ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА «СРЕДА ОБИТАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЖАНРА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА «СРЕДА ОБИТАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЖАНРА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Расследование – самое молодое направление в современной отечественной журналистике.

Как правило, все журналистские расследования посвящены поискам решения актуальных проблем: преступность, коррупция, экология и др. При всем разнообразии тематики их объединяет наличие «кричащих» фактов, аналитический взгляд на происходящее, открытость авторской позиции.

В советские времена жанра журналистского расследования как такового не существовало. Даже отдельные его элементы можно было отыскать лишь в незначительной части материалов, представленных в периодике тех лет. Полностью подконтрольные партийному аппарату власти, средства массовой информации время от времени публиковали критические корреспонденции, но расследование велось в строго определенных журналисту пределах, а его результаты «подгонялись» под генеральную линию партии.

Первые публикации в российской прессе под рубрикой «Журналистское расследование» появились в начале 1990-х годов. Журналисты, начинавшие работать в этом жанре, зачастую были вынуждены действовать, руководствуясь больше здравым смыслом, чем правилами и методами.

Принятый в 1991 году Закон «О средствах массовой информации», который наделил журналиста весьма широкими правами и гарантировал защиту его чести, достоинства, имущества и здоровья. Впервые в российской истории журналист был назван лицом, выполняющим общественный долг.

У прессы появился реальный шанс стать настоящей «четвертой властью», задачи которой уже не сводились бы к унылым функциям «коллективного пропагандиста и организатора». Журналистика стала рассматриваться обществом как один из мощнейших инструментов социального контроля над деятельностью государственных институтов, как эффективное средство в борьбе с произволом чиновников и распространением коррупции.

На первых порах от «расследовательского» жанра в нашей стране ждали, прежде всего, восстановления социальной справедливости. И какое-то время, когда рухнул железный занавес, открылись секретные архивы, появилась возможность публично сопоставлять и анализировать факты – расследовательская журналистика успешно справлялась с этой задачей.

К середине 90-х годов в общественном сознании сформировалось понятие «война компроматов». С нее и началась дискредитация жанра журналистского расследования. К концу 90-х годов в «войну компроматов» включились многие авторитетные средства массовой информации. Жанр журналистского расследования стал активно использоваться в качестве эффективного инструмента, так называемого «черного пиара».

Существует мнение, что нынешняя дискредитация жанра – во многом результат пренебрежения классикой расследовательской журналистики. Даже среди «акул пера» немногие дали себе труд окунуться в историю вопроса.

Между тем, история этого направления отечественной и зарубежной журналистики насчитывает более полутора сотен лет, в этом жанре творили известнейшие журналисты двух минувших веков, талантливые литераторы и даже гениальные поэты. Именно они вырабатывали эталон расследовательской журналистики.

Так, для русской журналистики XIX века очень важно было достучаться до умов современников, донести волнующие общество проблемы. Высот, выразившихся в блестящих журналистских расследованиях, она достигала в репортажах, корреспонденциях, судебных очерках, которые в России принято было обобщенно называть «публицистика». Сама специфика русской жизни была такова, что журналистам и писателям вольно или невольно приходилось подчас выступать в роли расследователей.

В настоящее время на процесс формирования расследовательской журналистики влияет пример западных коллег, а также традиции русского и советского проблемного очерка и репортажа.

Выявление особенностей современного состояния журналистского расследования с учетом жанровой модификации обуславливает актуальность научного исследования.

Цели исследования – выявить особенности проведения журналистского расследования, на примере телевизионной программы «Среда обитания» обосновать методику построения журналистского расследования.

Для достижения цели решаются задачи:

– осветить этапы и методы проведения журналистского расследования;

– описать методику работы с источниками информации;

– проанализировать примеры журналистских расследований.

Объект исследования – журналистское расследование как жанр журналистики.

Предмет исследования – жанровое своеобразие телепрограммы «Среда обитания».

В исследовании использованы труды по теории и практике журналистики таких авторов, как Д.С. Авраамов, В.В. Ворошилов, С.Д. Корносенко, Г.В. Лазутина, Ю.А. Тертычный, Я.Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др. алфавит

Особо выделим книгу «Журналистское расследование: история метода и современная практика» под редакцией А.Д. Константинова. Это издание – одно из немногих, в котором содержится материал по самым известным журналистским исследованиям, проведенным в современной России.

Глава 1. Характеристика жанра журналистского расследования

1.1 Понятие, предмет и задачи журналистского расследования

Одно из определений жанра журналистского расследования дал заместитель редактора-распорядителя американской газеты «Ньюсдэй» Роберт Грин после знаменитого уотергейтского скандала. Он назвал журналистским расследованием «материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне» [24, С. 45].

Журналистика рассматривается обществом как один из инструментов социального контроля над деятельностью государства, как эффективное средство в борьбе с произволом чиновников и распространения коррупции.

М.Н. Ким подчеркивает, что «исполнить эти функции стандартными методами журналистики не всегда возможно. Именно поэтому в редакциях газет и телевидения возник спрос на журналистов, способных добыть эту информацию самостоятельно, а материалы, которые они писали, стали выходить под рубрикой «Журналистское расследование» [31, C. 66].

Подготовка расследования – это, прежде всего, поиск информации. Но, получить необходимые, именно в расследовании, факты становится порой трудной задачей. Ведь журналисты ищут при этом не просто чрезвычайно актуальные и значимые для общества сведения, а те, которые малодоступны или вообще скрываются от них и общества в целом.

«Репортер выражает свое отношение к конфликту с помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов, эмоционально воздействует на читателя, слушателя, зрителя» [26, С. 67], – отмечает А. Симонов.

Продумывая композицию журналистского расследования, автор стремится к нарастанию напряженности действия. Он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, заинтересовывая читателя в его развязке. Таким образом, журналистское расследование обретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра. Однако если в детективе центральной фигурой является личность следователя, его привычки, манера поведения (например, Мегре, Коломбо, Фандорин), то в данном случае автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности расследования негативного явления, чтобы привлечь к нему общественное внимание и добиться объективной правовой оценки.

В пособии под редакцией М.Н. Сивашевой отмечается: «Журналист-расследователь иногда использует приемы, взятые из практики правоохранительных органов, что позволяет находить нечто общее в работе детектива и журналиста. Здесь таится определенная опасность подмены целей. Журналист не должен отождествлять свою деятельность с функциями правоохранительных органов. Его задача – не ловить преступника, а предать гласности факты его противоправной деятельности, обозначить проблему и, может быть, предложить пути решения» [25].

В этой плоскости хорошо видна разница между расследованием журналистским и расследованием, которое проводят правоохранительные органы. Если для вторых основной является функция обеспечения законности, то для журналистов, важна, в первую очередь, функция социальной справедливости. Журналисты не выносят приговора и не принимают судьбоносных решений. Журналисты предоставляют это право обществу, которое может и не согласиться с их пониманием и их оценкой.

Достаточно долгое время понятие «журналистское расследование» воспринималось как синоним журналистского исследования действительности. И в этом плане оно обозначало собой сбор материала, связанного с анализом различных проблем общественной жизни, подготовкой выступлений, прежде всего в жанрах аналитической статьи, очерка, фельетона.

Говоря об особенностях развития жанра в России, А. Д. Константинов – известный публицист, создавший впервые в России организацию «Агентство журналистских расследований» (АЖУР) в 1998 году – подчеркивает: «Российская журналистика несколько сужает и заостряет понятие журналистского расследования. Оно еще не приобрело своей академической формы, но уже сейчас многие понимают под ним исследование темы, связанной со злоупотреблениями властью и коррупцией. Цель такого расследования – предать огласке скрытые связи между властью и организованной преступностью. На самом же деле расследование как жанр не может быть связано рамками какой-то определенной проблемы» [24, С. 65].

Исследователь замечает: «Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Журналист, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению» [24, С. 66].

А. Тертычный – автор многих научных и учебно-методических публикаций по журналистике – проводя сравнение современного журналистского расследования с публикацией какого-то иного жанра, например со статьей, корреспонденцией, очерком и т.д., пишет: «… в расследовании можно найти черты, роднящие его с этими жанрами. И все же полнокровное журналистское расследование трудно спутать с каким-то иным жанром. Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала» [46, С. 112].

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества).

Цель журналистского расследования, прежде всего, и заключается в том, чтобы определить эти корни, причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший конкретный результат. Основной вопрос, который задает журналист-расследователь: почему? Не менее важным для данного жанра является еще один вопрос: как? Причем ответ на второй вопрос занимает в расследовании обычно львиную долю времени (в ходе расследования).

Благодаря труду журналистов, за последние десятилетия появилось немало изданий и телепрограмм, которые считают расследовательскую деятельность важнейшей частью своей работы: «Совершенно секретно», «Литературная газета», «Взгляд», «Человек и Закон», «Профессия репортер» и т.п.

1.2 Этапы и методы проведения журналистского расследования

Цели журналистского расследования реализуются в результате применения соответствующих методов, соотнесенных, в свою очередь, с его познавательными этапами. Журналистское расследование включает в себя несколько таких этапов.

Г.В. Лазутина подчеркивает, что любое журналистское расследование состоит из следующих этапов [36, С. 33]:

– определение задач и гипотезы расследования;

– составления плана мероприятий;

– сбора и обработки первичной информации;

– работы с источниками;

– систематизации собранной информации;

– формирования доказательной базы;

– генерального интервью;

– юридической экспертизы;

– подготовки материала.

Любое расследование, как и практически любой журналистский материал, начинается с информационного повода. Это могут быть как события, факты и явления, лежащие на поверхности, так и конфиденциальные сведения, неизвестные общественности. Порой поводом для изысканий становится заурядный на первый взгляд, эпизод.

Началом расследования, по мнению М.Н. Ким, могут стать [31, С. 34]:

– события;

– происшествия;

– ваши собственные наблюдения и предположения;

– материалы СМИ;

– документы (как открытые, допустим, распоряжения и постановления властных органов, так и частично открытые, и конфиденциальные, от документации коммерческих структур – до ведомственной документации служебного характера;

– заявления официальных лиц, в том числе пресс-релизы госорганов или частных организаций;

– слухи;

– сообщения, полученные от источника информации, или «инициатора».

Обладая исходной информацией, журналист должен, хотя бы примерно, определить конкретную задачу расследования. Далее ему необходимо, исходя из реальных возможностей, существующих в данном конкретном случае, конкретизировать общие цели расследования. В качестве таковых могут, например, выступать следующие цели:

1) выявление конкретных участников;

2) описание механизма преступления;

3) определение мотивов, побудивших участников расследуемой криминальной ситуации совершить преступление;

4) установление социальных причин;

5) прогнозирование возможных последствий развития исследуемой криминальной ситуации.

Журналист может поставить перед собой задачу реализовать все эти цели, а может остановиться только на некоторых, или даже – на одной из них.

Выдвижение гипотезы является одним из важных этапов расследования. Выдвижение гипотезы (гипотез) важно, прежде всего, в силу того, что она подсказывает, в каком направлении следует двигаться, чтобы ответить на поставленные вопросы, связанные с предметом журналистского расследования.

«После выдвижения гипотезы необходимо составить план расследования», – советует М.Н. Ким [31, С. 115].

План расследования – это последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы найти нужные свидетельства и получить ответы на поставленные вопросы.

Письменный план необходим для каждого конкретного расследования. По мнению М.Н. Ким, «план мероприятий особенно полезен при бригадном методе работы, когда разные журналисты отрабатывают разные направления одного большого журналистского расследования» [31, С. 116].

После составления плана действий переходят к сбору и обработке первичной информации.

Проверка гипотезы, то есть, сбор основного материала, как правило, является самой трудоемкой частью и основным содержанием полноценного журналистского расследования. Ведь любое предположение, каким бы оно интересным и, возможно, верным по своей сути ни было, будет всего лишь предположением.

Этот этап состоит из двух основных частей. Первая часть – сбор информации об объекте или событии по открытым источникам. Вторая часть – поиск объективной информации, зафиксированной в различных базах данных.

Мы думаем, можно согласиться с Г.С. Мельник, которая пишет: «Целесообразно создание в СМИ специального архивно-аналитического отдела, сотрудники которого в совершенстве владеют большинством существующих на сегодняшний день технологий поиска информации по открытым источникам. Пока сотрудники архивно-аналитического отдела работают над досье, отдел расследований может заниматься тем, что для обычного (работающего самостоятельно) журналиста стало бы вторым этапом сбора и обработки первичной информации» [37, С. 200].

Далее переходят ко второй части этапа сбора и обработки первичной информации, то есть к поиску информации, зафиксированной в различных базах данных. Эта информация не только придаст достоверность конечному продукту, но и позволит сделать обоснованные предположения и выводы. Для того, чтобы получить определенные объективные данные, журналисту совершенно не обязательно обладать специальными знаниями.

Итак, собрана и систематизирована вся информация по интересующей теме, которую можно было собрать на основании открытых источников, специальных баз и первичного источника. Следующий этап журналистского расследования – работа с источниками информации.

Работа с источниками информации, которая предстоит в рамках намеченного журналистского расследования, целиком и полностью зависит лишь от одного обстоятельства: имеются ли в распоряжении журналиста или в распоряжении его коллег как раз те источники, которые необходимы в данном конкретном случае. Если да – необходимо просто с ними встретиться и побеседовать, если нет – придется найти этих людей, познакомиться с ними и убедить их предоставить интересующую информацию.

Следующий этап – систематизация собранной информации.

Всю информацию, полученную от источников, необходимо фиксировать в компьютере и отправлять в архив. Даже если журналист не напишет статью сейчас, то он сможет воспользоваться полученной информацией позже. Кроме того, своевременное фиксирование информации способствует логическому выстраиванию добытых фактов.

Следующий этот этап называется генеральным интервью. «Без генерального интервью настоящее журналистское расследование нельзя считать завершенным. Генеральное интервью необходимо не только для соблюдения этических норм – возможно, журналисту придется совершенно иначе расставить акценты в материале, потому что выяснятся нюансы, о которых он даже не догадывался» [38, С. 244], – таково мнение С.А. Михайлова.

Следующий обязательный шаг – юридическая экспертиза. Без визы квалифицированного юриста выпуск не может идти в эфир. Все методы журналистского расследования можно разделить на две основные группы: 1) методы сбора (получения) эмпирической информации; 2) методы осмысления полученной информации.

К наиболее важным и применяемым методам сбора информации относятся: метод наблюдения, метод интервью и беседы, метод эксперимента, формально-логические и логические методы.

Методы формальной логики занимают в осуществлении любого рода расследований исключительно важное место. Это предопределено тем, что ни одно осмысленное действие, решение невозможно без умозаключений, обоснований тех или иных суждений.

Существует нечто общее в методах, используемых журналистами-расследователями и журналистами, занимающимися иными видами своей профессиональной деятельности. Наряду с этим в журналистском расследовании могут применяться и некоторые специфические методы следственной практики правоохранительных органов.

В силу того, что журналистское расследование приближается по характеру к тому расследованию, которое ведут правоохранительные органы, журналисту, его осуществляющему, необходимо позаботиться о доказательности «улик», на которых он строит свое выступление.

Глава 2. Жанр журналистского расследования на современном телевидении на примере программы «Среда Обитания».

Организация каждого сюжета программы продумана до деталей. Телезритель имеет возможность ознакомиться с проблемой выпуска и отдельными фактами. Каждый факт логически выведен из предыдущего и проверен. В начале каждого сюжета приводится анонс телепередачи. Он всегда раскрывает тему и задает своеобразную остроту программе , что позволяет удерживать интерес телезрителя до последних минут телепередачи.

Выделяется творческий подход к анонсу нового сюжета своим броским названием и характеристикой: «Шампунь на вашу голову», «Туристы и аферисты», «Во всем виноват управдом», «Дело пахнет колбасой», «Жизнь или кошелек» и др.

Ведущие программы стараются рассмотреть ситуацию под разными углами. Они привлекают, в первую очередь, очевидцев и свидетелей. Темы программы: преступность, коррупция и многих другие важнейшие вопросы современности: еда, туризм, связь, одежда, химическая продукция, ситуации людей, ставших жертвой врачебных ошибок и многое другое. Герои программы всегда «настоящие» ( жертвами становятся обычные горожане), а проблемы животрепещущие. В каждом репортаже раскрываются все этапы проведенного расследования.

Реалистичность сюжета увеличивает заинтересованность в программе, как офисного работника, так простого рабочего. Ведущий программы занимает нейтральную позицию и предлагает зрителю сформировать свою точку зрения относительно сюжета.

Для начала корреспонденты программы собирают информацию, разыскивают и интервьюируют потерпевших и свидетелей.

Приведем конкретные примеры.

Выпуск «Что мы едим?»: Учителя школы 86 г. Красноярска отравились рыбой, купленной на рынке. Десять человек попали в реанимацию, две учительницы погибли. После смерти учителей было возбуждено уголовное дело. Но виновного продавца так и не удалось найти.

Чтобы найти причину столь поверхностного отношения к продаваемой продукции, необходимо увидеть рынок изнутри, репортер устраивается продавцом в мясной ряд. Здесь ему показывают, как с помощью уксуса и красителей превратить тухлое мясо в свежее.

Выпуск «Косметика»: Юлия Некрасова две недели пролежала в больнице с ожогом лица. Это – аллергическая реакция на гипоаллергенный крем.

Фотомодель Анна Навосардова купила в аптеке французский лечебный крем. На следующий день у нее появилась сыпь, и началось воспаление.

Далее идет анализ полученных данных. Чтобы раскрыть причины происходящего, респонденты программы «СО» ищут доказательства.

Для этого журналист устраивается продавцом в мясной ряд («Что мы едим?»), становится подставным покупателем косметики («Косметика»).

В выпуске «Фальшивые лекарства» съемочная группа пытается вычислить слабое звено в цепи дистрибьюторов и оптовиков и выяснить, откуда фальшивки попадают на полки аптек. Они решают на время сами стать изготовителями фальшивок. Вместо аптекаря лекарства принимает корреспондент, а работник аптеки внимательно наблюдает за ситуацией со стороны.

Для получения полной и достоверной информации использует анализ документов, интервью с экспертами и другое. Нарастающая напряженность подачи материала побуждает зрителя ждать с нетерпением следующее высказывание или оценку. Возможность услышать мнение эксперта, к которому не всегда можно обратиться за помощью, интересно зрителям для решения их ежедневных вопросов.

В выпуске «Грязные деньги» «СО» решила посмотреть, много ли радиоактивных продуктов осталось к концу сезона. Купленную продукцию отнесли в Центр гигиены и эпидемиологии при Роспотребнадзоре города Москвы. Эксперты измерили количество радионуклида и выдали результат.

«Косметика»: Духи были отданы в лабораторию Парфюмтест. Специалисты сравнили их с духами Donna Karan, купленными во Франции. Согласно заключению экспертизы, на флаконе в отличие от оригинала нет маркировки с номером партии, аромат тоже мало похож на французский.

Ведущие сопоставляют современные материалы с историческими, они обращаются к ошибкам прошлого и предлагают возможности разрешения современных проблем.

В выпуске «Шампунь на вашу голову» приведена историческая справка о том, что 30 лет назад, еще в семидесятые годы люди мыли голову обычным мылом и имели прекрасные волосы.

В рамках каждого расследования проводится эксперимент. В экспериментах учувствуют сами корреспонденты программы, или звезды российского телевидения.

В порядке эксперимента «Среда обитания» открыла собственные курсы по изучению английского («Как найти работу?»).

В выпуске «Из чего сделана еда?» «Среда обитания» устроила эксперимент с участием телеведущей Ксении Бородиной и певицы Натальи Гулькиной. Для обеих составили список продуктов, которые нужно купить в супермаркете. На первый взгляд все просто: хлеб, сыр, майонез, кетчуп, прохладительные напитки, кисломолочные продукты, печенье и мороженое. Правда, у каждой участницы своя задача. Ксения должна делать покупки не глядя, по принципу "Чем дороже, тем лучше". Наталья, наоборот, должна внимательно читать все этикетки и искать только натуральную еду.

А в сюжете «Туристы и аферисты» программа создала подставную туристическую фирму.

Ведущий не акцентирует социальную дифференциацию героев. Он поднимает дерзкие и профессиональные темы, которые не всегда представляют сотрудников нашей власти в выгодном свете.

Каждый сюжет программы хорошо организован и продуман. На подготовку отводится долгое время (монтаж выпуска занимает 2-3 недели). В материалах журналистского расследования ведущего программы видно, что были перепроверены каждое слово и каждый факт. Построчная выверка и график проведения помогают идти сюжету по задуманному плану.

Выпуск программ сопровождается определенными вставками, в которых содержится совет, определение какого-либо понятия:

«Если рядом с вами находится мошенник, он может считать ваши данные и перевести деньги с карты. Безопаснее пользоваться 3G-интернетом. Проникнуть в персональную сеть злоумышленники не смогут» – («Мошенники»).

«Перед тем как отдать деньги за стройматериалы, внимательно рассмотрите все доски и бревна, которые вам привезли. Помните: несколько дней спустя вам будет трудно доказать, что вы купили бракованные стройматериалы» - «Как построить дом».

Ведущий вводит телезрителя в проблему постепенно и вместе с ним анализирует полученный материал. Мастерство авторов выражается в подаче материала. Он своеобразно систематизирует информацию и в дальнейшем приводит каждый факт, каждое направление мысли к единой логической цели. Просеивание собранных доказательств ведущим программы выводит зрителя на новую стадию расследования. Одни вопросы приобретают большее значение, а важность других уменьшается. Каждый факт является впечатляющим и самостоятельно развивает повествование сюжета, и, как правило, он точно отражает действительность.

Приемы(интонация заставляют зрителя прочувствовать всю глубину человеческих чувств героев. Особенно это заметно на примере выпуска «Око за око». Эти методы помогают вызвать сопереживание у телезрителя.

Ведущий (которого мы не видим, лишь закадровый текст) не защищает невиновных и не выносит обвинений, докапывается до причин происходящего преступления и рассматривает проблему с разных сторон. Он ненавязчиво определяет свою позицию. Этому отчасти способствует съемка скрытой камеры, когда зритель способен воспринять происшествие без авторского комментария («Что мы едим?», «Барахолка», «Туристы аферисты» и др.)

Собранная информация позволяет сделать вывод, что журналисты действительно пытаются разобраться в каждой ситуации.

Как показывает анализ программы, прослеживаются несколько тенденций: тяготение журналистов к активному использованию признаков жанра при расследовании "кричащих" фактов, тщательное исследование острой социальной проблемы, обнародование аргументов, добытых с помощью использования различных методов.

Заключение:

Рассмотрев данную программу, можно сделать вывод, что в современных российских СМИ журналистское расследование заняло заметное место.

Достаточно долгое время понятие «журналистское расследование» в журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования действительности

Журналистское расследование – это материал, основанный, как правило, на собственной работе журналиста и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне. Журналисты вершат от имени общества публичный и моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивает интересы многих.

Программа освещает актуальные и злободневные темы, эмоционально воздействует на аудиторию. Каждый выпуск несет в себе определенный результат.

«СО» занимается расследованиями профессионально, а сегодня – это самое опасное занятие в журналистике. Разумеется, острыми и критическими материалами программа приобрела широкий круг аудитории.

Программа достаточно «молодая» (выходит с 2009года), но это ничуть не мешает ей оставаться одной из самых востребованных на отечественном телевидении.

Программа «Среда обитания» старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой.

Журналист программы расследует и предлагает варианты выводов, или сами факты и материалы позволяют сделать зрителям верное заключение. Именно поэтому «Среда обитания», ориентируясь на рядового зрителя, постоянно следит за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, который попал в «клещи» несправедливости и беззакония.

«Среда обитания» – программа, где журналист ведет поиск, обнародование и исследование неких фактов, которые до определенного момента находились вне поля общественного внимания. При этом он прибегает к основным методикам характерным для жанра расследования, о которых подробнее говорилось ранее (скрытые камеры, наличие экспериментов, метод наблюдения, метод интервью и беседы, формально-логические и логические методы.). Специфика работы журналиста, ведущего настоящее расследование, больше похожа на работу следователя или детектива.

Стремление журналиста всегда быть в центре конфликта – не прихоть и не каприз. Это одна из особенностей профессии, определяемая спросом общества на достоверную информацию.

Журналистское расследование, как особый метод сбора, проверки, обработки информации, является сегодня одним из самых рейтинговых жанров.

Программу «Среда обитания» можно назвать одной из самых неоднозначных программ российского телевидения, поскольку для этого есть несколько причин: «Среда обитания» затрагивает темы, которые никогда не будут оцениваться только с одной точки зрения, объект программы – все то, что окружает нас.

Эту программу нельзя считать рядовым, банальным информационным продуктом. Это единственная программа, которая акцентирует свое внимание исключительно на российской общественности, думая о её развитии и существовании.

Список использованной литературы:

1. Авраамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы: Д.С. Авраамов. – М: Мысль, 2006. – 340 с.

2. Багдикян, Б. Монополия средств информации: Б. Багдикян. – М., 1985. – 324 с.

3. Берлин, М. Краткое руководство по проведению журналистского расследования: М. Берлин. – М., 1989. – 240 с.

4. Волек, Т. Журналистская этика: Т. Волек. – СПб: Ин-т развития прессы, 2002. – 284 с.

5. Ворошилов, В.В. Журналистика и рынок: пробл. маркетинга и менеджмента СМИ: В. В. Ворошилов. – СПб: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1997. – 232 с.

6.Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник: В. В. Ворошилов. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.

7. Ворошилов, В. В. Правовые и этические нормы журналистики: В. В. Ворошилов. – СПб: СПбТУ, 1999. – 300 с.

8. Выборы и журналистское расследование: Ин-т развития избират. права. – М.: Изд-во «Права человека», 2001. – 190 с.

9.Журналистское расследование: история метода и современная практика: под ред. А.Д. Константинова. – СПб.: Издат. дом «Нева»; М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2006. – 383 с.

10. Журналистское расследование: от замысла до воплощения: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. М.Н. Сивашевой: Режим доступа: // http://www.library.cjes.ru/online

11. Журналист в поисках информации: отв. ред. А. Симонов. – М.: Галерия, 2005. – 112 с.

12. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения: М. Н. Ким. – СПб, 2001. – 390 с.

13. Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов: С. Г. Корносенко, С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ: учеб. пособие. – СПб, 1999.

14. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Г. В. Лазутина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 240 с.

15. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие: – М.: Аспект Пресс, 2000. – 208 с.

16. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста: Мельник Г.С., Тепляшина. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

17. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Е.П. Прохоров. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 351 с.

18. Тертычный, Ю.А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов: Ю.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 320 с.

19. Тертычный, А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 450с.

22

Просмотров работы: 9476