ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА В ГОРОДЕ ШУЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА В ГОРОДЕ ШУЯ

Кухаркина К.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. «Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье» [2].

В нынешнее время существует проблема многих семей по поводу взаимопонимании, доверия, и любви между родителями и детьми .Большинство родителей не проводят времени со своими детьми , из за каких либо причин либо просто по собственному желанию. Так же и дети не стремятся проводить время с семьей из за своих интересов. «Сейчас молодежь считает ,что время проведения досуга с семьей старинное и не нужное занятие. Но есть и те кто с удовольствие проводит друг с другом свободное время - досуг, правда есть некоторые причины которые часто мешают этому. На этом и основано наше анкетирование, выявить причину и что препятствует досугу с семьей, что нужно учитывать и родителям и детям и т.д»[8].

Семья как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:

- Социально-биологические отношения – охватывают сферу численности и

половозрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства,

родственных связей, наследования.

- Хозяйственно-экономические отношения – ведение домашнего хозяйства,

семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних,

распределение обязанностей.

- Юридические отношения – брак, развод, раздел имущества, содержание

детей.

- Нравственные отношения – любовь и долг, родительская любовь, любовь к

детям, мужское и женское достоинство.

-Психологические отношения – психологическая совместимость,

преодоление психологических противоречий.

- Эстетические отношения – культурная преемственность, эстетика общения,

поведения, речи, роли искусства в семье.

- Семья несет в себе определенные функции:

- Репродуктивная – воспроизведение потомства

- Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей

- Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание,

нравственные качества

- Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха

- Роль КДУ в организации семейного отдыха

«Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу»[1].

Формы работы с семьей

Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функций семьи столько сколько видов потребностей в устойчивой.

Проблемы:

- Занятость, отсутствие времени

- Педагогическая неграмотность

- Хозяйственно-экономическая функция состоит в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи, обеспечении материальных условий жизни семьи, ведение домашнего и личного хозяйства, соблюдение семейного бюджета, поддержание определенного порядка в жилище, приготовление пищи, приобретение и ремонт одежды, обуви, хоз. вещи.

- Главными моментами, характеризующими ее, являются: время, затрачиваемое на домашний труд, распределение труда между членами семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений.

- Характер выполнения семьей хозяйственно-экономической функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, кончая распределением домашнего труда.

Структура досуга:

- Чтение

- Просмотр телепередач

- Посещение библиотеки, театров, кино, гостей.

- Туризм

- Спорт

- Семейные праздники

- Досуг не синоним “отдыха” и “развлечения”. Досуг не сводится только к отдыху, ибо он может быть заполнен и такой деятельностью, которая не уменьшает, а увеличивает усталость от основной работы.

- Досуг не исчерпывается и развлечениями, хотя бы потому, что он может включать и другие формы препровождения свободного времени.

- Время на сон и еду.

- Время, связанное с работой, но не входящее в рабочее (передвижение к работе и обратно).

- Свободное время, затрачиваемое на учебу, повышение квалификации и самообразование, воспитание детей, общественная деятельность, отдых.

Среди различных дел выполняемых в свободное время есть такие, которые выполняют по долгу (общественные, семейные и другие): учеба, общественная работа, домашний труд; и такие, в выборе которых принимает участие он сам.

Главные характеристики досуга:

- Продолжительность

- Место проведения

- Форма проведения

- Нравственно-эстетический уровень

Красильникова Ю.Д в своей книге говорила так: «Досуг – действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно-семейных отношений.

Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение» [3].

Актуальность создания настоящего проекта заключается в том, что главной ячейкой как для общества, так и для государства является семья.Семья основа государства.Крепкая семья – крепкое государство.

Проект направлен на организацию семейно досугового центра для семей.

Целью нашего проекта является повышение семейно-досуговой компетенции людей через создание молодежно-семейного центра.

Задачи:

-Просвещение семей о возможностях проведения семейного досуга, как дома, так и вне его.

- Разработка досуговых программ.

- Организация досуговой деятельности детей и родителей.

- Обучение специалистов по организации семейного досуга.

Контингент: семьи

Гипотеза: Повышение семейно-досуговой компетенции молодых людей

через создание молодежно– семейного центра будет эффективным при

следующих условиях:

- изучение семейного опыта организаций семейного досуга

-создание детско-родительского объединения

-создание системы обучения(просвещение в области семейного досуга)

-развитие умений по организации досуга

- разнообразные направления работ

- постоянная методическая работа с персоналом

- мониторинге , качество работы центра

ПРОЕКТ

Организации семейного досуга в г.Шуя

Первый этап. Предпроектный.

Пилотажное социологическое исследование «Семейный досуг».

На предпроектном этапе подготовки проекта нами была разработана анкета: «Семейный досуг», респондентами стали студенты Шуйского государственного педагогического университета.

Анкета «Семейный досуг»

Уважаемые студенты, просим вас ответить на пару вопросов по теме «Семейный досуг»

1.Возраст

2.Пол

3.Факультет

4. Нравится ли вам проводить время со своей семьей?

5. Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?

6. Как вы проводите досуг с семьей?

7. Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?

8. Что мешает проведению досуга с семьей?

9. Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?

10. Что является для вас главным в общении с семьей?

11. Укажите состав вашего семейного досуга?

Благодарим вас за участие!

В нашем анкетирование приняло участие 50 иногородних студентов «ШГПУ». Из них 30 парней 60% и 20 девушек 40%.

Результаты социологического исследования:

По первому вопросу – « Нравится ли вам проводить время со своей семьей?»

98% студентов ответило что им нравится проводить время с семьей ,

и только 2% что нет.

По данным ответам мы видим, что студенты стремятся и хотят проводить время со своей семьей.

На второй вопрос» Сколько времени вы тратите на досуг с семьей в неделю?»

50% ответило ,что 2 дня,

28% ответило, что тратят на досуг с семьей 1 день,

12%ответило что тратят на это 2 часа,

8% ответило, что тратят все выходные – 3 дня.

Результаты показывают что большинство студентов тратят проводят два дня на досуг с семьей.

На третий вопрос « Как вы проводите досуг с семьей?» мы получили следующие ответы:

52% студентов ответили ,что в их досуг семьей входит только просмотр TV,

16%выбралотуризм,

16% - прогулки,

6% - кино,

6% - спортивные мероприятия,

2% - театр,

2% - просто ходят в гости к родственникам и друзьям.

Ответы говорят о том,что в нынешнее время семейный досуг почти полностью состоит из просмотра TV, на втором месте туризм и прогулки и уже в самом низу ступени досуга студентов находятся театр,кино, спортивные мероприятия.

На 4 вопрос « Что бы вы хотели добавить к досугу своей семьи?»

28% - туризм,

24% хотели бы добавить больше семейных мероприятий в свою семью,

20% студентов ответило, что ни чего бы, ни хотели добавить к досугу своей семьи,

16% - театр,

10% - кино.

4% - прогулку,

Мы убедились, что студентам не хватает таких досуговых семейных мероприятий как туризм, спортивные мероприятия. Некоторые заявили, что не хотели бы ничего менять.

На пятый вопрос « Что мешает проведению досуга с семьей?» все 100%единогласно ответили что учеба, т.к она занимает большое количество их времени.

Все единогласно ответили, что проведению досуга мешает учеба т.к она занимает большое количество времени.

На шестой вопрос, « Каким вы видите досуг в вашей будущей семье?

Были получены следующие ответы:4% студентов ответило, что это будет просмотр TV,

44%ответили что хотели бы чтоб в их будущей семье присутствовал туризм,

18% - спортивные мероприятия,

12% - кино,

6% прогулки семьей,

4% - театр,

12% - ходить в гости.

На данный вопрос студенты отдали свое предпочтение туризму, спортивным мероприятиям , кино и ходить в гости.

На седьмой вопрос « Что является для вас главным в общении с семьей?»

62% студентов ответило, что это взаимопонимание,

24% - доверие,

14% – любовь.

Самым главным студенты считают взаимопонимание.

И на наш последний вопрос « Укажите состав вашего семейного досуга?»

20% ответили ,что в нем принимают участие друзья,

36%ответили что принимает участие только семья,

4% - соседи,

40% - все ( родные, близкие, знакомые.)

Во время проведения анкетирования было замечено, что парни с большим желанием и искренностью отвечали, чем девушки. Проведя это анкетирование, я выявила, как положительные, так и отрицательные качества. К положительным относится то, что студенты все таки стремятся к досугу с семьей, стараются разнообразить свой семейный досуг, с удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со своей семьей. Плюс выражается еще и в том, что студенты действительно хотят добиться в семейном досуге чего-то большего, нового, они относятся к этому очень серьезно, поскольку считают, что без этого семья может разрушиться.

К проблемам относится то, что у студентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что такое семейный досуг и что в него входит.

Очевидно, что в современном обществе не хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которая и включает в себя досуг.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Поэтому мы разработали проект по созданию центра Семейного досуга.

Второй этап. Подготовительный.

Для привлечения посетителей с созданием «Семейного центра» мы подготовили рекламную компанию

1. Размещение статей в СМИ о проблемах семейного досуга; роль семьи в обществе.

2.Создание сайта «Family» » http://semyamall.ru

Тут представлен эскиз первой станицы сайта: (Рис.1)

Семейный сайт досуга

http://semyamall.ru

Семейный досуг

Отдых с детьми - всегда непресказуемое развитие событий, в котором нужно быть готовым ко всему. Чтобы ваша поездка не оказалась экстремальной, мы подготовили советы бывалых в "путь-дорожку". Счастливого пути и возвращения!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Семейный сайт http://semyamall.ru и надеемся, что наш проект понравится не только молодым мамочкам, но и будет полезен для тех, кто хочет лучше понять собственных детей и свою роль в их воспитании. Появление в семье малыша – это одновременно волнующее, радостное событие и серьезное испытание. А если это еще и первенец, то нужно многому научиться, чтобы вырастить здорового малыша, который в будущем сможет стать предметом Вашей гордости и надежной опорой.

Детский справочник Альбом

Здоровье детей и родителей

Досуг и отдых семьи?

Как организовать семейный досуг?

Как устроить праздник?

Товары и услуги для родителей ?

Родителям на заметку

Комментарии и обсуждения

Контакты и адрес

Семейный сайт http://semyamall.ru это больше чем просто информационный семейный портал, это целое сообщество любящих родителей, которые всегда рады помочь Вам советом, готовы пожалеть, взбодрить и поделиться личным опытом и своим мнением.

3.Проведение пиаракции, которая будет проходить накануне открытия семейного центра.

Пиар – акция включила в себя:

- создание и распространение информационных листовок;

- распространители в футболках;

- шары – сувениры.

- вывески на автобусах

-. Размещение растяжек (Рис.2)

Не знаете как провести время с семьей, как организовать семейный досуг? В

этом вам поможет Центр Семейного досуга

Приглашает всех молодых семей !

Мы дарим Счастье!

Эскиз листовки:

Центр семейного досуга

http://semyamall.ru

Приглашает всех семей посетить новый и современный центр семейного досуга. Здесь вы узнаете много интересного:

Как проводить семейные праздники?

Как разнообразить семейный досуг?

Что включает в себя семейный досуг? И многое другое

Проведение:

Утренников

Бесед

Праздников

Лекций

Прогулки – поездки

Спортивных мероприятий

Вас ждут разнообразные игры , конкурсы , фестивали, программы.

Вам предоставлены:

Комнаты для досуга с детьми

Комнаты для бесед

Спортивный зал

Парк для проведения прогулок и игр

Работу будут проводить квалифицированные специалисты :

Педагоги - организаторы.

Все лучшее для вас !

Адрес:г.Шуя ,улКооператикная 22

Центр работает понедекльник - пятница с 10:00 до 15:00.

(рис.3)

Третий этап. Реализация проекта организации семейного досуга

Центр Семейного досуга

Программа работы центра Семейного досуга.

1

Направления

Формы и содержания

2

Педагогическое

просвещение

родителей

- просмотр фильмов, « Семья наш дом

родной», «У вас малыш», «Наши малыши»,

« Цените семью», « Проведи время с

пользой».

- книги для родителей, « Малыши» ,

«Родитель наш», «Досуг с ребенком» ,

« Уход за ребенком», «Наше здоровье».

- технологии по проведению досуга с

родителями.

- разработки мероприятий родителями.

3

Психологическое

просвещение

специалистов по

семейному досугу

-беседы – темы: «Воспитание ребенка»,

« Качество проведение досуга», « Интересы

семьи», « Как занять и родителей и детей».

-лекции–темы: «Досуг ребенка с малого

возраста», «Взаимодействие родителей и

детей», «Досуг как средство воспитания».

-тренинги – темы: « Мир семьи», « Единое

целое».

4

Обучение подготовке и

проведению

мероприятий

-утренники

-праздники – мастер классы для сотрудников

-прогулки – поездки – проведение

- конкурсы – мастер классы

- вечера

5

Организация мастер -

классов

«Глиняная игрушка», «Рисуем вместе», «Семейное караоке», «Лепка из пластилина».

6

Организации конкурсов

семейного клуба

«Лучшая семья года», «Клуб 2011»,

«Новинка», « Поделимся знанием».

Организации семейных клубов будут

делиться своим опытом и своими технологиями по работе с семейным досугом.

7

Спортивно-

оздоровительное

содержание

-Тематические вечера

-Спортивные игры и соревнования: «Мама,

Папа, Я – Спортивная семья», «Дружба»,

« Береги здоровье», «Дети наше счастье»,

- Эстафеты между семьями.

8

Организация досуговых

мероприятий

«Все сам», «Учимся играть», «Маленький архитектор», «У природы нет плохой

погоды», «Маленький герой».

9

Организация

регионального

сообществаСемейных

клубов

-Встречи, беседы с региональными,

международными, зарубежными центрами

Семейного досуга.

10

Повышение уровня

работы центра.

-курсы повышение квалификации

- создание рейтинга работы специалистов

путем конкурсов и отлично выполненных

заданий

- система поощрений активных и грамотных

работников (дополнительные выходные,

премии.

11

Мониторинг

- создание сайта

- предложения и отзывы

- создание анкет, с вопросами об оценке

предоставляемых услуг

Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории РФ.

Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта (на каждого члена команды заполняется отдельная анкета в соответствии с Приложением 1 и дополнительным описанием персональных функций в реализации проекта)

Социальные педагоги- психологи

Менеджеры организации культурного досуга

Специалисты в области ДПИ

Тренеры по ОФП

Критерии оценки эффективности проекта:

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития

проекта, долгосрочный эффект.

Прогнозируемый результат.

Реализовав данный проект мы сможем добиться следующих результатов:

- удовлетворенность семейным досугом семей повысится на 50 - 60%

- в семьях повысится качество проведения семейного досуга

-повышение спроса на обучение в центре семейного досуга

Это приведет к решению поставленных нами проблем, полученных после социального исследования ( проблема семейного досуга, удовлетворенность предоставляемыми услугами, реализация предоставленных услуг).Наше государство нуждается в сильном и сплоченном обществе , а такое общество и должно состоять из любящих и крепких семей.

Со временем центр семейного досуга сможет стать самым спрашиваемой и нуждающейся услугой.

Список литературы:

1.Значение культурно-досуговой деятельности-http://o-dosuge.ru 2.Иванова Л.В. Семейный досуг и библиотека -http://www.uraledu.ru

3. Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Социально – культурная деятельность: учебник. – М.:МГУКИ, 2004

4.Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов: Изобразительное искусство для детей.Книга для семейного чтения и творческого досуга -http://www.ukazka.ru 5.Продукция издательства Клуб семейного досуга -http://www.labirint.ru6.Семейный досуг и отдых -http://www.mamashkam.ru

8.Чижиков В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. М.:МГУКИ, 2008 (стр.2),.

9.Центр семейного досуга -http://www.chatoff.by.

16

Просмотров работы: 14976