КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Валитов Л.Р. 1
1Университет управления "ТИСБИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Появление данного явления неизбежно связано с классовой организацией общества, образованием государства и права, следствием чего стало появление группы людей, выполняющих властные функции. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов государственными чиновниками, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики и представляет собой явление многоуровневое.

Она начинается в низших и заканчивается в самых высоких эшелонах власти. Коррупция - это круговая порука (система вертикали), и именно поэтому "чиновники" не очень-то торопятся принимать какие-либо меры по борьбе с ней. Естественно, кому захочется отказаться от дополнительного дохода, в несколько раз превышающего его официальную заработную плату. Тем более доказать получение взятки очень трудно, учитывая то, что многие люди, далекие от управления государством и не выполняющие должностные полномочия зачастую сами настаивают на взятке с целью положительного и быстрого решения того или иного вопроса. То есть, сами приучают чиновников получать дополнительный заработок за свою работу, которую они и так должны выполнять в полном объеме, так как государство оплачивает их труд.

Показательные задержания и суды над чиновниками-коррупционерами (хотя их и становится все больше) на ситуацию в целом не влияют.

Коррупцию в России уже давно называют системной, в том числе призванные бороться с ней представители Генпрокуратуры. А бороться с такой коррупцией только при помощи правоохранительных органов бесполезно, тем более что эти самые органы зачастую сами коррумпированы. Вряд ли кто будет спорить с необходимостью комплексного подхода, который подразумевает, в частности, совершенствование законодательства и усиление контроля над чиновниками.

«Так, по результатам исследований фонда "ИНДЕМ" рынок деловой коррупции в разы превосходит, доходы федерального бюджета. В 2009 он оценивался в $416 миллиардов и продолжал и продолжает расти» [8].

Госзакупки, по праву можно назвать одним из главных индикаторов уровня коррупции в стране, поскольку государство является крупнейшим игроком на рынке, поскольку речь идет о расходовании колоссальной сумм.

На Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации возложена задача отслеживать соблюдение федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Перед данным законом, в свою очередь стоит цель уменьшить коррупцию в госзакупках

Ни для кого не секрет, что размещение госзаказов является в России благоприятной средой для разного рода махинаций и сомнительных сделок. Ради получения крупного государственного заказа подрядчики готовы отдавать необходимую сумму чиновникам, пролоббировавшим их интересы.

«Самый распространенный сегодня размер взятки составляет 10 процентов от суммы сделки. В итоге получается огромная сумма, сравнимая с государственными расходами на образование и здравоохранение и превышающая госрасходы на культуру и спорт» [11]

Кроме того, несмотря даже на небольшое снижение коррупции, со временем сильно повышается квалификация коррупционеров.

Между тем, коррупция для государства является индикатором коррупции бытовой (для народа), поскольку любой чиновник является официальным представителем этого самого государства. Как может государство бороться с коррупцией тех своих представителей, которые, по определению, поставлены для реализации (осуществления) самих функций государства в отношении, когда оно не может контролировать тех, кого оно назначило блюсти свои интересы (осуществлять обеспечение функционирования самого себя).

Таким образом, коррупция в госзакупках, является первым индикатором коррупции в стране, так как в первую очередь государство для своего функционирования (т.е. для себя) не может наладить систему эффективного размещения заказа.

«Коррупция в системе государственных закупок – явление, к сожалению, не новое и вненациональное. Борьбе с коррупцией посвящено множество исследований. Во всем мире реализуется немало правительственных и неправительственных программ, но успехи пока более чем спорные.

Коррупция в системе госзакупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного или муниципального заказа условно можно разделить на четыре вида:

1. Финансовые потери – заключение сделок на невыгодных для государства и общества финансовых условиях. В первую очередь это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущим рыночным уровнем, включение в условия государственных контрактов предоплаты вместо отсрочки платежа и т.п.

2. Количественные потери – завышение или занижение объема поставляемых материалов или оказанных услуг по сравнению с необходимым количеством; приобретение товаров и услуг в личных целях ответственных чиновников, а не для удовлетворения государственных нужд и т.п.

3. Качественные потери – заключение сделок с нарушением требуемых технических условий, таких как поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества; худшие условия гарантийного и послегарантийного обслуживания; недостаточные требования по контролю качества выполнения работ и услуг и т.п.

4. Политические потери – ухудшение инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам и государству в целом, расшатывание экономической и финансовой системы страны, нарушение принципов свободной конкуренции и т.п. Полностью устранить коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы. Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода , которые уже подтвердили свою действенность:

 психологические методы;

 технические методы;

 регламентация процессов;

 репрессивные меры.

Психологические методы позволяют воздействовать на первопричину коррупции – стремление нанятых работников к незаконному обогащению за счет работодателя, а в нашем случае – за счет государства и, следовательно, всех граждан. К психологическим методам относятся:

1. Проверка анкетных данных, биографии кандидата и отзывов с предыдущих мест работы.

2. Специальные глубинные тестирования кандидатов при приеме на работу (вплоть до проверки на полиграфе – «детекторе лжи»). На сегодняшний день существует множество специальных тестов и компьютерных программ, которые позволяют работодателю получить достаточно четкий психологический портрет кандидата, в том числе с точки зрения потенциальной склонности к незаконному обогащению.

3. Периодические проверки сотрудников на лояльность, включая использование провокационных методов, широко распространенные в коммерческом секторе.

4. Создание системы взаимного контроля сотрудников (добровольные осведомители). Этот метод как специально созданная и культивируемая система также широко распространен в практике крупных коммерческих структур.

5. Эффективная мотивация сотрудников. Включает в себя не только материальное вознаграждение чиновников-закупщиков, но и специальные мотивационные программы, направленные на стимулирование желания долговременного сотрудничества с работодателем, построение карьеры в организации

6. Ротация сотрудников, являющихся членами комиссий по размещению заказов. Такой метод позволяет разрушить имеющиеся у недобросовестных чиновников договоренности с поставщиками.

7. Формирование корпоративной этики нетерпимости к коррупции (включая разработку этических кодексов, кодексов по управлению конфликтом интересов и реализацию специальных учебных программ).

Технические методы исключают или значительно уменьшают вероятность сговора представителей закупочных подразделений и продавцов, устраняя возможность личных контактов между участниками сделки или увеличивая риск коррупционера быть пойманным. Примерами подобного инструментария могут служить:

1. Оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения

2. Мониторинг служебной почтовой переписки.

3. Использование современных информационных технологий (системы электронных торгов).

4. Закупки по существующим коммерческим или специально сформированным каталогам.

Регламентные (процедурные) методы направлены на проведение всех закупок в полном соответствии с формализованными внутренними правилами и процедурами, снижающими риск возникновения коррупции. В этом случае комплекс мер по противодействию коррупции осуществляется по двум направлениям:

  1. Создание эффективной системы правил, детально регламентирующих коррупционно опасные этапы процедуры размещения госзаказа

  2. Создание четких механизмов контроля за точным соблюдением правил. В самой системе правил, которые снижают риск возникновения коррупции, должны быть предусмотрены контрольные точки закупки, позволяющие вести независимый текущий или последующий аудит проводимых процедур размещения государственного заказа.

Репрессивные меры направлены на создание условий, при которых коррупционные действия сотрудников, ответственных за размещение государственных заказов, невыгодны. В российском законодательстве это реализуется через отдельные положения Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 7.29–7.32) и Уголовного кодекса РФ (ст. 285–286, 288–293).

Следует отметить, что применение каждого из методов противодействия на практике ограничено его спецификой». [10]

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ, поставлены задачи по устранению факторов, способствующих развитию коррупционных проявлений в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Среди комплекса мероприятий по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, закрепленных в указанном плане, одна из мер направлена на усиление органами прокуратуры РФ надзора за исполнением законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

«Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, Минфин, Счетная палата, ФНС России, ФАС России, Росфиннадзор и Росфинмониторинг реализуют совместные планы по усилению борьбы с преступностью в названной сфере.

В рамках деятельности межведомственных рабочих групп, созданных в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ с участием представителей перечисленных министерств и ведомств, осуществляется обмен информацией и проведение проверок по всем фактам нарушений закона с принятием по их результатам исчерпывающих мер реагирования, включая возбуждение уголовных дел.

Реализуются совместные мероприятия по противодействию сговорам на рынке закупок, влекущим за собой существенное завышение цен по государственным и муниципальным контрактам и как результат - нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств»[5]

Эффективным средством борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, позволяющим снизить влияние человеческого фактора на исход закупок и минимизировать возможность коррупционных проявлений, является переход субъектов РФ и муниципалитетов с 1 января 2011 г. на размещение заказов на пяти электронных площадках. Учитывая, что на электронных площадках будет проводиться размещение более 70% объема государственного заказа РФ, важное значение имеет вопрос обеспечения безопасности проведения торгов и борьбы с инициаторами срыва аукционов (DDoS-атак). В данных целях участниками межведомственного взаимодействия - ФАС России с участием правоохранительных органов - проведены рабочие встречи для решения указанной проблемы, в настоящее время ведется работа по пресечению данных нарушений.[9]

Пристальное внимание прокуроров обращено на повышение качества проверки нормативных правовых актов, а также локальных правовых актов государственных и муниципальных учреждений в сфере размещения заказов. Опротестовывались противоречащие действующему законодательству правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам размещения государственного заказа, применение которых могло повлечь неправомерное использование бюджетных средств. Все протесты рассмотрены и удовлетворены, в оспариваемые акты внесены необходимые изменения.

С учетом предложений Генеральной прокуратуры РФ Минэкономразвития России подготовлен и одобрен Председателем Правительства РФ План разработки проектов нормативных актов Правительства РФ и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа.

«По требованию Генеральной прокуратуры РФ Минэкономразвития России 1 декабря 2010 г. утвердило номенклатуру одноименных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, отсутствие которой до недавнего времени позволяло заказчикам дробить заказы “малыми объемами” и не проводить торги. В настоящее время ведется доработка подготовленного Минэкономразвития России порядка проведения плановых проверок при осуществлении закупочных процедур»[12].

«Вследствие правовой неурегулированности механизма определения начальной (максимальной) цены контракта, влекущую за собой серьезные коррупционные риски, профильные ведомства по поручению Президента РФ с учетом позиции Генеральной прокуратуры РФ разрабатывают порядок определения начальной (максимальной) цены» [9].

В заключение отметим, что добиться ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход – сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок. Если ограничиваться отдельными областями или методами, можно получить лишь кратковременный эффект, однако спустя некоторое время структура и механизм извлечения незаконного дохода изменятся, сместившись в области, не затронутые инструментами контроля и противодействия. В результате суммарные коррупционные потери вернутся к прежним размерам или даже превзойдут их.

Список источников:

  1. Уголовный кодекс РФ(УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

  3. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

  5. Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568)

  6. Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.

  7. Учебник для ВУЗов. Госзакупки. Авторы: Данилова С. И., Стахова М. В., Урумова Е. С., Инфотропик Медиа - 2011, 368 стр.

  8. Региональный общественный Фонд «Информация для демократии» www.indem.ru

  9. Журнал "ГОСЗАКУПКИ.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

  10. Исследования Храмкина Андрея Александровича, директора Института госзакупок РАГС.

  11. Материалы пресс-конференции на тему «Государственные закупки: контроль и прозрачность». Пресс-центр РИА «Новости». Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Цариковский Андрей Юрьевич.

  12. О.С. Опёнышев, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ. Интервью для журнала"ГОСЗАКУПКИ.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика".

Просмотров работы: 8892