МЕТОДЫ УЧЕТА ПОЛНЫХ ЗАТРАТ И ПЕРЕМЕННЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДЫ УЧЕТА ПОЛНЫХ ЗАТРАТ И ПЕРЕМЕННЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Панкратова Н.А. 1
1СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация, прежде чем начать производство продукции определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также основным источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль организации зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.

В условиях свободной конкуренции цена продукции, произведенной предприятиями, выравнивается автоматически под действием законов рыночного ценообразования.

В то же время каждое предприятие стремиться к получению максимально возможной прибыли. Определяя рентабельность производства на любом уровне хозяйствования, необходимо получаемый эффект, сопоставить с производственными затратами, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).

Текущие затраты представляют собой средства, расходуемые предприятием на производство и реализацию продукции, выступают в виде полной себестоимости и покрываются выручкой от реализации продукции.

Единовременные (в том числе капитальные) затраты овеществляются в основных и оборотных производственных фондах, которые покрываются за счет прибавочного продукта, создаваемого в течение многих производственных циклов.

И здесь помимо факторов увеличения объема производства продукции, продвижения ее на незаполненные рынки неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и продажу этой продукции, снижения издержек производства. Этим обуславливается актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение современных методов учета затрат предприятия и разработка мероприятий по их минимизации.

Предметом исследования в контрольной работе являются затраты на производство и реализацию продукции на предприятии.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- раскрыть понятие себестоимости и рассмотреть ее структуру и пути минимизации;

- в практической части решить предложенные задачи.

Информационной базой для написания работы послужила научная, учебно-методическая литература, периодические издания, статистическая информация.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ПОЛНЫХ ЗАТРАТ 1.1 Система учета полных затрат и их влияния на финансовые результаты

Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства. [3]

В связи с усилением роли управленческого учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость возникают вопросы выбора и построения на предприятии оптимальной системы учета затрат, изменяется отношение к методологии построения учета, к вопросам планирования показателей деятельности.

Одно из основных понятий, применяемых в управленческом учете, . себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) ресурсов.

Себестоимость представляет собой выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции. Этот показатель отражает эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция предприятия, тем выше величина прибыли и, следовательно, больше источников для реализации инвестиционных, социальных и иных программ.

В системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны. В себестоимость продукции, формируемую в системе финансового учета, затраты включаются в соответствии с требованиями законодательства страны, тогда как в себестоимость, рассчитываемую для целей управленческого учета могут быть включены те затраты, которые не относятся на себестоимость в финансовом учете.

Процедура и порядок формирования себестоимости в финансовом учете регламентируется законодательными актами, в то время как выбор системы учета затрат или сочетание нескольких систем, формирование показателей себестоимости в управленческом учете осуществляется на основании потребностей пользователей управленческой информации, обусловлены задачами управления и регламентируются внутренними документами.

Рассмотрим наиболее распространенные в зарубежной практике системы учета затрат.

Система учета полных затрат (Absorption-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции.

Указанная система основывается на классификации затрат по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные).

Прямые расходы относятся на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения.

Выбор коэффициентов распределения зависит от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной структуры, ассортимента выпускаемой продукции и других факторов. Чем больше затрат в структуре расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается величина себестоимости конкретных видов продукции.

В российской практике применение данной системы учета затрат очень распространено. Данная система позволяет сформировать полную себестоимость отдельных видов продукции, а также себестоимость незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, рассчитать рентабельность отдельных видов продукции и применяется в ценообразовании, когда цена на продукцию устанавливается по принципу "полные затраты плюс норма прибыли (процент рентабельности)", т.н. затратный метод формирования цены.

Основные преимущества данной системы:

возможность рассчитать себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции;

применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности;

возможность рассчитать полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства;

широкая сфера применения;

возможность применения для расчета цены за единицу продукции.

Усложнение организационной структуры предприятий, создание крупных предприятий с развитой региональной структурой значительно меняет структуру затрат в сторону увеличения доли косвенных затрат, что является причиной неоднозначного отнесения затрат к одной группе, усложняет механизм распределения косвенных затрат по объектам затрат и выбор экономически обоснованных коэффициентов распределения.

К основным недостаткам можно отнести следующие:

субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен.

неоднозначность отнесения затрат к одной группе;

невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями.

Можно сопоставить полные себестоимости одинаковых товаров разных производителей, но качественный анализ структуры себестоимости провести будет невозможно, а именно, невозможно оценить влияние организационной структуры предприятия, доли постоянных затрат на величину себестоимости.

Наиболее эффективно применение системы на предприятиях малых и средних размеров, а также предприятиях, производящих один или несколько видов продуктов. На более крупных предприятиях, а также на предприятиях со значительной номенклатурой выпускаемой продукции эффективнее применять систему учета полных затрат в комбинации с другими системами учета.

1.2 Система учета переменных затрат и её влияние на финансовые результаты

Если трактовать Xj как количества произведенных единиц продукта j-го типа, а коэффициенты сj как издержки на единицу произведенного продукта (или прибыль на единицу продукта, т.е. цена минус издержки на производство одного изделия), то очевидно, что принимаются в расчет только те издержки, которые пропорциональны количеству выпущенных изделий. Эти издержки называются переменными. К таким издержкам относятся оплата сдельного труда, расход материалов, электроэнергии и пр.[10]

Система учета затрат "Директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции.

Основным понятием данной системы учета затрат является понятие маржинального дохода, который представляет собой доход, полученный предприятием после возмещения всех переменных затрат.

Классификация затрат на переменные и постоянные является основой операционного анализа. Операционный анализ . основной инструмент оперативного планирования на предприятии и служит поиску оптимальных комбинаций между переменными издержками на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Данный анализ позволяет найти точку равновесия (точку безубыточности), в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Продажи ниже точки безубыточности влекут для предприятия потери.

В российской практике указанная классификация затрат для целей проведения операционного анализа не слишком распространена.

Применение операционного анализа имеет ряд ограничений:

предприятие должно производить либо один продукт, либо иметь ограниченный ассортимент продукции;

размер постоянных затрат и цены на продукцию должны быть фиксированными в течение времени осуществления анализа;

должна существовать возможность классификации затрат на переменные и постоянные по единому критерию;

в идеальном случае объем производства должен быть равен объему продаж.

Основные преимущества указанной системы:

установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью;

определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка;

возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе;

упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета полных затрат), поскольку отсутствует процедура распределения постоянных расходов по видам продукции;

возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции;

возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Однако система учета переменных затрат не лишена некоторых недостатков:

ведение учета затрат только по производственной себестоимости не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости;

отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции.

Еще одной опасностью применения метода переменных затрат может стать применение его не для расчета минимальной цены единицы продукции, а для проведения политики сниженных цен (т.е. не для дозагрузки производственных мощностей, а для достижения привилегированного положения на рынке). В случае демпинга (политики сниженных цен) возникает вероятность того, что часть постоянных затрат не будет покрыта маржинальным доходом и предприятие попадет в зону убытков.

1.3 Степень изученности вопроса на современном этапе

Эффективный и достоверный учет, обеспечивающий своевременное принятие управленческих решений предполагает специфическое разделение затрат на производство продукции.

Основными задачами учета затрат на производство продукции

(работ, услуг) являются:

• правильное, полное и своевременное документальное

отражение текущих расходов, направленных на указанныецели;

• соблюдение в соответствии с учетной политикой выбранного метода учета затрат на производство и метода калькулирования себестоимости продукции;

• выбор оптимального варианта распределения расходов на управление, исходя из международной практики учета, отраслевых особенностей производства и выбранного варианта учетной политики;

• правильное разграничение затрат в отчетном периоде по отдельным классификационным признакам (объектам калькуляции, видам расходов и пр.), позволяющим обеспечивать необходимой информацией соответствующих пользователей;

• оперативная корректировка текущих расходов относительно показателей бизнес-плана и соблюдения налогового законодательства;

• обоснованное распределение расходов между смежными отчетными периодами;

• систематический контроль над эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и формированием себестоимости выпускаемой продукции;

• постоянная нацеленность на выявление непроизводительных потерь при осуществлении технологического процесса по изготовлению и сбыту продукции.[2]

По отношению к объему производства затраты делят на переменные, условно-переменные (полупеременные), постоянные и условно-постоянные.

Однако, наряду с переменными издержками, с процессом производства

(или обслуживания) всегда связаны также и постоянные издержки. К издержкам такого рода можно отнести затраты на аренду помещений, оплату работы менеджеров и вспомогательных служб, расходы на связь и оргтехнику и пр. Если эти расходы одинаковы, независимо от вида производимой продукции, то они не влияют на определение оптимального плана выпуска продукции. Их просто можно прибавить к оптимальным переменным издержкам (или вычесть из оптимальной прибыли), определенным путем решения оптимизационной задачи.[10]

Переменными называют затраты, изменение размера которых происходит пропорционально изменению размера объема производства продукции. К переменным затратам относят сырье и основные материалы, заработную плату производственных рабочих, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели и прочие затраты. Переменными расходами, кроме прямых материальных и трудовых затрат, является часть косвенных материальных и трудовых затрат, таких как вспомогательные материалы, расходы на инструменты, почасовая оплата труда управленческого персонала, имеющего отношение непосредственно к производству продукции. Переменные расходы в расчете на единицу продукции составляют постоянную величину, и рост их происходит вместе с увеличением количественного объема производства. Но практически это равновесие часто нарушается из-за колебаний цен на сырье и материалы, изменений структуры транспортных расходов, которые влияют на стоимость закупаемых сырья и материалов, замены одного вида материалов другим и прочих факторов. Управленческий персонал при планировании стоимости материалов и оценке эффективности их использования должен учитывать возможное влияние подобных факторов на размер переменных затрат. Но для целей учета такие экономические факторы значения не имеют.

Условно-переменные (полупеременные) затраты также зависят от объема производства, но не прямо пропорционально, так как часть затрат остается неизменной, а часть меняется вместе с изменением объема производства продукции. Как пример можно привести оплату услуг телефонной связи, когда общая сумма состоит из постоянной части - абонентской платы и переменной части - оплаты междугородних и международных переговоров, связи с Интернетом.

Условно-переменные расходы относятся к следующим калькуляционным статьям: общепроизводственные расходы, расходы на продажу и другие, в составе которых часть затрат является постоянными по отношению к объему производства, а часть изменяется вместе с объемом производства. Для планирования и оценки условно-переменных расходов пользуются коэффициентами зависимости этих расходов от объема производства, определяемыми обычно методами корреляционного анализа.

Величина постоянных затрат практически не зависит от изменения объема производства продукции. Постоянными расходами являются амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям, заработная плата управленческого персонала, арендные платежи и прочие затраты. Калькуляционная статья учета постоянных расходов - общехозяйственные расходы.

Постоянные расходы изменяются вместе с изменением объема производства только в расчете на единицу продукции, образуя обратно пропорциональную зависимость. Допустим, внутри объема производства в 50000 руб. общехозяйственные расходы составляют 5000 руб., т.е. на 1 руб. продукции приходится 10 коп. общехозяйственных расходов. Если объем производства увеличится вдвое, размер общехозяйственных расходов останется неизменным и составит 5 коп. на 1 руб. произведенной продукции: 5000 руб. : 100000 руб., т.е. уменьшатся в расчете на единицу продукции в 2 раза, чем при первоначальном объеме производства.

Условно-постоянные расходы образуются, когда в составе общехозяйственных расходов некая их часть оказывается зависящей от объема производства продукции. К таким затратам относятся суммы поощрения работникам при значительном повышении объема производства, затраты на улучшение технического оснащения работников, могут также возрасти сумма расходов на канцелярские товары, увеличиться счета за телефонные переговоры, представительские и командировочные расходы и т.п.

Влияют на постоянные расходы и другие факторы, как, например, рост цен при инфляции, но независимость от роста объема производства при этом сохраняется.

Все возможные изменения должны приниматься во внимание при сопоставлении фактической величины общехозяйственных расходов с плановой величиной и учитываться при планировании постоянных расходов на будущие периоды времени. Перечисленные изменения обычно не оказывают значительного влияния на размер общехозяйственных расходов, поэтому в планировании, учетной и контрольной деятельности общехозяйственные расходы допускают как постоянные.

Важно не забывать, что затраты могут быть постоянными только относительно устоявшегося уровня деловой активности - объема производства и реализации продукции. Если уровень деловой активности - релевантный уровень - изменяется существенно, с ним изменяются и постоянные расходы. При анализе постоянных расходов за период в несколько лет можно заметить ступенчатый характер изменения уровня постоянных расходов.

Принимаемые и не принимаемые в расчет затраты - это затраты, которые имеют отношение к принимаемому решению либо не имеют.

Например, при расчете технической документации на внедрение в производство нового изделия перед предприятием встает выбор: использовать покупной полуфабрикат или изготовить запасную часть собственными силами. Для анализа ситуации делается плановый расчет себестоимости изготовления детали в собственном производстве и сравнивается с ценой покупного аналогичного изделия.

Затраты на изготовление одной детали:

1) сырье и материалы - 25 руб.;2)зарплата слесаря - 250 руб.;3) амортизация станка - 5 руб.;4) накладные расходы - 120 руб.

Итого - 400 руб. будет затрачено предприятием на изготовление единицы изделия.

Такая же деталь, купленная в составе оптовой партии на специализированном предприятии, обойдется в 370 руб. Потребное количество для выполнения заказа - 1000 штук. На основании анализа ситуации управленческий персонал предприятия решает закупить партию готовых запасных частей и потратить на покупку 370 тыс. руб., а не терять время на изготовление более дорогой детали.

В данном случае в расчет принимаются затраты, непосредственно связанные с изготовлением детали, и игнорируются затраты, связанные с заключением договора поставки партии покупных деталей, затраты на погрузку, доставку, хранение материальных ценностей. Такие сведения условно считаются не принимаемыми в расчет.

Явные затраты осуществляет организация, производя и реализуя продукцию, работы или услуги.

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 2.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Плодородие» расположено в Саратовской области Энгельсском районе. Расстояние до районного центра 13км., до города 42км. Сфера деятельности - растениеводство. Необходимо отметить, что эффективность сельскохозяйственного производства во многом зависит от правильного построения организационно-производственной структуры предприятия. Организационная структура предприятия – это совокупность отраслей основного, подсобного, вспомогательного и обслуживающего производств (приложение 1).

Таблица 1 Объём и структура товарной продукции организации.

Показатели

2009г.

2010г

2011г

В среднем за 2009-2011гг

выручка, тыс. руб.

0%

выручка, тыс. руб.

№%

выручка, тыс. руб.

%%

выручка, тыс. руб.

%%

Зерновые и зернобобовые

4595

16,8

1748

4,1

2056

4,4

2800

7,1

Подсолнечник

3060

11,2

4285

9,8

3178

6,8

3508

8,9

Картофель

1291

4,7

13303

30,4

1308

2,8

5301

13,5

Овощи открытого грунта

16687

60,8

23138

52,9

32738

70,4

24189

61,7

Всего по растениеводству

25642

93,5

42474

97,2

39280

84,4

35798

91,2

КРС в живой массе

313

1,1

-

-

-

-

313

0,8

Свиньи в живой массе

523

1,9

20

0,04

37

0,08

193

0,5

Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде

953

3,5

1207

2,8

3073

6,6

1744

4,4

Всего по животноводству

1789

6,5

1227

2,8

3110

6,7

2042

5,2

Прочая продукция хозяйства

-

-

11

0,02

4134

8,9

4145

10,6

Всего по хозяйству

27431

100

43712

100

46524

100

39222

100

Рис.1- Структура выручки от реализации продукции ООО «Плодородие» в среднем за 2009-2011гг.

Для оценки уровня специализации производства опытной станции рассчитаем коэффициент специализации (Ксп). Он равен:

Ксп = 100/(Σ (Удi *(2n-1))), (1)

где Удi–удельный вес i-го вида товарной продукции в общем её объёме;

n – порядковый номер отдельных видов продукции по их удельному весу в ранжированном ряду.

Ксп=100/(61,7*(2*1-1)+13,5*(2*2-1)+10,6*(2*3-1)+8,9*(2*4-1)+

7,1*(2*5-1)+4,4*(2*6-1)+0,8*(2*7-1)+0,5*(2*8-1) = 100/347,7= 0,3

Фактически сложившаяся специализация ООО «Плодородие» за период 2009 – 2011 гг. коэффициент специализации равен 0,3, что свидетельствует о среднем уровне специализации. В структуре товарной продукции наибольший удельный вес занимает продукция растениеводства 91,2%, из них: овощи открытого грунта-61,7%. На долю животноводства приходится- 5,2%, из них продукция переработки- 4,4%.

По данным таблицы 1 видно, что выручка от продукции в 2011г.увеличилась по сравнению с 2009г.на 19093 тыс.руб. Это произошло за счет увеличения объема продукции как по растениеводству так и по животноводству, а также за счет роста цен реализованной продукции.

Главным средством производства в сельском хозяйстве является земля.

Таблица 2 Состав и структура земельного фонда хозяйства.

Показатели

2009г

2010г

2011г

Структура, %

Общая земельная площадь, га

в том числе:

3570,5

4280

4280

100

Всего с/х угодий: из них:

3570,5

4280

4280

100

пашня

3119

4280

4280

100

пастбища

451,5

-

-

-

В том числе:

       

орошаемые земли

420

360

480

11,2

земли, находящиеся в собственности

895

895

895

20,9

арендованные земли

2676

3385

3385

79,1

Рис.2- Состав и структура земельных фондов ООО «Плодородие» за 2009-2011гг.

Анализируя данные таблицы 2 видно, что общая земельная площадь в 2011году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 709,5га. Структура земельного фонда хозяйства на 100% представлен пашней и составляет 4280га . Наибольший удельный вес принадлежит сельскохозяйственным угодьям, площадь, которой не изменялась в течение трёх лет и составляет 100%. Основной отраслью хозяйства является растениеводство.

Таблица 3 Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами.

Категория работников

2009 год

2010 год

2011 год

2011 г. в % к 2009 г.

По сельскохозяйственному предприятию – всего:

17

14

18

106

Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве – всего, в том числе:

17

14

18

106

Рабочие постоянные

11

6

13

118

Трактористы – машинисты

7

4

2

28

Операторы машинного доения

1

-

-

-

Скотники крупного рогатого скота

1

1

2

200

Работники свиноводства

1

1

-

-

Служащие

6

6

5

83

Из них:

Руководители

2

2

2

100

Специалисты

4

4

3

75

Рис.3- Обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами 2011г. в % к 2009г.

Из таблицы 3 видно, что среднегодовая численность работников ООО «Плодородие» в 2011году по сравнению с 2009годом увеличилась на 1 человека или на 6%, в том числе число работников, занятых в сельскохозяйственном производстве также увеличилась на 1 человека. Число служащих в 2011г. уменьшилось на 1 работника по сравнению с 2009г., это связано с уменьшением численности специалистов на одного человека.

Таблица 4 – Состав и структура основных средств производства.

Вид основных средств

2009г.

2010г.

2011г.

2011г.в % к 2009г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Здания

-

-

-

-

-

-

-

Сооружения

-

-

-

-

-

-

-

Машины и оборудование

17954

81,6

18632

86,2

21783

76

121

Транспортные средства

-

-

-

-

-

-

-

Продуктивный скот

1784

8,1

722

3,3

4723

16,4

265

Рабочий скот

-

-

-

-

-

-

-

Земельные участки и объекты природопользования

2255

10,3

2255

10,5

2255

7,6

100

Итого

21993

100

21609

100

28761

100

131

Рис.4- Состав и структура основных средств производства за 2009-2011гг.

По данным таблицы 4 видно, что стоимость основных средств в хозяйстве ООО «Плодородие» увеличилось на 31 %. Это произошло за счет изменения стоимости машин и оборудования, продуктивного скота, а земельные участки и объекты природопользования не менялось в течение рассматриваемых трех лет. В составе основных средств наибольший удельный вес занимают машины и оборудование составляют 21783, это обусловлено тем, что организация ООО «Плодородие» занимается растениеводством.

Таблица 5 Обеспеченность организации основными средствами производства и эффективность их использования.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г в % к 2009г.

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

21801

25185

45171

207

Среднегодовая численность работников, занятых с.-х. производством, чел

17

14

18

106

Площадь с.-х. угодий, га

3507,5

4280

4280

122

Выручка от реализации продукции

27431

43712

46524

170

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

7460

24083

9864

132

Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб.

621

588

1055

170

Фондовооружённость труда, тыс.руб.

1282

1799

2509

196

Фондоотдача, руб.

1,26

1,73

1,02

0,8

Фондоёмкость, руб.

0,8

0,6

0,9

1,1

Фондорентабельность, %

34

96

22

65

Анализируя данные таблицы 5 видно, что основные средства производства предприятия используются эффективно, так как показатель фондоотдачи больше 1 , а именно в 2011 году предприятие получило 1,02 рубля выручки на каждый рубль вложенных средств. Фондообеспеченностть в 2011г. по сравнению с 2009г. уменьшилось на 467 тыс.руб. Самым благоприятным для предприятия ООО «Плодородие» явился 2010г. так было получено само большой прибыли 24083 тыс. руб., за счет этого и фондорентабельность в 2010г самая высокая по сравнению с другими изучаемыми годами, в этом году Фондорентабельность показывает что фонды эффективно используются 96 , а в 2011 используются менее эффективно составила 22.

Таблица 6 Эффективность интенсификации организации.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. в % к

2009г.

Получено денежной выручки от реализации с.-х. продукции, тыс. руб.

27431

43712

46524

170

-на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.

782

1021

1087

139

-на 100 руб. основных средств, руб.

125

173

103

82

-на 1 чел.-ч. затрат труда в с.-х. отраслях, руб.

366

599

637

174

Получено прибыли от реализации с.-х. продукции, тыс. руб.

7460

24083

9864

132

- на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.

213

563

230

108

-на 100 руб. основных средств, руб.

34

96

22

65

-на 1 чел.-ч. затрат труда в с.-х. отраслях, руб.

99

330

135

136

По данным таблицы 6 видно, что темпы роста выручки за 3 последних года составили 70 %, а темп роста прибыли от реализации продукции за 2011 год по сравнению с 2009 года увеличилась в 32 раз. Это обусловлено тем, что при тех же затратах предприятие получило больше продукции и смогло выгодно её реализовать.

Таблица 7 Экономические показатели деятельности предприятия.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. В % к 2009г.

Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

27431

43712

46524

170

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

19971

19629

36660

183

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

7460

24083

9864

132

Уровень рентабельности основной деятельности, %

37

123

27

73

Из данных таблицы7 видно, что в результате опережения темпов роста себестоимости над темпом роста выручки величина прибыли организации возросла на 32% в 2011 году по сравнению с 2009 годом или на 2404тыс.руб. В результате таких изменений уровень рентабельности составил, 27% в 2011году это показывает, что уровень рентабельности снизился на 10% по сравнению с 2009 годом.

Таблица 8 Критерии ликвидности ООО «Плодородие».

Коэффициенты

Рекомендуемые значения

Уровень показателя

на конец 2009 года

на конец 2010 года

на конец 2011 года

изменение

Текущей ликвидности

Не менее 2

3,8

7,8

5,2

1,4

Быстрой ликвидности

1 и более; для сельского хозяйства 0,7-0,8

0,8

2,1

0,7

-0,1

Абсолютной ликвидности

0,2-0,3

0,02

0,2

0,01

-0,01

По данным таблицы 8 видно, что коэффициент текущей ликвидности равен 5,2, который соответствует нормативному значению. Это значит, что баланс является ликвидным. Коэффициент быстрой ликвидности равен 0.7, это свидетельствует о высоком уровне. Это свидетельствует, что предприятие может рассчитаться по долгам за счет возврата дебиторской задолженности на 70 % . Коэффициент абсолютной ликвидности равен 0,01 меньше нормативного значение, то есть предприятие по состоянию, наконец 2011 года является не платежеспособным.

2.2 Учет затрат на производство продукции в ООО «Плородие» 2.2.1 Статьи затрат в растениеводстве

Учет затрат и выхода продукции растениеводства ведется на счете 20 «Основное производства», субсчете 1 «Растениеводство». Согласно классификации счетов, счет относится: по структуре – к калькуляционным счетам, по экономическому содержанию – к счетам по учету хозяйственных процессов (процессов производства).

По дебету счета учитываются затраты, по кредиту – выход продукции. Можно в отдельных хозяйствах по кредиту отражать списание затрат (затраты по осушению, орошению, износу зернохранилищ).

Учет затрат ведется нарастающим итогом с начала года. Данные показываются развернуто, и только в конце года определяется сальдо, которое представляет собой остаток незавершенного производства по растениеводству.

При ведении учета затрат в растениеводстве принята следующая группировка объектов учета затрат. Всего имеется 4 группы объектов учета затрат:

I. Сельскохозяйственные культуры, которая включает:

а) зерновые и зернобобовые:

зерновые озимые – пшеница озимая, рожь озимая, ячмень озимый;

яровые зерновые – пшеница яровая (твердая, мягкая), кукуруза на зерно, колосовые на зерно, прочие яровые культуры (овес, рожь);

крупяные – просо, гречиха, рис;

зернобобовые – горох, фасоль.

б) технические культуры:

масличные культуры – подсолнечник на зерно, лен, горчица, соя и т.д.;

в) корнеклубнеплодовые: картофель

г) овощи открытого грунта: капуста, пасленовые

д) бахчевые

и другие.

II. Сельскохозяйственные работы (эта группа выделяется в том случае, если затраты по этим работам не могут быть отнесены на объекты учета I группы по урожай текущего года). В эту группу входят следующие виды работ:

  1.  
    1. посев озимых зерновых на зерно по каждой культуре;

    2. озимые зерновые на зеленый корм и силос;

    3. подъем зяби;

    4. лущение стерни;

    5. внесение органических удобрений;

    6. внесение минеральных удобрений;

    7. снегозадержание в 4 квартале;

    8. многолетние травы.

Все эти затраты переходят на следующий год и распределяются по объектам учета по отдельным культурам.

III. Затраты, подлежащие распределению, т.е. те, которые нельзя сразу отнести на объекты I и II групп, т.к. эти затраты относятся ко многим объектам учета затрат.

В течение года такие затраты учитывают по отдельным аналитическим счетам, а в конце года распределяют. Их отличие заключается в том, что они распределяются в отчетном году полностью по объектам затрат.

К таким затратам относятся:

  • амортизационные отчисления;

  • затраты на ремонт основных средств, используемых в растениеводстве;

  • затраты на осушение;

  • затраты на содержание полезащитных полос.

IV. Прочие объекты. Они связаны с производством кормов и послеуборочной доработкой продукции.

Выделение этих затрат в отдельную группу связано с необходимостью подсчета себестоимости побочной продукции или кормов. Эти затраты учитываются на отдельных аналитических счетах. Они включают:

  1. заготовка силоса;

  2. заготовка сенажа;

  3. производство травяной муки;

  4. заготовка сена, соломы и т.д.;

  5. послеуборочная доработка продукции.

Все затраты по 4 группе собирают в течение года, в конце года определяется себестоимость продукции или затраты распределяют по объектам I группы.

Затраты по растениеводству внутри объектов учитывают по статьям затрат:

1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды.

Здесь собирается основная и дополнительная зарплата работников по определенному объекту затрат, все виды денежных и натуральных выплат. Т.е. зарплата трактористов-машинистов по обработке почвы и уборке урожая.

2. Семена и посадочный материал.

Стоимость семян по данной статье отражают следующим образом: покупные семена – по ценам приобретения + расходы по доставке; собственные семена – (прошлых лет) – по фактической себестоимости; текущего года – по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической себестоимости.

3. Органические и минеральные удобрения.

По органическим удобрениям – по фактической себестоимости; покупным – по ценам приобретения + расходы по доставке.

4. Средства защиты растений и животных.

Учитывают затраты на борьбу с сорняками и болезнями сельскохозяйственных растений и животных.

5. Содержание основных средств.

Учитываются затраты на техническое обслуживание, амортизацию, эксплуатацию и ремонт основных средств, используемых в растениеводстве; расход нефтепродуктов, оплата труда работников, обслуживающих основные средства, кроме трактористов. В эту же группу включают расходы на содержание и ремонт пленочных теплиц и парников, расходы по уходу за лесными полосами.

6. Работы и услуги

Учитываются выполненные в растениеводстве работы и услуги вспомогательных производств, а также сторонних организаций (мелиорация, химизация, обработка посевов ядохимикатами и пр.).

7. Организация производства и управления

Учитываются суммы отраслевых и общебригадных расходов растениеводства, которые относятся сюда путем распределения со счетов 25 - 1 и 26 пропорционально установленной базе.

8. Прочие затраты

Учитываются затраты, не вошедшие в предыдущие статьи. Затраты по использованию спецодежды и спецобуви, страховые платежи, плата за землю, которая исчисляется пропорционально занимаемой земельной площади (в соответствии с установленными ставками оплаты) и др.

Калькулирование в растениеводстве

Себестоимость продукции растениеводства по видам сельскохозяйственных культур (группам культур) исчисляют с учетом следующих требований:

а) зерно-франко склад (или другое место первичной обработки);

б) картофель, сахарная свекла, овощи и корнеплоды - франко-место хранения (поле, картофеле-овощехранилище);

в) плоды, ягоды, табачный и махорочный лист, продукция лекарственных культур и цветоводства - франко-пункт приемки (хранения);

г) льносоломка, льнотреста - франко-пункт хранения, переработки (в хозяйстве);

д) солома, сено - франко-пункт хранения;

е) семена трав, льна, овощных и других культур - франко-пункт хранения;

ж) зеленая масса на корм скоту - франко-место потребления;

з) зеленая масса на силос, травяную муку, сенаж, гранулы - франко-место силосования, сенажирования (траншея, яма, башня), приготовления травяной муки, гранул.

«Франко» – свободный. Коммерческий термин означает, что покупатель освобождается от определенной части расходов по погрузке и транспортировке товаров. В сельском хозяйстве продукция после сбора дорабатывается и транспортируется. Термин «франко» определяет, какая часть этих расходов включается в себестоимость готовой продукции.

Франко-место хранения означает, что в себестоимость готовой продукции включаются все расходы на ее производство и доставку к месту хранения.

Порядок расчета себестоимости продукции по основным отраслям растениеводства.

Затраты на возделывание и уборку зерновых культур, включая расходы на послеуборочную сушку и очистку зерна (без затрат на уборку, прессование, транспортировку, скирдование соломы), составляют себестоимость полноценного зерна и используемых зерноотходов, полученных после обработки (сушки, очистки) зерна. Общая сумма затрат за вычетом стоимости побочной продукции (солома), определенной по фактическим затратам, распределяется на полноценное зерно и используемые зерноотходы пропорционально их удельному весу в общей массе полученного зерна в пересчете на полноценное. Используемые зерноотходы переводят в полноценное зерно с учетом данных о процентном содержании полноценного зерна в зерновых отходах.[14]

Себестоимость 1 ц картофеля исчисляется делением общей суммы затрат на возделывание культуры и уборку урожая на массу полученных клубней.

Если в хозяйстве весь произведенный картофель сортируется, тогда нужно калькулировать себестоимость стандартного и нестандартного картофеля, в состав которого включается мелкий, битый. Затраты по выращиванию картофеля распределяются между стандартным и нестандартным картофелем пропорционально его стоимости по ценам реализации.

Калькуляция себестоимости овощей осуществляется отдельно по овощеводству открытого грунта и овощеводству защищенного грунта.

Себестоимость 1 ц овощей исчисляется делением затрат на возделывание культуры и уборку урожая на массу полученных овощей.

Если затраты учитывают по группе однородных овощных культур (например, корнеплоды, овощные культуры), себестоимость рассчитывается распределением общих затрат между продукцией отдельных овощных культур пропорционально ее стоимости по ценам реализации.

Может быть использован иной способ, при котором себестоимость определяют путем деления общих затрат на 1 га, на урожайность с 1 га соответствующих культур.

В овощеводстве закрытого грунта калькулируется себестоимость продукции по видам сооружений; зимним теплицам, весенним теплицам, парникам, утепленному грунту, пленочным укрытиям.

Себестоимость конкретных видов овощей открытого грунта складывается из прямых затрат и общих (распределяемых) расходов по теплицам и другим сооружениям.

Прямыми затратами является стоимость израсходованных семян и посадочного материала (при возможности организации к прямым затратам могут включать и другие затраты. Например, заработную плату и т.д.), которая непосредственно (прямо) включается в состав себестоимости конкретных овощей. Все другие расходы (за вычетом стоимости полученной продукции пчеловодства) являются общими и распределяются по овощным культурам следующим образом:

а) в зимних и весенних теплицах, по пленочным укрытиям и утепленному грунту без укрытий - пропорционально количеству квадратных метро-дней производства той или иной культуры. Количество квадратных метро-дней определяется умножением площади (в квадратных метрах), занятой под той или иной культурой, на количество дней вегетационного периода этой же культуры;

б) в парниках - пропорционально количеству рамо-дней пребывания культуры в парниках. Количество рамо-дней определяется умножением числа рам, занятых соответствующей культурой, на количество дней ее вегетационного периода.

Себестоимость 1 ц продукции отдельных овощных культур (1000 шт. рассады) определяется делением исчисленной суммы затрат по каждой овощной культуре на массу произведенной продукции.

Себестоимость 1 ц плодов отдельных видов бахчевых продовольственных культур (тыква, арбуз, дыня и др.) определяются делением всех затрат на их возделывание и уборку урожая на массу оприходованной продукции.

Себестоимость 1 ц семян овощных и бахчевых культур исчисляется делением затрат на их возделывание, уборку, сушку и сортировку семян, за вычетом стоимости полученных отходов, на массу продукции. Отходы, используемые на корм скоту, оценивают по себестоимости кормовых корнеплодов или зеленой массы посевных культур с учетом их кормовой ценности (кормовой питательности), а использование для переработки и иных целей - по ценам возможной реализации.

Себестоимость корнеплодов и бахчевых кормовых культур, включая свеклу сахарную на корм скоту, их маточников и семенников, определяется в порядке, изложенном выше при исчислении себестоимости овощных культур, сахарной свеклы и бахчевых культур.

По кукурузе на силос и зеленый корм и другим силосным посевным культурам себестоимость 1 ц зеленой массы исчисляется делением затрат на выращивание культуры и уборку зеленой массы на массу произведенной продукции (зеленой массы) в центнерах.

Себестоимость зеленой массы сеяных однолетних (многолетних) и луговых трав, скормленных на корню, определяется суммой затрат на выращивание этих трав до уборки, приходящихся на площадь выпаса.

Затраты по улучшенным естественным сенокосам и пастбищам, используемым для получения одного вида продукции, относят на ее себестоимость.

При использовании улучшенных сенокосов, улучшенных и культурных пастбищ и других угодий для получения нескольких видов продукции, затраты распределяются между отдельными видами полученной продукции пропорционально ее сбору в кормовых единицах.

Себестоимость силоса и сенажа определяется фактической себестоимостью зеленой массы, заложенной на силос или сенаж, расходами на содержание и эксплуатацию капитальных сооружений, используемых для закладки силоса и сенажа, а также всеми затратами по силосованию, сенажированию, включая стоимость консервантов (загрузка и трамбовка силосной, сенажной массы, погрузка и транспортировка соломы, укрытие траншей пленкой, соломой и т.д.). Другие компоненты, используемые для силосования (корнеплоды, капустный лист и др.) включают в общие затраты на производство силоса, сенажа по их стоимости, исчисляемой в установленном порядке.

При калькуляции себестоимости продукции многолетних насаждений плодоносящего возраста из общих затрат исключают стоимость черенков, усов, отводков, отпрысков, чубуков по ценам их реализации. Стоимость 1 ц плодов и ягод определяют делением оставшейся суммы затрат на массу оприходованной продукции. Для исчисления себестоимости продукции по отдельным ее видам и сортам нужно распределить затраты пропорционально стоимости плодов и ягод по ценам продажи.

Для определения себестоимости выращенного посадочного материала по отдельным группам культур (семечковые, косточковые саженцы и т.п.) общую сумму затрат по каждому участку распределяют между выкопанной продукцией (для реализации, посадки в своем хозяйстве) и оставшейся в грунте (для выращивания) пропорционально количеству саженцев. Исходя из суммы затрат, приходящейся на выкопанную продукцию, включая оставшуюся в "прикопке", определяют себестоимость 1000 штук посадочного материала. Затраты, приходящиеся на сеянцы, окулянты, однолетние и двулетние саженцы, оставшиеся в фунте для доращивания, переходят на следующий год как незавершенное производство.

3 ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА ПОЛНЫХ И ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ 3.1 Возможность использования системы директ-костинг в ООО «Плодородие»

До настоящего времени в учете затрат для отечественных предприятий было предусмотрено два варианта.

Традиционный для нас калькуляционный вариант: в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) с кредита счетов учета ресурсов собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые, относимые в дебет счетов 20 и 23, т.е. непосредственно связанные с производством данного конкретного вида продукции, оказанием услуги или выполнением работы, и косвенные (накладные), относимые в дебет собирательно-распределительных счетов 25 и 26, не связанные непосредственно с конкретным продуктом (работой, услугой), а обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления им. Расходы, собранные на счетах 25 и 26, подлежат списанию в конце периода в дебет счета 20 или 23 по принадлежности с одновременным их распределением между объектами калькулирования, в разрезе которых организуется аналитический учет, пропорционально той или иной базе. Счета 25 и 26 закрываются; калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции. Именно такой метод учета затрат и принят на рассматриваемом предприятии.

Другой, принципиально новый для отечественной учетной теории и практики, вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные протеканием производственного процесса, и периодические, связанные более с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 и 23, косвенные производственные расходы - по дебету счета 25 с кредита счетов учета производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные расходы, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические же затраты, собираемые на счете 26, при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции: дебет счета 90 «Продажи», кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Второй вариант учета затрат и результатов как раз и предполагает применение на практике основной идеи «директ-костинга» - разделение общих затрат по признаку их взаимосвязи с производством и калькулирование на этой основе неполной, ограниченной себестоимости по носителям затрат. Впервые в истории отечественного учета некоторое время был официально разрешен иной по сравнению с традиционным подход к формированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Несмотря на то что в нашей литературе сейчас принято говорить о двух вариантах учета затрат на производство, применение второго варианта практически не вносит принципиальных изменений в систему учета затрат на производство. Он кардинально меняет отечественную концепцию калькулирования, учета и расчета финансовых результатов, в частности основного финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).[15]

Для внедрения данного метода учета затрат необходимо будет внести соответствующие изменения в учетную политику. Однако, на мой взгляд, менять систему учета затрат полностью нецелесообразно. Оптимальнее будет дополнить существующую систему ведением учета затрат системой «директ-костинг». Возложить обязанности за ведения данного метода учета затрат на бухгалтера, который ведет учет по счетам 20, 23, 25, 26.

3.2 Анализ влияния системы учета переменных затрат на финансовые результаты

Финансовому специалисту развивающейся компании важно держать под контролем риски, которым она подвергается. Таковых немало - жесткая конкуренция, постоянно растущие требования клиентов к качеству продукции или услуг, а также трудность поиска финансовых ресурсов для развития фирмы. Все это вынуждает финансиста брать на вооружение эффективные методы финансового управления. Однако мало решить, какие методы применять. Нужно еще выработать стратегию их использования.

Перед финансистом каждой развивающейся фирмы рано или поздно встает задача построить эффективную систему финансового управления. Как правило, в таких компаниях стремятся внедрить финансовую дисциплину и сделать бизнес более прозрачным. При этом качественные показатели работы фирмы становятся важнее количественных.[17]

Так, предприниматель может повысить конкурентоспособность своей компании, если будет эффективно управлять денежными потоками и обладать четкой финансовой стратегией. Как известно, успешность фирмы определяют по динамике роста ее финансовых показателей. В управлении же главное - возможность сравнивать фактическое состояние дел предприятия с запланированным. Обычно владелец руководит растущей компанией при помощи таких инструментов, как управленческий учет, бюджетирование, эффективные методики регулирования затрат и автоматизация финансового отдела предприятия.

Необходимо, чтобы компания вела четкий и грамотный управленческий учет. Только в этом случае финансист сможет ежедневно оценивать показатели рентабельности каждого продукта, подразделения и клиента фирмы. Оперативный управленческий учет поможет предприятию быстрее адаптироваться к изменениям рынка. Также он позволит руководителю компании увидеть экономические проблемы в момент их возникновения. Владелец сможет устранить их прежде, чем они нанесут ощутимый материальный ущерб его бизнесу. В управленческом учете можно выделить основные моменты, например операционный анализ, управление оборотными средствами и затратами.

По своей сути, управленческий учет - не разновидность бухгалтерского учета, а способ разнести затраты по видам продукции или услуг. На любом, даже самом небольшом предприятии есть определенная система управленческого учета. Благодаря этому руководитель всегда знает, какие суммы и продукция реально получены или израсходованы предприятием. Однако управленческий учет в компании желательно автоматизировать. Поскольку если количество продаж возрастет и штат фирмы расширится, то руководитель вряд ли сможет четко отслеживать результаты работы компании на бумаге.

В современном управленческом учете широко используется традиционное калькулирование себестоимости, включая взаимосвязи «стандарт-кост», «директ-костинг», анализ «затраты - объем производства - прибыль», метод калькуляции себестоимости по операциям. Для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе все в большей степени потенциальным направлением развития управленческого учета становится ориентация на бюджетное планирование, что соответствует новой концепции менеджмента - управлению по целям. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления.

Существование в организации системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции (определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля (мониторинга) за процессами реализации планов и выявления возникших отклонений. Поэтому составляемые в организациях планы должны отвечать не только на вопросы: «что и как следует делать», «как, где и когда необходимо использовать имеющийся функционирующий капитал (ресурсы) для обеспечения повышения эффективности дальнейшего развития», но и на вопрос: «что не удалось сделать, почему». Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

Управление затратами и результатами в настоящие время не идентично прежней традиционной системе учета и контроля. Напротив, подлинное управление издержками и доходами начинается лишь тогда, когда в систему учета встраивается новая подсистема управленческого контроля - бюджетирование. Не контроль прошлых, свершившихся фактов хозяйственной жизни, а контроль, основанный на сопоставлении запланированных показателей с фактическими, анализе причин отклонений, осуществлении встречных мер по регулированию и накоплению опыта для будущего планирования и прогнозирования, является настоящей предпосылкой, основной базой управления затратами, а следовательно, и прибылью.

Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки; закрепления регламентов бюджетирования. По форме она аналогична учетной политике.

Формирование механизмов взаимодействия управленческого учета и бюджетного контроля - одна из сложнейших проблем, решаемых при создании единой организационно-методологической информационной модели. Здесь возможны различные подходы и варианты.

В работах О. Янга, К. Друри, Ж. Ришара и других зарубежных авторов акцентируется внимание на использовании бюджетирования как средства измерения эффективной работы отдельных звеньев организации в соответствии с планируемыми внутренними изменениями, содержатся предложения по оценке эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирм через фиксацию отклонений. Однако все они ориентированы на использование инструмента бюджетирования в условиях иной методологии учета и планов счетов и поэтому автоматически не могут быть перенесены в российскую систему учета.

Вместе с тем в среде специалистов растет понимание того, что традиционные системы управленческого учета затрат не обеспечивают организациям, действующим в изменчивой среде, получение информации, необходимой для эффективного управления и контроля. К сожалению, в настоящее время вопросы создания таких информационных моделей, способствующих совершенствованию деятельности центров ответственности на базе бюджетных бухгалтерий, исследованы в недостаточной степени. Теоретические разработки такой методологии в порядке постановки задачи рассмотрены лишь в трудах известных ученых - В.Б. Ивашкевича, В.Ф. Палия, Я.В. Соколова, В.И. Ткача, А.Д. Шеремета.

Эффективность реализации функций управленческого учета посредством фиксации отклонений значительно варьируется в зависимости от инструмента, посредством которого осуществляется учет отклонений. В соответствии с этим можно выделить два направления учета отклонений.

Первое направление - отражение отклонений в системном бухгалтерском учете на синтетических и аналитических счетах, анализ данных об отклонениях, аккумулирующихся на этих счетах со значительной степенью детализации информации, и последующее списание отклонений на счета реализации или результатов. При этом отклонения учитываются: по различным категориям затрат и результатов; по использованным ресурсам; по центрам ответственности (далее - ЦО); по сегментам деятельности. В российском бухгалтерском учете подобное получение информации об отклонениях не практиковалось.

Второе направление - отражение отклонений в первичной документации и учетных регистрах вне системы синтетических и аналитических счетов, что было свойственно отечественному нормативному методу, который для выявления и учета отклонений традиционно обходился без специальных счетов и субсчетов. В данном случае оперативный учет отклонений ориентирован на фиксацию (выявление) отклонений лишь в разрезе соответствующих затрат на производство и не направлен на конечный результат.

Таким образом, выбор инструмента контроля сохранности материальных и денежных ценностей, оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности через фиксацию и анализ отклонений должны осуществляться на основе сравнения масштабов и периодичности возникновения хозяйственных явлений, работы отдельных подразделений и направлений бизнеса, частоты осуществления хозяйственных операций, принятых за объект нормирования, и частоты фиксации отклонений предложенными инструментами по нормируемым хозяйственным операциям.

По нашему мнению, основным правилом при выборе порядка отражения отклонений по счетам бухгалтерского учета должно стать соответствие системы фиксации отклонений выполняемым операциям преобразования информации. Функцию накопления информации по различным группировкам отклонений затрат возможно реализовать в отдельной подсистеме учета отклонений, что весьма важно для сохранения конфиденциальности внутренней информации.

Система стандартных норм, нормативов, смет и т.п. способствует повышению степени контроля за производственными, административными и коммерческими издержками на внутрихозяйственном уровне, что достигается путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных издержек. Вместе с тем эта система не предусматривает обязательного документирования отклонений от стандартов, установленных в процессе оперативного контроля за производством и продажей продукции. Поэтому наличие отклонений можно выявить либо расчетным путем при распределении затрат, либо специальными приемами - записями. Предпочтительнее оказывается определение общих сумм отклонений по отдельным статьям затрат (материальным, оплате труда, производственным накладным, административно-управленческим и коммерческим расходам). С этой целью по каждой статье калькуляции в управленческой бухгалтерии открываются счета отклонений.

Следовательно, для повышения аналитических возможностей управленческого учета и его контрольных функций можно детализировать учет отклонений по отдельным факторам, воздействующим на общее отклонение от суммы нормативного расхода по той или иной статье, и тогда число открываемых счетов отклонений увеличивается. Представляется, что введение таких счетов должно упростить процедуру аналитического учета и сделать его более детализированным и оперативным. Например, если считать, что на расход отдельных видов материальных ресурсов действуют два фактора отклонений от стандартов: отклонение в цене и отклонение в количестве, то для учета этих отклонений необходимо открыть два счета: отклонения цен на материалы и отклонения по материалам за счет их использования.

3.3.Индивидуально задание.

Пример:

Цена - 10 д.е.

Переменные издержки на единицу продукции AVC – 6 д.е.

Постоянные издержки TFC – 300 д.е.

Коммерческие расходы – 100 д.е.

Запасы продукции на начало отсутствуют.

Периоды

Объем выпуска

Объем продажи

1

150

150

2

150

120

3

150

180

4

150

150

5

170

140

6

170

160

Отчет о прибылях и убытках по переменным издержкам.

Статьи

Периоды

1

2

3

4

5

6

Запасы на начало периода НЗПНАЧ

------

-----

180

-----

-----

180

Производственные расходы (текущие затраты) =

количество произведенного продукта  переменные издержки на единицу продукции

900

(150  6)

900

(150  6)

900

(150  6)

900

(150  6)

1020

(170  6)

840

(140  6)

НЗП на конец периода

0

(150 -150)

180

(150-120)  6

0

(30 + 150) - 180

0

(150 -150)

180

(170-140)  6

60

((30+140) – 160)  6

Себестоимость реализованной продукции =

НЗПНАЧ + Текущие затраты - НЗПКОН

900

(0+900-0)

720

(0+900-180)

1080

(180+900-0)

900

(0+900-0)

840

(0+1020-180)

960

(180+840-60)

Постоянные затраты

300

300

300

300

300

300

Выручка от реализации в денежном выражении

1500

(150  10)

1200

(120  10)

1800

(180  10)

1500

(150  10)

1400

(140  10)

1600

(160  10)

Валовая прибыль =

Выручка от реализации – (Себестоимость реализованной продукции + Постоянные затраты)

300

(1500 –(900+300))

180

(1200 –(720+300))

420

(1800 –

(1080+300))

300

(1500 –(900+300))

260

(1400 –(840+300))

340

(1600 –(960+300))

Коммерческие расходы

100

100

100

100

100

100

Чистая прибыль до налогообложения

200

80

320

200

160

240

То же самое по традиционной системе (полное включение затрат):

Постоянные затраты относим на себестоимость выпуска (эту строку убираем)

Отчет о прибылях и убытках при традиционном (полном) отнесении затрат.

Статьи

Периоды

1

2

3

4

5

6

Запасы на начало периода НЗПНАЧ

------

-----

240

-----

-----

233

Производственные расходы +

Постоянные затраты

1200

(900+300)

1200

(900+300)

1200

(900+300)

1200

(900+300)

1320

(1020+300)

1140

(840+300)

НЗП на конец периода

((Производственные расходы +

Постоянные затраты)/НЗПНАЧ) * НЗПКОН

0

240*

(1200/150)  30

0

0

233**

(1320/170)  30

81

Себестоимость реализованной продукции =

НЗПНАЧ + Текущие затраты - НЗПКОН

1200

(0+1200-0)

960 (0+1200-240)

1440

(240+1200-0)

1200

(0+1200-0)

1087

(0+1320-233)

1292

(233+1140

-81)

Выручка от реализации в денежном выражении

1500

(150  10)

1200

(120  10)

1800

(180  10)

1500

(150  10)

1400

(140  10)

1600

(160  10)

Валовая прибыль =

Выручка от реализации – Себестоимость реализованной продукции

300

(1500 –1200)

240

(1200–960)

360

(1800 –

(1440)

300

(1500 –1200)

313

(1400 –1087)

308

(1600 –

1292)

Коммерческие расходы

100

100

100

100

100

100

Чистая прибыль до налогообложения

200

140

260

200

213

208

* НЗПКОН:

** .

Периоды

V выпуска

V продажи

Прибыль по переменным издержкам

(директ -костинг)

Прибыль по традиционной системе (полное отнесение затрат)

1

150

150

200

200

2

150

120

80

140

3

150

180

320

260

4

150

150

200

200

5

170

140

160

213

6

140

160

240

208

ВЫВОДЫ:

  1. Когда V производства = V реализации, то прибыль одинакова, независимо какой из методов калькуляции был выбран: в 1 и 4 периоде V производства = V реализации = 150, прибыль равна 200=200.

  2. Когда V производства > V реализации - это периоды 2 и 5. Метод калькуляции себестоимости с полным отнесением затрат приведет к большей прибыли, чем при использовании системы по переменным издержкам, т.е. 140 > 80 и 213 > 160.

  3. Когда V производства < V реализации, то использование системы калькулирования по переменным издержкам приведет к большей прибыли, чем при использовании метода калькуляции себестоимости с полным отнесением затрат.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) - разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом дает подсистема управленческого учета «директ-костинг».

В настоящее время в теории и практике управления себестоимостью и прибылью на Западе декларируется и применяется следующий принцип оценки точности калькуляции: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Важно, что, применяя «директ-костинг», можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически и аналитически. Строится график для точки критического объема производства, т.е. такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.

Основное достоинство системы «директ-костинг» в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оперативные управленческие решения. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен, демпинговую политику.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить комплектующие самим или закупать на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования и др.

Калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг» предусматривает неизменную величину постоянных расходов при любом объеме производства, поэтому основное внимание в управленческом учете уделяется постоянным расходам.

В качестве совершенствования учета затрат в ООО «Плодородии» предлагается внедрить метод «директ-костинг». Однако, менять систему учета затрат полностью нецелесообразно. Оптимальнее будет дополнить существующую систему ведением учета затрат системой «директ-костинг».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность : Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. – М. : Рид Групп, 2011. – 416 с. – (Полное руководство бухгалтера).

  2. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет 9-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 955 с.

  3. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 570 с.

  4. Вахрушина М. А. Управленческий анализ: учеб. пособие. 6-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 399 с.

  5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец./ М.А. Вахрушина. - 4-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006.

  6. Воронова Е.Ю. Управленческий учет. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 551 с.

  7. Воронова Е.Ю., Улина Г.В. Управленческий учет на предприятии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

  8. Гаррисон, Р. Управленческий учет = Managerial Accounting : учебник / Р. Гаррисон, Э. Норин, П. Брюэр ; пер. с англ. под ред. М. А. Карлика. – 12-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 592 с. – (Классика MBA).

  9. Друри К. Управленческий и производственный учет. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 1071 с.

  10. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2011. - 640 с.

  11. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. Для вузов. - М.: Юристъ, 2005.

  12. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2003.

  13. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006.

  14. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник, 3-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 776 с.

  15. Ларионов И.К. Антикризисное управление: Учебник для магистров. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2012 г. — 380 с.

  16. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции.-М.: Аналитика-Пресс, 2004.

  17. Николаева С.А. Учет затрат в условиях рынка: система директ-костинг, Аналитика-Пресс - М.: 2007 г.

  18. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2005. №19.

  19. Петров, В. М. Управление инновационным предприятием : вопросы теории и практики / В. М. Петров, А. Н. Маслов. – СПб. : Геликон Плюс, 2011. – 320 с.

  20. Петрова В. И., Петров А. Ю., Кобищан И. В., Козельцева Е. А. Управленческий учет и анализ. — М.: ИНФРА-М, 2010 г. — 304 с.

  21. Туккель, И. Л. Управление инновационными проектами : учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин ; под общ. ред. И. Л. Туккеля. – М. : БХВ- Петербург, 2011. – 416 с. – (Учебная литература для вузов).

  22. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. - 2-е изд., испр. - М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2004.

  23. Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.

  24. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

  25. Янковский К., Мухарь И. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011 г.

Приложения

Приложение 1

Рисунок 1 Организационно-производственная структура ООО «Плодородие»

Рисунок 2 Структура управления ООО "Плородие"

Просмотров работы: 13256