ИЗМЕНЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Закон о федеральном бюджете яв­ляется итогом совместной работы Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • третий уровень - местные бюджеты.

Функции федерального бюджета:

- связывает основные финансовые институты - государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты;

- регулирует все звенья финансовой системы общества - государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную и страховую сферы;

- оказывает экономическое воздействие на негосударственную сферу экономики страны;

- оказывает влияние на характер хозяйственного воспроизводства и развития, занятость населения, уровень потребления и социального развития общества;

- через федеральный бюджет осуществляется внешнеэкономическая и политическая деятельность государства.

Второе звено бюджетной системы РФ - бюджеты субъектов Федерации (республиканские, краевые, окружные и областные). В их задачи входит:

- обеспечение денежными ресурсами политических, административных, социальных и других функций национально-государственных и административно-территориальных образований;

- экономическое воздействие на производственную деятельность организаций;

- решение социально-экономических и культурных вопросов.

Третье звено бюджетной системы РФ - местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относят все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты поселков, районов, городов. Исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:

- местное самоуправление;

- реализацию местных социально-экономических задач;

Выполнение делегированных от вышестоящих органов власти в области социально-культурных и политических мероприятий.

Как и любой другой, государственный бюджет состоит из доходной и расходной части. Рассмотрим их по отдельности. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой, - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

Таблица 1 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам (тыс.руб.)

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г. (план)

2013 г. (план)

2014 г. (план)

Налоговые и неналоговые доходы

8 279 251 941,8

11 042 541 646,0

11 769 386 671,0

12 696 252 205,0

14 083 329 157,0

Налоги на прибыль, доходы

255 026 142,4

338 826 780,0

371 906 943,0

392 380 444,0

416 470 564,0

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 442 647 814,0

1 956 446 702,0

2 218 397 542,0

2 629 387 869,0

3 051 728 099,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1 199 567 857,7

1 559 768 776,0

1 874 258 935,0

2 146 153 054,0

2 465 947 889,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 408 315 527,6

2 000 709 056,0

2 113 120 361,0

2 229 373 412,0

2 451 120 436,0

Государственная пошлина

63 140 575,0

64 960 303,0

98 248 499,0

99 035 089,0

99 770 459,0

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

33 253 370,8

529 771,0

     

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3 227 703 347,0

4 442 102 025,0

4 474 343 737,0

4 565 245 432,0

4 950 177 675,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427 836 930,6

370 633 344,0

273 337 778,0

280 980 460,0

307 022 149,0

Платежи при пользовании природными ресурсами

53 239 831,6

87 153 920,0

73 749 183,0

75 746 361,0

77 366 752,0

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

75 512 314,8

88 674 839,0

129 842 058,0

132 942 007,0

135 370 891,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

44 863 193,4

70 330 552,0

95 894 282,0

98 306 867,0

90 710 759,0

Административные платежи и сборы

10 277 930,3

9 763 381,0

9 347 740,0

9 715 586,0

10 075 050,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

14 748 590,6

19 576 274,0

8 174 167,0

8 163 453,0

8 146 320,0

Прочие неналоговые доходы

23 118 516,0

33 065 923,0

28 765 446,0

28 822 171,0

19 422 114,0

Безвозмездные поступления

26 162 425,0

26 053 153,0

10 468 535,0

9 607 777,0

8 501 932,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

111 441,1

87 592,0

     

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций

 

671 900,0

31 937,0

33 283,0

33 542,0

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций

   

483 419,0

486 173,0

487 858,0

Прочие безвозмездные поступления

165 763,5

6 627,0

5 040 809,0

5 062 266,0

5 089 499,0

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

25 885 220,4

25 287 034,0

4 912 370,0

4 026 055,0

2 891 033,0

ВСЕГО ДОХОДЫ

8305414366,8

8305414366,8

11779855206,0

12705859982,0

14091831089,0

Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления, к ним относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета; 2. Регулирующие, или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов. 3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Таблица 2

Расходы Федерального бюджета по разделам и подразделам

Наименование

2011

проект

2012 год

изменение к 2011 году

в млрд руб.

в %%

в ном.

в реальн.

ВСЕГО

11 121,4

12 656,4

1 535,1

113,8

107,4

в том числе:

         

Общегосударственные вопросы

847,9

832,9

-15,0

98,2

92,7

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

331,4

121,8

114,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

576,5

146,3

138,0

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

-129,7

93,3

88,0

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

-138,4

49,6

46,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

4,0

122,7

115,7

Образование

551,9

603,5

51,6

109,3

103,2

Культура, кинематография

85,8

86,2

0,4

100,5

94,8

Здравоохранение

470,1

551,1

81,1

117,2

110,6

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

690,4

121,5

114,7

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

-2,4

94,5

89,1

Средства массовой информации

61,3

73,5

12,1

119,8

113,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

266,6

388,4

121,8

145,7

137,4

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

-48,8

91,9

86,7

Наименование

проект

2013 год

изменение к 2012 году

изменение к 2011 году

в %%

в %%

в ном.

в млрд.руб.

в ном.

в реальн.

ВСЕГО

13 730,6

108,5

102,8

123,5

2 609,2

в том числе:

         

Общегосударственные вопросы

831,0

99,8

94,6

98,0

-16,9

Национальная оборона

2 329,4

125,7

119,1

153,1

807,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 981,2

108,7

103,1

159,1

735,7

Национальная экономика

1 720,5

95,7

90,7

89,3

-206,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

104,3

76,7

72,7

38,0

-170,0

Охрана окружающей среды

22,6

104,2

98,8

127,7

4,9

Образование

558,9

92,6

87,8

101,3

7,0

Культура, кинематография

84,6

98,1

93,0

98,6

-1,2

Здравоохранение

503,3

91,3

86,6

107,1

33,2

Социальная политика

4 155,3

106,7

101,1

129,6

949,8

Физическая культура и спорт

40,3

98,7

93,6

93,3

-2,9

Средства массовой информации

70,6

96,0

91,0

115,2

9,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

482,3

124,2

117,7

180,9

215,7

Межбюджетные трансферты общего характера

503,0

90,8

86,1

83,5

-99,7

Наименование

проект

2014 год

изменение к 2013 году

изменение к 2011 году

в %%

в %%

в ном.

в млрд.руб.

в ном.

в реальн.

ВСЕГО

14 582,9

106,2

101,2

131,1

3 461,5

в том числе:

         

Общегосударственные вопросы

814,2

98,0

93,3

96,0

-33,7

Национальная оборона

2 737,4

117,5

111,9

179,9

1 215,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 072,5

104,6

99,6

166,4

827,0

Национальная экономика

1 653,0

96,1

91,5

85,8

-273,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

73,8

70,8

67,4

26,9

-200,5

Охрана окружающей среды

23,6

104,7

99,7

133,3

5,9

Образование

499,5

89,4

85,1

90,5

-52,4

Культура, кинематография

82,7

97,8

93,1

96,4

-3,1

Здравоохранение

461,8

91,8

87,4

98,2

-8,3

Социальная политика

4 163,6

100,2

95,4

129,9

958,1

Физическая культура и спорт

27,7

68,8

65,5

64,1

-15,5

Средства массовой информации

65,5

92,8

88,4

106,9

4,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

579,2

120,1

114,4

217,3

312,6

Межбюджетные трансферты общего характера

494,7

98,3

93,6

82,1

-108,0

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга.

Основные задачи в области бюджетных расходов: - сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

- снизить расходы на содержание государственного аппарата; - продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; - повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; - снизить уровень дотаций отдельным отраслям; - усилить контроль за использованием бюджетных средств; - обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соотношении расходов с доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д. На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удалось снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

Расходы федерального бюджета. Основные выводы подраздела:

• Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

• При увеличении расходов федерального бюджета необходимо принять во внимание уровень исполнения расходов, а также эффективность их использования в 2009 году.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение расходов федерального бюджета предусматривается по подразделу «Лесное хозяйство» - на 64 % (неисполнение в 2009 году составило 11 % к сводной бюджетной росписи с изменениями), по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» - на 57,9 % (15,4 %), по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» - на 39,1 % (13,1 %), по разделу «Охрана окружающей среды» - на 26,7 % (2,5 %), по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» - на 20,8 % (6,1 %).

• Приоритетной задачей в области национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 гг., которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники начиная с 2011 г. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

• Начиная с 2012 г. финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований, необходимый для перевода милиции общественной безопасности на федеральный уровень, будет определен при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 гг.

Диаграмма 1

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 г. по-прежнему составляют доходы от уплаты НДС – 35 % (оценка 2008 г. - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).

Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010 - 2011 гг. экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Просмотров работы: 1653