ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время психологов и педагогов всего мира волнует вопрос о возникновении в ученических классах особой ситуации взаимодействия учащихся между собой – ситуации буллинга, или школьной травли. Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. В качестве научного понятия под буллигом понимается длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации (Т.Е. Серова). Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. При этом пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

В зарубежной психологии исследованиям буллинга посвящены работы Ольвеуса, Лейна, Рубин, Клейна, Перейра, Де Суза, Ригби, Бесага и других. В отечественной психологии до недавнего времени травля вообще не рассматривалась как специфическая ситуация социального взаимодействия. Отдельные ее элементы описывались как «проявления агрессивности», «виктимизация», «низкий социальный статус в группе».

Детей, страдающих от травли, иногда называют «изгоями», «аутсайдерами», «козлами отпущения». При этом, Д.А. Кутузова обращает внимание на то, что все эти описания пытаются найти причину травли в каких-то внутренне присущих детям личностных особенностях и упускают из вида специфику буллинга как такового – самоутверждение за счет систематического унижения другого.

В этом понимании травля представляет собой особую ситуацию взаимодействия, затрагивающую всех, кто в ней присутствует. Отправляя ребёнка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования и репутации учебного заведения. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе.

К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются гладко. Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам (педагогам и родителям). Согласно последним статистическим данным случаи травли подростков в России регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах. Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться.

Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц: зачинщики, преследователи, жертвы, наблюдатели. Инициаторами травли ребенка обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика – самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже – личная месть. Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания.

Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию – мучители жестоко накажут доносчика. Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию. Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы.

Масштабность проблемы, широта ее распространения выдвигают на первый план вопрос о возможностях профилактики буллинга в современном образовательном пространстве. В странах Евросоюза не раз проводились совещания на уровне министров образования и вырабатывались законодательные меры по его профилактике (Ананьяду и Смит 2002). Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, - а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий.

Хотя общепринятой стратегии в этом деле нет, в нем есть определенные положительные результаты. Самая эффективная антибуллинговая программа инициирована Д. Ольвеусом в Бергене 20 лет назад, она успешно применяется в Норвегии, где ей с 2001 г. придан статус приоритетной общенациональной программы. Эта программа основана на 4 базовых принципах, предполагающих создание школьной (а в идеале – и домашней) среды, характеризующейся:

- теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;

- твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;

- последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил,

- наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых модели.

Программа действует как на школьном и классном, так и на индивидуальном уровне, ее главная цель – изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг (Ольвеус 2005). Хочется сразу сказать, что нгичего педагогически сенсационного в этих принципах, на наш взгляд, нет, но они конкретизируются в тщательно разработанной системе психодиагностики, методов социально-педагогического вмешательства и подготовки педагогических кадров.

Многолетние систематические контрольные исследования показывают, что применение программы Ольвеуса существенно, на 30-50 %, снижает число учащихся, подвергавшихся или подвергавших буллингу других детей, причем самооценки подтверждаются оценками соучеников. При этом существенно снижаются также общие показатели по антисоциальному поведению, включая вандализм, воровство, пьянство и прогуливание уроков. Улучшается «социальный климат» школьного класса, отраженный в отчетах учеников о порядке и дисциплине, складываются более положительные социальные взаимоотношения между школьниками, а также их отношение к школьным занятиям и к школьной жизни в целом.

Конечно, Норвегия – одна из самых благополучных и «спокойных» европейских стран, но частичное применение программы Ольвеуса в Англии и США дало и там положительные, хотя и меньшие, результаты (Ольвеус 2005). Его анкеты и методы работы широко представлены в Интернете и, судя по моему опыту, он охотно высылает запрашиваемые тексты и материалы. Много полезного есть и в опыте других стран. Например, в Канаде успешно применяется методика ранней психодиагностики детской агрессивности, которая позволяет предвидеть и отчасти корректировать будущее поведение потенциально проблемного ребенка.

Анализ мирового опыта ведения профилактики буллинга позволяет выделить три основные группы методов профилактики:

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).

Отечественными исследователями разработаны многичисленные программы, составлены рекомендации, основные положения которых могут быть сведены к следующим:

- диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

- консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

- консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

- информационно-образовательная работа с детьми;

- формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

- мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:улучшение психологического климата в школе; повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

- повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

- профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

-снижение асоциального поведения школьников;развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

- формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения (Я - концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).

Просмотров работы: 4085