ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Технокультурная среда повседневности стремительно изменяется под воздействием снижения цен на различные информационно-коммуникационные технологии, рекламы современного образа жизни в СМИ, компьютеризации образования, распространения электронных устройств, обеспечивающих комфорт и удобство в доме и офисе [6, с. 3]. Рост влияния глобальной сети Интернет оказал значительное влияние на молодежный экстремизм, значительно обострив данную социальную проблему, особенно в молодежной среде. Прогресс информационно-коммуникационных технологий затрудняет противодействие молодежному экстремизму в глобальной сети Интернет.

Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание, неустоявшуюся систему социокультурных координат российской молодежи. В результате в последние годы происходит обострение проблемы молодежного экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.

Необходимо признать: нынешняя российская молодежь живет в глобализирующемся информационном обществе, обществе всеобщего риска. Для того чтобы осуществлять адекватное управленческое воздействие на молодежь, способствовать преодолению девиаций в молодежной среде необходимо изучение социокоммуникативных условий ее жизнедеятельности.

В условиях глобализации и информатизации социума, когда барьеры контроля и управления информационными потоками практически сняты, а национальные границы государств нивелированы, главным образом, в коммуникативном аспекте, молодежные экстремистские движения получили дополнительные помогающие условия для воздействия на сознание и поведение молодежи. Если еще 10-15 лет назад деятельность экстремистских движений, групп локализовывалась пространственными границами города, района, области, то сейчас, благодаря информационно-коммуникационным технологиям, и, прежде всего, Интернету, экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны, а то и всего русскоязычного сегмента СМК (в частности, Рунета). К этому необходимо прибавить расширившиеся возможности сотовой связи, мультимедиа, компьютерной коммуникации, которые трансформировали межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и пр. стали достоянием широких слоев Интернет-аудитории, а не только тех, кто непосредственно ведет общение).

В итоге члены экстремистских движений, групп получили возможность вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою идеологию, убеждения в Интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие ресурсы воздействия на молодежное сознание сравнимы с потенциалом традиционных СМИ, только не контролируемых государством и обществом. Под видом «обмена мнениями» в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих». Эта проблема в настоящее время недооценивается в России.

Очевидно, что в информационном обществе СМК играют важную роль в процессе социализации. Молодой человек «впитывает», вбирает в себя определенные нормы, ценности, принципы миропонимания в процессе взаимодействия со «значимыми другими». Нынешнему поколению подростков предоставлена свобода выбора форм, норм, мира, пространства социализации. Вместе с тем, стоит отметить, что виртуальный мир предлагает формы и нормы социализации, подобные, но не тождественные тому, что принято в реальном мире.

Экстремизм на сегодняшний день редко, только в крайних случаях, носит открытый характер, он глубоко законспирирован и адаптируется к современным условиям, в частности через Интернет. Сейчас для того чтобы общаться с единомышленниками не обязательно собираться на конспиративных квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер (а то и просто современный мобильный телефон – «смартфон») и выход в сеть Интернет. Так виртуализированные экстремистские решения беспрепятственно и бесконтрольно проникают в каждый дом.

Наличие постоянных дискуссий о статусе Интернет и слабая исследованность русскоязычного сегмента сети определяет актуальность выбранной темы.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа проблем распространения идей экстремистской и террористической направленности, а также оценки русскоязычного сегмента Интернет, технологии противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в глобальной сети на территории РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-исследовать существующее законодательство, регулирующего режим пользования информационными ресурсами в сети Интернет;

-провести исследование основных способы распространения радикальных идей в сети Интернет;

-проанализировать содержание наиболее посещаемых сайтов, пропагандирующих идеи экстремизма и терроризма;

-предложить направления развития методов информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма в сети Интернет;

-изучить опыт западных стран в сфере противодействия распространения идей экстремизма и терроризма в сети Интернет.

1. Законодательство, регулирующее режим пользования информационными ресурсами в сети Интернет

Сегодня невозможно отрицать тот факт, что Интернет с каждым днем играет все большую роль в нашей жизни. Однако столь широкая популярность данных коммуникационных сетей привела и к негативным последствиям, одним из которых можно назвать использование экстремистскими организациями Интернета в качестве своеобразной трибуны для пропаганды своих идей и вербовки новых сторонников.

Развернутое определение экстремизма (экстремистской деятельности) в национальном праве дано в ст.1 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[3]. Необходимо обратить внимание на те его элементы, реализация которых может быть осуществлена с использованием сети Интернет.

Во-первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацистской атрибутики или символики), что способствует формированию ранее не существовавшего единого неонацистского, расистского сообщества, которое вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

Во-вторых, активно используются участниками террористических и экстремистских организаций информационные ресурсы Интернета, позволяющие быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

В-третьих, экстремистские группы используют Интернет для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).

Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос наличия в российском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете.

До середины 2012 года корпус законодательства, который можно было использовать для регулирования интернет-контента, включал в себя федеральные законы «О связи», «Об информации, информатизации и защите информации», а также закон «О СМИ». Боролись с экстремизмом в интернете, используя соответствующие нормы в уголовном законодательстве — о призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК), возбуждении ненависти (ст. 282 УК), а также о публикациях, которые могут быть отнесены к деятельности экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) или запрещенной организации (ст. 282.2 УК).

Также использовались нормы КоАП - ст. 20.3 «Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики» и ст. 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов» [5].

Практика последних лет показала, что борьба с экстремизмом за последние четыре года активно стала переходить из реального мира в онлайн. Статистика показывает, что если в 2007 году из 28 приговоров по ст. 280 и 282 УК только 3 приговора касались размещенных в сети материалов, то в 2008-м — 14 из 45, в 2009-м — 17 из 56, в 2010-м — 26 из 72, а в 2011 году приговоры по экстремизму в интернете уже превысили число приговоров по «обыкновенным» делам: 52 из общего числа приговоров 78. В 2012 году эта тенденция получила развитие, за первые полгода из 32 приговоров по экстремистским статьям 18 касались деятельности в интернете[7, С. 6].

Действие статьи УК, карающей за финансирование экстремизма и за экстремистскую деятельность, расширяется на интернет-пространство. Такая мера содержится в поправках, внесенных правительством в Госдуму. За подобные действия, совершенные с использованием телекоммуникационных сетей, грозит теперь до шести лет тюрьмы. Кабинет министров предлагает дополнить 280 и 282 статьи Уголовного кодекса положениями об ответственности за распространение материалов экстремистского характера через Интернет. Правоохранительным органам труднее доказать, что экстремистская пропаганда в собственном блоге является ее распространением, поскольку подобного пункта в указанных статьях сейчас нет. Под действующие статьи подпадают лишь публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, например, сделанные через СМИ. Авторы инициативы отмечают, что российское законодательство по противодействию экстремизму не учитывает специфику распространения информации в международной компьютерной Сети. «Отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских материалов в международной компьютерной Сети со стороны органов государственной власти, призванных бороться с любыми проявлениями экстремизма и разжигания национальной и межэтнической розни, культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния», – говорится в сопроводительных документах, передает ИТАР-ТАСС [18].

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который уже окрестили законом об интернете, вызывает большие вопросы. Правоприменительная практика, поясняют эксперты, еще не определена, а сам текст закона говорит о несуществующем еще едином реестре нарушающих психическое спокойствие детей, в том числе экстремистских, материалов. «Непонятно, будут ли считаться подлежащими блокировке только те материалы, которые включены в федеральный список экстремистских материалов именно как сайты и интернет-страницы, или же под действие закона подпадут и запрещенные печатные материалы, но оцифрованные и опубликованные в сети. Обсуждавшийся на заседании Российской ассоциации электронных коммуникаций вариант блокировки по IP только в случае, если на нем размещен только один вызывающий вопросы ресурс, а в других случаях использование дорогостоящей фильтрации по URL «закладывает механизм для произвольных решений» и не исключает блокировки доступа и к свободно распространяемым материалам.

Минкомсвязь и Генпрокуратура предложили штрафовать за ссылки на запрещенные материалы. Правительство РФ разработало новый прием борьбы с экстремизмом: тех, кто поместит в интернете гиперссылку, выводящую на материалы экстремистской направленности, будут штрафовать. Проект закона опубликован на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ для общественного обсуждения. В Госдуме полагают, что проект нуждается в доработке. А в экспертном сообществе опасаются, что с таким законом даже после доработки в пособниках экстремистов могут оказаться все поисковики, включая Google и Yahoo![13, С. 36].

Необходимость нового наказания в Минкомсвязи объясняется тем, что в сети немало сайтов, которые суд признал экстремистскими и закрыл. Но интернет устроен так, что закрытые сайты никуда не исчезают, а размещенные на них материалы остаются доступными. Потому решено ввести административную ответственность за "размещение гиперссылок". Тогда первыми, кто будет отвечать, станут поисковые сайты, которые сплошь состоят из гиперссылок. Не исключено, что поисковики станут и единственными ответственными, полагает глава СПЧ, которому непонятно, кто и как на практике сможет отследить все гиперссылки в сети. Более же всего интересует то, каким образом российские органы намереваются штрафовать, к примеру, Google и Yahoo!. Для такого противодействия нужны более тонкие механизмы, над которыми еще надо думать.

2. Основные способы распространения радикальных идей в сети Интернет

Сегодня возможности Интернета по распространению информации и информационному воздействию, не меньшие, чем у традиционных СМИ, таких, как газеты, радио и даже телевидение. К сожалению, обширные возможности Интернета стали активно использоваться различными экстремистскими и террористическими организациями для пропаганды национальной, религиозной и других форм нетерпимости. В Интернете функционирует большое количество информационных ресурсов (сайтов), способствующих развитию ксенофобии и экстремизма. В качестве примера возрастающей роли Интернета в организации политических выступлений эксперты приводили и Арабскую весну, и «прогулки» оппозиции по Москве, и выступление националистов на Манежной площади в декабре 2010.

Бурное развитие телекоммуникационных технологий, наблюдающееся на протяжении последних десятилетий, привело к появлению принципиально новой системы распространения и обмена информацией - Интернету, доступному широкому кругу пользователей.

Серьезную опасность для международного сообщества, учитывая сегодняшние реалии, представляют сайты, непосредственно распространяющие идеи экстремизма, сепаратизма и терроризма. Через такие ресурсы международные террористические организации практически беспрепятственно осуществляют пропаганду радикальных течений ислама, проповедующих борьбу с «неверными», «создание всемирного халифата» и т.д.

Для нашей страны, разумеется, наибольшую угрозу несут ресурсы в сфере информации, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей международных террористических организаций. Эти сайты призывают к совершению террористических актов, пропагандируют сепаратизм, религиозную нетерпимость и межнациональную рознь.

Особо необходимо отметить, что посредством таких ресурсов, демонстрирующих сцены убийств и пыток военнослужащих и мирных жителей, проводится политика широкомасштабного информационного террора. Достаточно вспомнить многочисленные случаи распространения через Интернет видеосюжетов, показывающих подрывы террористами российской военной техники в Чечне или «казни» иностранных граждан в Ираке, вызвавшие шок во всем цивилизованном мире.

Примечательно, что большинство подобных сайтов имеют интернет-адреса (доменные имена) зарегистрированные в других странах (в международных «интернет-зонах», таких, как «.com», «.org», «.info»).

Так, информационная поддержка бандформирований, действующих на территории Чеченской Республики, осуществляется через сайты: www.chechenpress.com; www.kavkazcenter.com;www.kvestnik.org; www.kavkaz.org; www.daymohk.info; www.chechnya.nl и др. А, к примеру, сбор средств в их пользу осуществляется на сайте www.angelfire.com/wy/sadagah при помощи системы баннеров (рекламных ссылок-картинок).

Так, например сайт «ingushetia.ru» в 2007 году подвергался хакерской атаке, а также блокировался местными провайдерами, которые или не пускали своих клиентов на сайт, или же подсовывали вместо него порноресурс.

6 июня 2008 года решением суда данный сайт был признан ресурсом, распространяющим экстремистские материалы, направленные на возбуждение ненависти либо вражды. Истцом по делу выступала ингушская прокуратура. По решению суда сайт должен быть закрыт. 25 сентября 2008 года сайт «ingushetia.ru» лишился доменного имени.

В июле 2009 года по инициативе председателя общественного движения «Справедливая Ингушетия», члена экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Магомеда Хазбиева в Сети появился новый оппозиционный ресурс со схожим названием. По словам владельца нового сайта, необходимость создания портала связана с тем, что за последнее время «благодаря усилиям нового руководства республики портал Ingushetia.org смягчил свою оппозиционную направленность, что, естественно, исключает самостоятельность и объективность этого ресурса в условиях гражданской войны, которая идет в Ингушетии последние семь лет». В противовес существующему порталу Магомед Хазбиев выступил с инициативой создания сайта Ingushetiyaru.org, который должен поддержать и сохранить традиции Ingushetiya.ru.

По данным египетской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», «Аль-Каида» создала во всемирной сети виртуальный университет терроризма, где обучают «наукам джихада, его основам и видам». К слову сказать, эта информация была помещена на сайте так называемого «Всемирного исламского информационного центра». Согласно сведениям «Аш-Шарк аль-Аусат», исламистские экстремистские группировки все более активно расширяют информационно-психологическую войну в пространстве Интернета. В рамках этих усилий создан «Исламский информационный фронт», объединивший ряд мелких группировок в различных странах. «Фронт» собирается образовать транснациональную корпорацию «Нур аль-Хакк» («Свет истины»), которая будет готовить и размещать соответствующие материалы на интернет-сайтах[6, с.10 ].

Существенную опасность представляют интернет-ресурсы, пропагандирующие, ксенофобию и нетрадиционные религиозные учения и секты, в частности - ваххабизм. Сторонники этого направления в исламе воспитывают в своих приверженцах фанатичную преданность и неприятие других религий, готовность использовать террор и другие насильственные средства в своей политической практике. Практически любой желающий может без труда ознакомиться с содержанием этого учения или его различными интерпретациями при помощи широко использующейся в российском секторе Интернета поисковой системы Яндекс (www.yandex.ru).

Особую озабоченность российских правоохранительных органов вызывают интернет-ресурсы справочного характера, напрямую не призывающие к противоправной деятельности, но ее подразумевающие. На таких сайтах можно найти информацию о том, как в кустарных условиях изготовить взрывчатые вещества, получить сильнодействующие яды, собрать самодельное взрывное устройство. Ресурсы, относящиеся к этой группе, могут, не скрываясь, располагаться практически в любой точке сети, так как содержащаяся в них информация представляется как справочная. В большинстве своем такие сайты многочисленны, недолговечны и часто меняют доменные имена.

Кроме того, средства электронной почты предоставляют возможность анонимного обмена данными между корреспондентами в любом конце земного шара, что позволяет экстремистским, террористическим организациям поддерживать связь и координировать свои действия.

Выход из сложившейся ситуации специалисты и аналитики видят в принятии целого комплекса разноплановых мер, направленных на эффективное противодействие существующей угрозе. Он, в частности, предусматривает:

- повышение взаимодействия в сфере контроля и пресечения пропаганды терроризма и ксенофобии в Интернете;

- унификацию и совершенствование национальных законодательств, регулирующих распространение информации в телекоммуникационных сетях общего пользования;

- выработку системы признаков интернет-ресурсов, пропагандирующих терроризм и экстремизм, и создание на ее основе единого перечня подобных сайтов в целях координации действий по их нейтрализации;

- проведение совместных мероприятий по идентификации, привлечению к ответственности реальных владельцев наиболее одиозных интернет-ресурсов.

3. Мировой опыт противодействия экстремизму в интернете

На сегодняшний день в сети интернет функционирует значительное число сайтов религиозно-экстремистской направленности. Они представляют опасность для стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, так как ведут агитацию за вооружённую борьбу с религиозным инакомыслием, осуществляют призывы к свержению светских режимов и установлению теократических государств.

По мнению известного эксперта по вопросам религии Кадыра Маликова, агитация в сети интернет со стороны религиозно-экстремистских организаций приводит к тому, что люди, заходя на сайты этих структур, проникаются идеями, проповедуемыми там, скачивают интересующую информацию, видеообращения, затем обмениваются ими с друзьями, знакомыми. В результате, люди становятся носителями экстремистской идеологии, они ищут единомышленников, объединяются в "джамааты". На одной и той же территории могут действовать несколько таких групп, каждая из которых функционирует независимо от других. Таким образом, формируется децентрализованное движение со схожей идеологией и методами работы. Отдельные группы начинают совершать теракты, пытаются бороться против светских режимов. При обнаружении и уничтожении одной ячейки остальные продолжают действовать, так как каждая из них функционирует самостоятельно и не обладает сведениями о других. Всё движение очень трудно уничтожить, так как нет явного лидера, а структура не иерархична.

О деятельности подобного децентрализованного движения говорилось в докладе специалистов Бюро по конституционной безопасности Германии в 2007 г. Они связали подготовку терактов на территории ФРГ с интернет-пропагандой "Исламского джихада", существование которого как единой организации немецкие эксперты подвергли сомнению. Вряд ли можно считать, что "Палестинский джихад", "Союз исламского джихада" и другие подобные структуры существуют как организация с общим центром принятия решений. Иначе бы они смогли собрать все силы в одной точке земного шара и совершить переворот, создать своё государство и двигаться таким способом дальше.

На пространстве СНГ борьбой с интернет-сайтами, ведущими агитацию в пользу религиозно-экстремистских организаций, активно ведут Туркменистан, Узбекистан и Россия, разработавшая Систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Она использует метод поточного копирования сетевого трафика для последующего использования спецслужбами полученной информации без контроля со стороны суда и прокуратуры. В 2000 году на законодательном уровне было введено обязательство для интернет-провайдеров за собственные деньги устанавливать комплекты СОРМ. Тогда же стало известно о поставке данного оборудования в Киргизию.

Вопреки этим мерам, практика показала, что борьба с экстремизмом в сети интернет не привела к достижению необходимого уровня безопасности национальных интересов. Спецслужбы на территории собственных стран имеют возможность через провайдера определить заказчика экстремистского сайта, начать в отношении него следствие. Но это становится возможным только в отношении лиц, осуществляющих регистрацию интернет-страниц на национальных доменах.

Анализ адресов размещения религиозно-экстремистских сайтов в сети интернет показывает, что большинство из них расположены на домене «com», принадлежащем одной из корпораций в США. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещенных на территории стран СНГ, легально действуют в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

В этом случае государства СНГ могут прибегнуть лишь к блокировке нежелательного контента при помощи провайдера на стыке национальной сети с мировой. О приблизительном количестве заблокированных интернет-страниц на пространстве СНГ можно судить по работе информационного центра ОДКБ, который, за период 2009 - 2010 годов ограничил доступ на 600 сайтов террористической направленности, а также около 2 тысяч сайтов, ориентированных на разжигание национальной и религиозной вражды. Цифры внушительные, но обычный пользователь без особого труда может найти интересующую его интернет-страницу. Он может свободно войти на сайты самых известных экстремистских организаций мира: ИДУ, турецких религиозных радикалов, кавказских сепаратистов и террористов, Хизб ут-Тахрир и многих других.

Приходится констатировать, что спецслужбы не справляются с объёмом работы в интернет-пространстве. И это несмотря на помощь со стороны судов и прокуратуры, которые в соответствии с обращениями граждан ежегодно принимают самостоятельные решения о блокировке десятков сайтов.

Для надёжной защиты государств СНГ от пропаганды со стороны религиозно-экстремистских организаций требуются большие финансовые затраты. В этой связи целесообразным является либо формирование общего информационного центра, который будет финансироваться всеми странами-членами Содружества сообразно их экономическим возможностям, либо же следует усилить обмен информацией между государствами по данному вопросу. Эта проблема особенно актуальна для стран со слабыми экономиками, которые не могут позволить себе большие финансовые вливания в сферу защиты от идеологии религиозно-экстремистских течений в сети интернет, но в которых угроза захвата власти религиозными радикалами наиболее сильна.

В Украине вообще нет перечня организаций, официально отнесенных к экстремистским. Самый известный пример исламского радикализма в Украине - партия «Хизб ут-Тахрир», которая запрещена и во многих странах, а в России признана судом террористической организацией. По мнению исполнительного директора Международного центра изучения вопросов глобалистики Никиты Кашницкого, ее деятельность направлена на раскол общества и потому является экстремистской. Хотя партии «Хизб ут-Тахрир» отказано в регистрации в Украине, ее официальный сайт продолжает пропагандировать идеологию этой организации. «Попытки ограничить распространение идеологии «Хизб ут-Тахрир» в Крыму были предприняты службой безопасности Украины, когда в июле этого года был заблокирован доступ к сайтам партии и партийной газеты, - говорит эксперт. - Это выглядело полностью логичным, если учитывать, что деятельность этой партии в Украине является незаконной, а её цели – антиконституционны. Однако в данный момент оба сайта почему-то работают в нормальном режиме"[].

США, которые вместе с несколькими неевропейскими странами (Канадой, Японией и Южной Африкой) вошли в число 30 стран, присоединившихся к конвенции, ставшей результатом трудных четырехлетних переговоров и согласований в рамках Совета Европы, заблокировали попытки включить в договор положения, ограничивающие свободу высказывания в интернете националистических, шовинистских взглядов. И подобная позиция была занята США спустя всего лишь месяц после того, как президент Буш подписал чрезвычайно оперативно подготовленный после сентябрьских событий закон, допускающий вторжение спецслужб в компьютерные сети и отдельные компьютеры при наличии минимальных подозрений в причастности их владельцев к террористической деятельности.

Таким образом, ведется активная борьба против экстремизма в интернете во многих странах мира, но открытым остается вопрос эффективности данной работы.

Становление и бурное развитие транснациональной системы интернета, к которой оказываются неприменимыми все существовавшие доселе механизмы и принципы контроля за информационной средой, не только обогатило экстремистов разного толка (неонацистов, расистов, скинхедов, шовинистов, религиозных фанатиков) чрезвычайно мощным инструментом пропаганды своих взглядов и мобилизации единомышленников. Вопреки ожиданиям и убежденности адептов сохранения неограниченной свободы Сети, само интернет-сообщество не сумело преградить злым силам путь в киберпространство. В условиях, когда количество так называемых проблемных сайтов уже значительно превосходит, по данным американского Центра Симона Визенталя, 2 тысячи, концентрируясь не только в США и Германии, но и в таких странах, как Австрия, Швеция, Австралия, Голландия, Канада, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Испания, Южная Африка, Украина, с особой остротой начинает ощущаться безответственность упований на доброе начало в человеческой личности и потребность в выработке механизмов правовой регламентации использования новейших информационных технологий.

Для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.

Необходимость проведения подобной политики в России совершенно очевидна, так как сегодня существуют угрозы насилия, как со стороны власти, так и со стороны населения. Сегодня необходимость вовлечения всех ветвей власти, правоохранительных органов и населения в деятельность по устранению причин, порождающих экстремистские проявления, а также координации их усилий, очевидна.

В плане блокирования экстремизма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу.

В этих целях предлагается:

1. Завершить работу по более четкому правовому и уголовно-процессуальному разграничению компетенции органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов в сферах борьбы с терроризмом и экстремизмом.

2. Предусмотреть в законодательстве Российской Федерации уголовную ответственность:

— за предоставление помещений (жилья) для экстремистской деятельности (проведения собраний; лекций; изготовления, размножения литературы экстремистского толка; изготовления, размножения, демонстрации видеоматериалов).

— за хранение материалов экстремистского толка с целью их распространения.

3. Ужесточить санкции по ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистского характера, для возможности осуществления ряда оперативно-розыскных и следственных мероприятий, предусмотренных за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений.

4. Разработать общегосударственную систему мер по противодействию распространению религиозного экстремизма в молодежной среде, включающую в себя:

— прекращение деятельности религиозных объединений и учебных заведений, функционирующих с нарушением действующего законодательства;

— разрешение обучению в религиозных учебных заведениях только при условии обучения несовершеннолетнего в общеобразовательной школе;

— разработку обязательной программы обучения в религиозных учебных заведениях на территории Российской Федерации с привлечением заинтересованных ведомств и религиозных структур;

— установление жесткого государственного контроля за лицами, убывающими на учебу в зарубежные религиозные учебные заведения;

— проведение мониторинга учебных программ зарубежных религиозных учебных заведений, в которых обучаются граждане России, на предмет распространения в них экстремистского учения.

5. Заключить международные договора с рядом исламских государств (Саудовской Аравией, Афганистаном, Пакистаном, Йеменом, Кувейтом, Сирией, Турцией, Суданом, Малайзией, Катаром), где предусмотреть:

— запрет негосударственным духовным образовательным учреждениям приема на обучение граждан Российской Федерации;

— отказ в выдаче въездной визы гражданам Российской Федерации при отсутствии соответствующего разрешения государственных органов субъектов Российской Федерации и их депортация в установленном порядке.

Противодействовать информационному экстремизму необходимо, используя передовые научно-технические разработки. В частности, компьютерный мониторинг глобальной сети Интернет. К сожалению, в настоящее время подобные исследования в России практически не проводятся, не выделяются в достаточном объеме необходимые бюджеты. В ситуации нехватки денежных средств не представляется возможным создание современного программного обеспечения для автоматизированного интернет-мониторинга слухов, поэтому наша страна будет постоянно отставать от технологически развитых стран Запада и Востока. Эта ситуация, в свою очередь, негативно отражается на информационной и национальной безопасности нашей страны. Не секрет, что технологическое превосходство одной страны над другой может привести к развязыванию информационных войн, использованию инструментов информационного терроризма и пр. Сейчас в российском сегменте Интернета царит практически полная вседозволенность провокаторов, агрессивных коммуникаторов, экстремистов, единичные случаи уголовного преследования за информационные атаки в Интернете не изменяют ситуацию в лучшую сторону. Проблема требует немедленного решения с привлечением ученых и специалистов-практиков.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

  2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  3. О противодействии экстремистской деятельности: Федер. закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

    Литература

  6. Борисов С. В. Сущность преступлений экстремистской направленности / С. В. Борисов // Мировой судья – 2009. – №4. – С.9–12

  7. Доника Е. Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России. 2008. №3. С.68.

  8. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства : уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков . – Санкт-Петербург : Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009. – 265с.

  9. Ещенко С. А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право.- 2009. – № 2. – С.11–15.

  10. Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм : сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2008. – № 5. – С. 37– 47.

  11. Коков, Ю. А. Противодействие экстремизму: задачи и первые результаты работы нового департамента / Ю. А. Коков. – Электрон. текстовые дан. – М.: Мин-во внутренних дел РФ.

  12. Кочои С. М. Экстремизм в России: криминологическая и уголовно-правовая характеристика / С. М. Кочои // Российское право в Интернете. – 2006. – №1. – С.10.

  13. Магомедтагиров А. М. Проблемы совершенствования практики применения законодательства для противодействия экстремизму / А. М. Мохов // Законодательство и право. – 2010. – № 5. – С. 34–36

  14. Мохов В. В. Экстремизм в России: портрет явления / В. В. Мохов // Мир безопасности. – 2008. – № 5. – С. 57–63.

  15. Солонин Ю. Экстремизм в России. Миф или реальность? / Ю. Солонин // Российская Федерация сегодня. - 2006. - № 2. - С. 12-13.

  16. Тарасов, А. Н. Экстремисты по вызову / А. Н. Тарасов // Свободная мысль - XXI. - 2003. - №7. - C.63-75.

  17. http://www.facebook.com/notes/матвей-алексеев/особенности-применения-антиэкстремистского-законодательства-в-интернете/522112311148757

  18. http://www.itar-tass.com/

10

Просмотров работы: 12982