СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Кузина А.С. 1, Штепенко Т.С. 1
1Мурманский государственнный гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается с каждым годом. Такие дети особенно нуждаются в нашей помощи и защите. Окружающий мир полон опасных вещей, и наркомания – это одна из самых страшных проблем, которые могут случиться с человеком.

Целью проекта, разработанного студентами ППИ МГГУ в 2011 году и апробированного на базе Государственного областного бюджетного образовательного учреждения Минькинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида при проведении «Декады SOS», «Жизнь зовет» является:

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками, в том числе для лиц с ОВЗ, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое развитие.

Употребление наркотиков губительно для всего человечества, особенно гибельно в молодежной среде, в том числе для подростков с ограниченными возможностями здоровья - поражается и настоящее, и будущее общества. Ведь психоактивные вещества влияют на несформировавшийся детский организм, постепенно разрушая его. [3] Это касается как детей с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому данная тема актуальна сегодня как никогда, так же как на протяжении многих предшествующих лет.

Регулярно в России 5, 99 млн. человек употребляют наркотики. Из них 20% это школьники, 20 % - взрослые, а 60 % - молодежь в возрасте от 16 до 30 лет.

Диаграмма 1.

Возрастное соотношение лиц, употребляющих наркотические вещества (Россия)

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет. В последние годы резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет, к наркомании их приобщают родители-наркоманы. [1]

Вашему вниманию предлагается возрастная классификация употребления наркотических веществ, которая может пригодиться как педагогам, так и родителям. [2]

Таблица 1.

Возрастная классификация употребления наркотических веществ

Возраст

Характерные признаки

10-12 лет

Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания о наркотиках отрывочны, недостоверны.

12 – 14 лет

Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие - из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много - из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

16 – 18 лет

Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Неутешительна статистика и в Мурманском регионе. По данным ГУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер» по состоянию на 1 января 2010 года на учете по городу Мурманску состояло 1344 человека (по Мурманской области – в целом 2598 человек) за употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из них с диагнозом «наркомания» - 996 человек (по Мурманской области – в целом 1686 человек). Стоит заострить внимание на том, что это официальная статистика, то есть те люди, которые обратились за помощью. По неофициальным данным число наркозависимых на порядок больше.

Бригады скорой медицинской помощи города Мурманска в 2008 году выезжали 934 раза на случаи передозировок, из них 33 раза на случаи летальных исходов от наркотической интоксикации, в 2009 году выезжали 1006 раз, из них 29 раз на случаи летальных исходов от наркотической интоксикации, в первом полугодии 2010 года выезжали 465 раз на случаи передозировок, летальных исходов не было. [5]

Кроме того, наблюдается тенденция к росту количества наркоманов в Мурманской области. Так, в сравнении с 01.01.2007 - 885 человек, с 01.01.2008 - это 919 человек, а с 01.01.2009 - это 979 человек. Таким образом, из года в год наблюдается небольшой рост лиц с диагнозом «наркомания», состоящих на учете ГУЗ «МОНД».

Существует ряд признаков, по которым можно обнаружить наличие проблемы с наркотическими веществами у детей. Работа по направлениям, таким как профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни, должна вестись во взаимодействии педагогов с родителями. Именно родители – первые должны распознать признаки наркомании у своих детей:

-По внешнему виду и поведению. Лицо человека в состоянии наркотического опьянения бледнеет или краснеет, глаза блестят, зрачки либо сужаются, либо становятся чересчур широкими.

-По наличию следов уколов на руках, ногах и друг их характерных частях тела.

-По изменениям голоса (он часто становится осиплым), жалобам на сухость во рту.

-При употреблении не которых видов наркотиков возможны галлюцинации. [6]

Также необходимо знать причины, которые могут содействовать развитию наркомании:

  1. Отсутствие успеха в выполнение собственных целей и намерений.

  2. .Нечеткое понимание перспектив в жизни.

  3. Повышенная степень агрессии, лояльное отношение к насилию.

  4. Недостаточно высокий уровень зрелости, пониженная самооценка (в частности на фоне завышенных родительских намерений).

  5. Отсутствие сформированной системы ценностей, авторитетов.

  6. Наличие стрессовых и кризисных ситуаций в личной и семейной жизни.

  7. Частые конфликты и отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

  8. Вхождение в группу сверстников, имеющих определенные ценностные ориентиры.

  9. Низкая школьная успеваемость, не желание учиться, отсутствие увлечений.

  10. Плохие отношения со школьными учителями, низкий уровень доверительности. [6]

Если же хотя бы один из этих факторов имеет место быть (в частности в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует вплотную задуматься и об устранении самого фактора, и о предотвращении его нежелательных последствий.

В случае, когда у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу. Чем раньше это произойдет – тем выше шанс на то, что удастся взять ситуацию под контроль.

В рамках учебного курса в 2011-2012 гг. был разработан проект, состоящий из 3 частей: рекомендации для специалистов дефектологического профиля, родителей подростков с ограниченными возможностями здоровья, для подростков с ОВЗ.

В качестве первичной профилактики наркомании среди подростков с ограниченными возможностями здоровья была разработана станционная игра «Жизнь зовет!», представляющая собой интерактивную форму работы с подростками. Игра была апробирована во время проведения «Декады SOS» на базе Государственного областного бюджетного образовательного учреждения Минькинская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат V вида.

Цель игры: пропаганда здорового образа жизни посредством подвижных интересных игр.

Количество участников: 20-25 подростков.

Количество станций: 6.

После прохождения всех станций команды собираются в определенном месте и складывают из кусочков, полученных во время игры, стихотворение.

Станция № 1 «Путешествие в темноте»

Кегли расставляются "змейкой" перед каждой командой. Команды, взявшись за руки, с завязанными глазами пытаются пройти дистанцию, не задев кегли.

У чьей команды окажется меньше сбитых кеглей, та и победит в «путешествии». Сколько не сбитых кеглей - столько очков.

Станция № 2 «Прокатись на мяче»

Все участники выстраиваются в команды по 3 человека. Каждая «тройка» игроков получает тугой волейбольный мяч.

По сигналу ведущего один из игроков тройки, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его.

Команда, первая дошедшая до финиша, побеждает.

Станция № 3 «Почтальоны»

Перед каждой командой на расстоянии 5-7 метров на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания имен. Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складываются в заплечные сумки.

Первые номера команд надевают сумки на плечо, по сигналу ведущего спешат к бумажному листу на полу - адресату, вынимают из сумки открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию.

Вернувшись, передают сумку следующему игроку своей команды. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.

Станция № 4 «Нарисуй солнышко»

Команды выстраиваются в колонну «по одному».

У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч.

Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча – «нарисовать солнышко».

Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Станция № 5 «Загадочный сундук»

У каждого из двух игроков - свой сундук или чемодан, в котором сложены различные предметы одежды.

Игрокам завязывают глаза, и по команде ведущего они начинают надевать вещи из сундука.

Задача игроков - нарядиться как можно быстрее.

Станция № 6 «Песня»

На доске развешены карточки со словами: «Спорт», «здоровье», «радость», «жизнь», «счастье»

Каждая команда должна придумать песни, в которых звучат представленные слова, и спеть их.

Если команда придумала песни на все пять слов, им засчитывается 5 баллов, четыре - 4 балла, три – 3 балла, два- 2 балла, одно – 1 балл.

В заключительной части игры дети выкладывают из полученных строчек стихотворение:

Объявляем бой наркомании всей!

Мы хотим видеть счастье планеты детей.

Если враг угрожает здоровью людей,

Значит, зло пресеки и навечно убей!

Нет наркотикам! Нет!

Будь здоровой, Земля!

Пусть очищены будут от зелья поля!

Дети в мире и в счастье живут среди нас.

Нет наркотикам! Нет!

Призываем мы вас!

Подводя итоги вышеизложенного, хотим ещё раз обратить внимание на то, что наркотики – это серьезная проблема всего человечества. Ведь они являются стратегическим оружием для уничтожения целой страны. По воздействиям наркомания равна последствиям ядерной катастрофы.

Исследования показывают: если человек не попробовал наркотики до 21 года, то вряд ли он попробует наркотики вообще. [4] Чрезвычайно важно донести информацию до молодых людей прежде, чем они примут решение попробовать наркотики.

В наших силах защитить детей от разрушительного действия наркотиков.

Мы выбираем жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беда нашего времени – наркотики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://50.mvd.ru/news/189293/

  2. Дети и наркотики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://narcotics.su/deti_i_narkotiki.html

  3. Залыгина, Н.А. Как уберечь подростка от наркотиков [Текст] / Н.А. Залыгина - Мн.: 2000.

  4. Личко А., Битенский В. Подростковая наркология [Текст]: руководство для врачей / А. Личко, В. Битенский - 1991 – 304с.

  5. Проблема наркомании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russlav.ru/narkotik/narcomaniya.html

  6. Селиверстова, Н.А. Как распознать первые признаки наркомании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.yapsiholog.ru/kak_raspoznati_pervye_priznaki_narkomanii/

7

Просмотров работы: 2670