12,5 |
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
17,4 |
8,3 |
27,3 |
29,2 |
30 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
4 |
13 |
0 |
27,3 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
17,4 |
16,7 |
18,2 |
50 |
40 |
57,1 |
100 |
100 |
100 |
Элемент оценивания признают все обучающиеся, особенно этот показатель возрастает у старшеклассников у мальчиков и девочек в равной степени. Желание посещать уроки физкультуры не из-за оценки выше у 6 классов по сравнению с восьмиклассниками.
5.Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
4,3 |
8,3 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
0 |
0 |
0 |
2 |
13 |
8,3 |
18,2 |
25 |
0 |
42,7 |
0 |
0 |
0 |
3 |
17,4 |
0 |
36,4 |
16,7 |
0 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
4 |
21,7 |
25 |
18,2 |
16,7 |
30 |
7,1 |
4,7 |
0 |
7,7 |
5 |
43,5 |
58,3 |
27,3 |
29,2 |
70 |
0 |
95,3 |
100 |
92,3 |
Среди 6-10 классов более всего признают приобретаемые навыки для дальнейшей жизни по убыванию: мальчики и девочки 10 класса, мальчики 8 класса, мальчики 6 класса, девочки 6 класса. Возможно, в дальнейшем их профессии или образ жизни будут связаны с физическими нагрузками. Именно к старшим классам обучающиеся в основном определяют: кем они хотят стать, какое положение в обществе намерены занять, определяются с любимым видом спорта, в котором уже достигли положительных результатов. Девочки 8 класса (большая часть) считают, что приобретаемые на уроках физкультуры, не нужны. Это связано с неактивной спортивной позицией девочек данного класса, неопределенностью в будущем.
6. Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
16,7 |
0 |
28,6 |
23,8 |
25 |
23,1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
14,3 |
0 |
23,1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
14,3 |
0 |
23,7 |
5 |
100 |
100 |
100 |
50 |
100 |
14,3 |
47,6 |
75 |
30,8 |
Праздники, связанные с борьбой и соперничеством особенно нравятся обучающимся 6 класса(100% - мальчики и девочки). Это связано с увлечением детей игровой формой вообще, именно такая форма работы особенно популярна среди 10-12 –летних учеников. Желание быть первыми, чувство победителя характерно и для мальчиков 8 класса, а вот среди мальчиков 10 класса добавляются чувство возможного поражения, проявляется заниженная самооценка (или оценивание реальных спортивных возможностей). Особое внимание нужно уделить девочкам 8 и 10 классов, которым нравится заниматься спортом, не принимая активного участия в соревнованиях. Возможно, учителю необходимо продумать свои уроки и мероприятия с учетом их отношения, т.к. спортивные соревнования без здорового соперничества невозможны.
7. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,3 |
0 |
9,1 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
4 |
34,8 |
16,7 |
54,5 |
20,8 |
0 |
35,7 |
0 |
0 |
0 |
5 |
56,5 |
83,3 |
27,3 |
70,8 |
100 |
50 |
100 |
100 |
100 |
Отрадно отметить, что все обучающиеся получают удовольствие от занятий физкультурой и спортом. Процентное соотношение вновь в пользу мальчиков по сравнению с девочками. «Отстают» девочки 6 и 8 классов. Увлечение компьютерами, малоподвижный образ жизни, гиподинамия являются явными соперниками спортивных занятий.
8.Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
13 |
0 |
27,3 |
16,7 |
0 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
5 |
78,3 |
100 |
54,5 |
83,3 |
100 |
71,4 |
100 |
100 |
100 |
Согласно результатам все опрашиваемые согласились, с тем, что заниматься спортом – это стало престижно среди современной молодежи. Не вполне конкретно оформилось отношение к этому вопросу у шестиклассниц и девочек 8 класса. Внимание к проблеме спорта и здорового образа жизни, грядущие Олимпийские игры и другие спортивные мероприятия в нашей стране, положительно сказываются отношение к физкультуре молодежи.
9.Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
16,7 |
0 |
28,7 |
23,8 |
0 |
38,5 |
2 |
8,7 |
8,3 |
9,1 |
25 |
0 |
42,9 |
9,5 |
25 |
0 |
3 |
17,4 |
16,7 |
18,2 |
4,2 |
0 |
7,1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
26,1 |
16,7 |
36,4 |
12,5 |
0 |
21,4 |
0 |
0 |
0 |
5 |
43,5 |
58,3 |
27,3 |
41,7 |
100 |
0 |
66,7 |
75 |
61,5 |
Привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями выработали ( по убывающей): мальчики 8 класса (100%), мальчики 10 класса (75%), девочки 10 класса (61,5%), мальчики 6 класса(58,3%). Наименьший интерес к регулярным физическим нагрузкам проявляют девочки 10 (38,5%) и 8 (28,7%) класса. Тем самым, важное значение в жизни подрастающего поколения, не имеющих желания самостоятельно заниматься спортом, приобретают уроки физической культуры и вполне оправдано введение в школе третьего часа физкультуры.
10.Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
13 |
0 |
27,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
17,4 |
0 |
36,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
8,7 |
0 |
18,2 |
4,2 |
0 |
7,1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4,3 |
0 |
9,1 |
16,7 |
0 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
5 |
56,2 |
100 |
9,1 |
79,2 |
100 |
64,3 |
100 |
100 |
100 |
Все высказались положительно относительно данного вопроса. Единогласно высказались мальчики 10, 8, 6 классов. Наиболее сложное отношение у девочек 6 класса: 27,3% - совсем не согласны, 36,4% - согласны частично. Это связано с тем, что уроки физической культуры иногда стоят в расписании вторым, третьим уроками, девочки не успевают переодеться к уроку вовремя, после урока нуждаются в отдыхе, на последующих уроках падает работоспособность. Девочки 10 класса имеют более гибкое расписание.
11.Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
30,4 |
0 |
63,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
13 |
0 |
27,3 |
12,5 |
0 |
21,4 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,3 |
0 |
9,1 |
20,8 |
0 |
35,7 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4,3 |
0 |
9,1 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
52,2 |
100 |
0 |
58,3 |
100 |
28,6 |
100 |
100 |
100 |
В связи с отношением обучающихся к занятиям физической культурой выбор ответов на данный вопрос очевиден. Наиболее спортивные 10 класс(мальчики и девочки), мальчики 6 и 8 классов. Наименьшее количество девочек 8 класса высказались за возможные дополнительные нагрузки. Иное положение среди девочек 6 класса. Они считают, что уроков физической культуры вполне достаточно. Это связано с тем, что уже второй год у них введен третий час физкультуры.
12.На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
14,3 |
0 |
0 |
0 |
5 |
100 |
100 |
100 |
91,7 |
100 |
85,7 |
100 |
100 |
100 |
Удивительное единодушие проявили ученики, отвечая на этот вопрос. Все согласны с тем, что занятия спортом воспитывают в человеке смелость, решительность, самодисциплину – очень важные качества для подрастающего поколения и формирования правильной позиции в современном обществе.
13.Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
4,3 |
0 |
9,1 |
20,8 |
0 |
35,7 |
19 |
0 |
30,8 |
2 |
4,3 |
0 |
9,1 |
20,8 |
0 |
35,7 |
9,5 |
0 |
15,4 |
3 |
8,7 |
0 |
18,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
17,4 |
0 |
36,4 |
0 |
0 |
0 |
23,8 |
25 |
23,1 |
5 |
65,2 |
100 |
27,3 |
58,3 |
100 |
28,6 |
47,6 |
75 |
30,8 |
Наибольшую активность в занятиях физическими упражнениями в каникулярное время проявляют мальчики 6, 8, 10 классов. Снижение физической активности среди девочек 10 класса связано с возможностью подготовиться к ЕГЭ, подтянуть учебные дисциплины, отдохнуть и просто выспаться. Вновь вызывают тревогу девочки 6 и 8 классов, убеждая нас в необходимости занятиями спортом в рамках предмета «физическая культура», обоснованности введения третьего часа физкультуры в школе.
14.Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, меня обязательно кто-то должен контролировать.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
39,1 |
66,7 |
9,1 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
8,7 |
16,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
26,1 |
16,7 |
36,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
21,7 |
0 |
45,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Почти все ребята не желают, чтобы их контролировали и не только занятиями спортом. В основном ребята осознанно выбирают тот или иной вид спорта, поэтому занимаются с увлечением и не нуждаются в контроле со стороны взрослых. Лишь часть девочек 6 класса признают необходимость контроля во время каникул занятиями физкультурой и спортом.
15.На соревнованиях мне нужна только победа.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4,2 |
0 |
7,1 |
4,7 |
0 |
7,7 |
3 |
0 |
0 |
0 |
20,8 |
0 |
35,7 |
9,5 |
0 |
15,4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
25 |
0 |
42,9 |
19 |
0 |
30,8 |
5 |
100 |
100 |
100 |
50 |
100 |
14,3 |
66,7 |
100 |
46,2 |
Все мальчики (100%) 6, 8, 10 классов и признают важность победы в спортивных соревнованиях. Девочки 6 класса в силу своего возраста и, несмотря на противоречивое отношение к занятиям спортом, также присоединяются к этой группе. Им нравится побеждать, победа - их цель соревнований. Иное отношение у девочек 10 и 8 класса, которые, возможно сомневаются в своих спортивных результатах. Их занятия спортом не всегда ассоциируются с победой.
16.Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
4,3 |
0 |
9,1 |
25 |
0 |
42,8 |
9,5 |
0 |
15,4 |
2 |
8,7 |
0 |
18,2 |
16,7 |
0 |
28,6 |
14,3 |
0 |
23,1 |
3 |
13 |
8,3 |
18,2 |
4,2 |
0 |
7,1 |
14,3 |
12,5 |
15,4 |
4 |
26,1 |
16,7 |
36,4 |
4,2 |
0 |
7,1 |
14,3 |
12,5 |
15,4 |
5 |
47,8 |
75 |
18,2 |
50 |
100 |
14,3 |
47,6 |
75 |
30,8 |
Данные на этот вопрос противоречивы. Не все интересуются физкультурно-спортивной работой и принимают в ней участие особенно девочки 8,10,6 классов. Мальчики в этом вопросе более активны, особенно 8 класс.
17.Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4,3 |
0 |
9,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
91,4 |
100 |
81,8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Все без исключения признают важность занятий физическими упражнениями в формировании фигуры подростка. Внешне выглядеть красивым, стройным диктует порой мода, общественное мнение.
18.Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14,3 |
12,5 |
15,4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
14,3 |
9,5 |
0 |
15,4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
23,8 |
50 |
7,7 |
4 |
0 |
0 |
0 |
33,3 |
50 |
21,4 |
14,3 |
0 |
23,1 |
5 |
100 |
100 |
100 |
45,8 |
50 |
42,9 |
38,1 |
37,5 |
38,5 |
Отношение к играм 100% положительное у шестиклассников. Признают увлеченность спортивными играми восьмиклассники, в меньшей степени десятиклассники. Это следует учесть на уроках физической культуры, выяснить, в чем проблематика вопроса.
19.Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
47,8 |
66,7 |
27,3 |
41,7 |
80 |
14,3 |
28,6 |
50 |
15,4 |
2 |
30,4 |
33,3 |
27,3 |
12,5 |
0 |
21,4 |
4,8 |
12,5 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
19 |
25 |
15,4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
16,7 |
0 |
28,6 |
23,8 |
0 |
38,5 |
5 |
21,7 |
0 |
45,5 |
16,7 |
20 |
14,3 |
23,8 |
12,5 |
30,8 |
Самостоятельную позицию в занятиях спортом имеют основная масса обучающихся. Отличную позицию занимают некоторые девочки 6, 8, 10 классов (45,5%, 14,3%, 30,8% соответственно), а также мальчики 8 и 10 класса (20% и 12,5% соответственно). Общение в подростковом возрасте играет основную роль, поэтому для многих ребят «чувство локтя просто необходимо» играет не последнее место в их жизни.
20.Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка.
№ |
общ |
6м |
6д |
общ |
8м |
8д |
общ |
10м |
10д |
1 |
0 |
0 |
0 |
16,7 |
0 |
28,6 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12,5 |
0 |
21,4 |
19 |
12,5 |
23,1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
14,3 |
14,3 |
0 |
23,1 |
4 |
4,3 |
0 |
9,1 |
8,3 |
0 |
14,3 |
14,3 |
12,5 |
15,4 |
5 |
95,7 |
100 |
90,1 |
54,2 |
100 |
21,4 |
52,4 |
75 |
38,5 |
Особенно активно отдыхать любят шестиклассники (мальчики и девочки), мальчики 8 класса. Основная масса обучающихся в школе, выбирают активный отдых. Исключением является часть девочек 8 класса, частично девочки 10 класса. Возможно, это связано с ленью или подготовкой к учебным предметам.
Выводы. Главный ожидаемый результат деятельности учителя физической культуры - психическое и физическое здоровье учащихся. Общие педагогические требования, предъявляемые учителю физической культуры:
высокий уровень нравственного самосознания;
педагогическое образование;
широкий идейно-политический кругозор;
устойчивые морально-волевые качества;
интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
высокий общий культурный уровень;
умение управлять собой в любых условиях;
хорошие организаторские способности;
умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к деятельности:
знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений;
умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
способность планировать перспективную подготовку школьников, учитывая их индивидуальные особенности;
умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;
способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.
Добавим к портрету учителя, несущему здоровое начало в своей работе, нравственные черты характера: заботливость, душевность, доброжелательность, приветливость; внимательность; разумная требовательность; справедливость, снисходительность, терпеливость; готовность к взаимопониманию и взаимопомощи; толерантность (терпимость); самообладание; профессиональная гордость, уверенность в себе; требовательность к себе и к своей работе; стремление к новаторству и саморазвитию; трудолюбие, самообладание при решении педагогических задач; деловитость, целеустремленность, инициативность; правильная самооценка; подвижничество. Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой». И снова мы получаем идеализированный вариант модели современного учителя. Но, только формируя у себя подобные качества и характеристики, педагог способен работать в учреждениях формирования здоровья.
Благополучие и процветание общества зависит от профессионализма самых разных специалистов. От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист. Ведущими задачами педагога нового типа являются:
создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;
учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Какова же «модельная» личность учителя XXI века? Японский педагог Т. Киучи предлагает модель учителя, в которую включает ряд существенных, по его мнению, признаков и качеств: способность одновременно учить и воспитывать, прочное теоретическое педагогическое образование, высокая культура и осознание ценностей воспитания, свобода и ответственность, причастность к интеллектуальной элите.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич // М: Физкультура и спорт, 1988. с.164.
Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Кофмана Л.Б. - Москва: Физкультура и спорт,1998.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. - Москва: Физкультура и спорт, 1991.
Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. с.64
Сухомлинский, В.А. Учитель – методист – наставник / В.А. Сухомлинский // – М.: Просвещение, 1988. с.83.