"ЭФФЕКТИВЕН ЛИ ПРИЕМ ОБОБЩЕНИЙ В МАТЕМАТИКЕ?" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"ЭФФЕКТИВЕН ЛИ ПРИЕМ ОБОБЩЕНИЙ В МАТЕМАТИКЕ?"

Гусева Т.В. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет».
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Этот вопрос остается популярным на сегодняшний день. Обращаясь к разным источникам, можно обнаружить парадокс. С одной стороны, прием необходим для развития ребенка, с другой же стороны, этот прием сбивает с толку детей, направляя их в другое русло. В чем же дело? Что поможет разобраться в этой двоякой ситуации. Попробуем доказать, что прием обобщения является эффективным при обучении детей.

С моей точки зрения, смысл обучения заключается в познании окружающей жизни, умении творчески мыслить, анализировать, сравнивать и обобщать. Как же формировать эти основные умения, произвольно и осмысленно пользоваться только выученными теоремами? Когда ребенок выучивает правило или формулу, то сначала они являются простым набором слов или символов. Ученику необходимо превратить его в понятие, а ведь это некое обобщение. Значение предмета или слова, нечто не тождественное их конкретному виду и звучанию, где определяется их отношение к более общим, более частным и близким понятиям.

Умение обобщать – важный компонент умственного развития ученика.

Рассмотрим эффективность приема обобщений на примере. Умению обобщать и конкретизировать способствуют решения задач по геометрии. И это уже не только можно, но и нужно делать сразу, как только начинается знакомство и изучение геометрии. Сравнение признаков произвольных треугольников, равнобедренных и равносторонних позволяет научить детей сравнивать, обобщать и выделять главное в предметах и понятиях. Ученики с помощью учителя составляют последовательность действий при обобщении понятия. Сначала следует назвать все его существенные признаки, затем отбросить видовой признак и в результате получим более широкое родовое понятие. Тема изучения четырехугольников – благодатное поле для решения задач, которые подкрепят способы обобщения.

Действенным способом научить ребенка обобщать – есть метод замены числовых значений параметром при решении математических задач. Это простой способ, его можно применять даже в младшей школе в решении задач на движение.

И, конечно, эффективным способом обобщения и систематизации знаний является составление классификационных таблиц и схем. Их часто используют на уроках геометрии в старших классах.

При понятийном мышлении внутренний опыт организуется в соответствии с системой объективных родовидовых отношений обобщения. Поэтому важно, чтобы ребенку было легче учиться, не стоит зазубривать, а научиться обобщать знания и уметь их запомнить. Для того чтобы развить данный прием, мною предлагаются такие упражнения на обобщение, в которых стоит принцип деятельности:

1. Обобщение конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы: ромб, прямоугольник, квадрат; овал, круг, полукруг; и др.

2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в широкие понятия. Например: геометрические фигуры, математические знаки и др.

3. Обобщение рядов понятий более широкого объема. Ученикам даются группы для обобщения, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи понятия, которые вошли в данную группу. Например: квадрат, круг, овал; +, -, =; и др.

4. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства. Например, квадрат и ромб; 4 и 10; круг и овал и др.

5. Игра «Что лишнее?». Дается группа понятий, из которых дети должны найти лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словестном и наглядном. В словестном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое лишнее – не подходит к остальным, и как назвать или объяснить оставшееся. Например: прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, овал; 4, 8, 20, 14, 7 и др.

Использование игровых моментов, помогают ученикам освоить прием обобщения, который эффективно развивает мышление учащихся и служит для дальнейшего усвоения новых знаний.

Математика благодаря своей специфичности и наличием межпредметных связей, является одним из предметов напрямую связывающую обучение с жизнью, с практикой. Отличительной особенностью математики является то, что изучая объективную действительность, она абстрагируется от конкретного содержания изучаемого явления и предметов. В этом большие возможности установления связей математики с другими учебными предметами. В основу таких связей могут быть положены обобщающие знания: представления о числе, величине, форме и др.

На уроке математике на основе анализа существенных признаков и варьирования несущественных признаков, у учащихся формируются обобщенные представления о фигурах. Дети наблюдают за объектом, затем обобщают и делают необходимые выводы. Такие выводы можно сделать при использования математики с трудовым обучением, где дети так же могут наблюдать и обобщать, например, в теме «Выкройка».

Заканчивая статью, приходим к выводу о том, что даже в комплексе математики с трудовым обучением, способствует применению знаний на практике, позволяет сравнивать и обобщать.

Таким образом, рассуждения по данному вопросу позволяет выделить главное. Этот прием позволяет выделить общее в определенной системе знаний. Его внешним выражением является задания типа: что в этих знаниях общее, сделайте вывод, в чем сущность происходящего, как вы понимаете и т. п., а конечным результатом — формулировка правил, понятий, выводов. Обобщение требует особенно активной мыслительной деятельности ребенка с преобладанием синтеза. Поэтому он признается как один из самых трудных, но эффективных приемов. Однако данное утверждение не может служить основанием от отказа его применения. Прием обобщения позволяет избежать запоминания множества фактических сведений, формирует важнейший навык учебного труда, без которого дальнейшее обучение будет невозможно или, по крайней мере, сильно затруднено.

Просмотров работы: 1975