Мы, вслед за Е.И. Дмитриевой, считаем, что информационные технологии позволяют учащимся реализовать личностно-ориентированный подход к изучению языка, так как основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, практическое пользование иностранным языком. Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Опыт использования их на практике позволяет обеспечивать переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учеников, ускоряют процесс обучения, способствуют мотивации, позволяют индивидуализировать процесс обучения, улучшают качество усвоения изучаемого [4, с.25].
Следует отметить, что использование компьютера на уроках иностранного языка дает учителю возможность более эффективно строить преподавание, организовывать работу учащихся на этапах введения, закрепления и повторения материала [6, с.25].
Значительную роль в процессе модернизации образования играют различные Интернет-ресурсы. Во-первых, данные ресурсы реализуют важный в современной методике преподавания иностранного языка принцип аутентичности. Использование неадаптированных текстов из зарубежных газет и журналов, различных сайтов и других источников позволяет изучать язык в его современном функционировании. Широкие возможности для эффективного усвоения языка предоставляют чаты, различные виды Интернет-телефонии (Skype), программы «мгновенных сообщений» (ICQ, QiP), «социальные дневники» (LiveJournal) и «социальные сети» (Facebook), а также видеоконференции. Данные средства коммуникации позволяют осуществлять «живое» общение с носителями языка в ситуации «здесь и сейчас». Это также способствует погружению учащихся в естественную языковую среду без дополнительных материальных и временных затрат и формированию коммуникативной компетенции.
С методической точки зрения важно отметить, что Интернет-ресурсы помогают сделать процесс изучения иностранного языка более увлекательным, так как предоставляют возможность преподавателям варьировать способы подачи информации и сделать обучение практически направленным [7].
C помощью Интернета можно:
включать материалы сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);
формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка [2, с.2].
Возникает вопрос: за счет чего и почему достигаются хорошие результаты при использовании Интернет-ресурсов? Ответ могли бы дать все учителя, работающие в сети Интернет. За счет творческого подхода к своей работе, за счет огромных усилий, затрачиваемых на поиск необходимой информации в сети Интернет, классификации этой информации, включения ее в учебный процесс. Работа над текстами Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, что дает им возможность проявить активность каждому ученику [3, с.41].
С точки зрения В.А. Ефременко, новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку.
Использование обучающих и познавательных программ на CD – наиболее доступный способ использования компьютера на уроках. Учитель может проводить групповую и индивидуальную работу с детьми, использую обучающие программы с игровыми элементами.
Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного языка, учат понимать речь на слух, правильно писать [5, с.18].
В заключении можно сделать вывод, что компьютерные технологии в значительной степени являются мощным средством увеличения интереса и повышения мотивации к обучению. Все новое всегда притягательно, а информационные технологии не стоят на месте, изменяются, совершенствуются и становятся все более доступными. Использование современных информационных технологий способствует раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Список литературы
Абалуев Р.Н. Интернет - технологии в образовании: учебно-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 125с.
Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновац. технологий, 2005. – 499с.
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2012. - №3. – С.39-41.
Дмитриева Е.И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 1997. – №4. – С. 22-26.
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2007. - №8. – С.18-21.
Игнатова Н.Ю. Информационные технологии на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2012. - №2. – С.25-33.
Использование мультимедиа – технологий в общем среднем образовании/ Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/vved.html