ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние годы в России существенно изменилась ситуация на рынке труда, повысились требования, предъявляемые к профессионально важным качествам и способностям работников. Корректировались представления о методических подходах к решению таких существенно важных вопросов профессиональной деятельности, как профессиональный отбор, обучение, мотивация; поскольку сотрудников, их психологических особенностей, во многом зависит результативность деятельности, а значит – успешность и конкурентоспособность организации. Качественно изменился и сам рынок труда – появились новые сферы деятельности, новые профессии и специальности. Поэтому, учитывая возрастание практической значимости, психологический анализ и изучение профессиональной деятельности стали проводиться не только на специальности, предъявляющие повышенные требования к человеку, отдельным его качествам, но и начали затрагивать все больший круг профессий и специальностей. Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:
  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;

  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;

  • проверка классных и домашних работ;

  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;

  • классное руководство;

  • проведение воспитательной работы с детьми;

  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

  • формирование личности ученика;

  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;

  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

  • объяснение текущих социальных событий и явлений;

  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

  • составление тематических и урочных планов;

  • оформление документации (журналов, отчетов).

Педагогическая профессия, по классификации Е.А. Климова, относится к типу «Человек - Человек». Этот тип профессий определяется следующими качествами человека: потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях других людей, хорошо помнить и держать в уме знания о личных качествах людей. Представителю этой профессии также свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше; способность сопереживания; наблюдательность; глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции». Противопоказанием к выбору профессий учителя, считал П.Ф. Каптерев, являются дефекты речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. Педагогическая профессия предъявляет еще ряд специфических требований, среди которых основные - профессиональная компетентность и дидактическая культура

Изучение специфики профессиональной деятельности учителя, различных аспектов, составляющих, имеет давнюю и богатую историю. Особенностям личности учителя посвящено большое количество исследований (Ф. Н. Гоноболин; Н. В. Кузьмина; Е. Н. Жучева; М. В. Журавкова; Л. М. Митина, Е. И. Рогов; А. А. Баранов и др.).

Ф. Н. Гоноболин одним из первых умозрительно описал некоторые психические качества личности учителей. Прежде всего он выделяет дидактические способности, которые необходимы для отбора необходимого материала из книг и других источников, его реконструирования, с тем чтобы сделать трудное для детей доступным пониманию. Затем он выделяет экспрессивные способности, реализуемые в речи, мимике и других формах поведения, и организационные способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, продуктивное использование времени урока, создание сплоченного коллектива. К педагогическим способностям Ф. Н. Гоноболин относит педагогическую интуицию (проницательность, догадка без последовательного рассуждения), наблюдательность и внимание учителя, носящее многоплановый характер: умение сосредоточиться на учебном материале и в то же время держать в поле зрения весь класс. Важную роль играет способность учителя быстро ориентироваться в классе, быстро запоминать фамилии учащихся. Ф. Н. Гоноболин пишет также о суггестивных способностях учителя, т. е. способности к внушению, и академических способностях к занятиям тем предметом, который преподает учитель.Автор выделил желательные и нежелательные личностные качества учителя. Важными, с точки зрения учащихся, являются справедливость, человечность, честность, требовательность, но не приводящая к подавлению личности. Противопоказаны учителям раздражительность, нетерпеливость, поспешность делаемых выводов.

Л. А. Регуш уделяет особое внимание такой педагогической способности, как прогнозирование. Несмотря на то, что изучению психологических особенностей учителей, их профессионально важным качествам, стилям педагогической деятельности посвящено достаточно много исследований, многие из них страдают одним недостатком: изучаются те, кто выбрал профессию учителя, а не те, кто имеет успехи в педагогической деятельности. Поэтому нет четких критериев относительно того, кого следовало бы ориентировать и отбирать в педагогическую профессию и нужно ли вообще в нее отбирать людей.

Е. Р. Горелова) нашла, что у студентов педагогического института с явно выраженной педагогической направленностью имеется экстравертированность, а у студентов с низкой педагогической направленностью - интровертирован-ность. Первые имеют адекватную самооценку, а вторые — неадекватную (либо завышенную, либо заниженную).

Т. М. Егорова выявила у студенток филологического факультета педагогического вуза (возраст 17-18 лет) большую выраженность, чем у школьниц 16-17 лет, акцентуаций психастенического типа (30,5% против 1%) и лабильного типа (в 31% случаев против 14%). У студенток педвуза была выше конформность (5 баллов против 3,6 баллов в общей группе) и маскулинность. Последняя особенность, на первый взгляд, выглядит несколько странной. Однако в литературе неоднократно отмечается, что учителям присуща доминантность, стремление к власти, которые больше выражены у маскулинных.

Что же касается изучения самих учителей, то выявлено следующее.По данным Р. Ф. Уринг), у учителей выражены следующие факторы (по Р. Кеттеллу): А (ригидность поведения), (реалистичность и независимость), N (адекватность самооценки), Q2 (склонность к индивидуальным занятиям) и Q4 (уравновешенность, спокойствие).

Р. Л. Кричевский и М. Р. Битянова в качестве критерия успешности работы классных руководителей выбрали удовлетворенность учащихся старших классов коллективом. Выявлено, что эта удовлетворенность тем выше, чем более выражены у классного руководителя такие личностные характеристики, как развитый интеллект, рассудительность и серьезность, доверие и открытость в общении, гибкость в отношениях, адекватность восприятия действительности, уверенность в себе, отсутствие стремления к авторитарности, приверженность к коллективному принятию решений, умеренный контроль за собственными эмоциями и поведением, невысокая эмоциональная напряженность, адекватность самооценки.

Э. Н. Соловцова на основе характеристик, составленных учителями, выявила некоторые психологические качества, присущие директорам школ. Среди положительных качеств директоров отмечаются педагогические способности (наблюдательность, педагогический такт, любовь к детям), требовательность, чуткость, гуманность, организаторские и административно-хозяйственные способности, волевые качества. Противопоказаны директорам либерализм и беспринципность.

В то же время сами директора отмечают, что им необходимы требовательность, принципиальность, гуманность и чуткость, волевые качества, а затрудняют их деятельность отсутствие самообладания, проявляющееся в резкости, вспыльчивости, грубости, уступчивость, либерализм. Таким образом, мнения о профессионально важных качествах (ПВК), необходимых руководителю школы, в основном совпадают у учителей и директоров.

Сравнив директоров эффективных и менее эффективных педагогических коллективов, P. X. Шакуров нашел, что первых отличают умение и склонность опираться на коллектив, теплота отношения к людям, деловитость, новаторство и (меньше всего) требовательность.

Как отмечает Н. А. Аминов, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе дифференциально-психофизиологический аспект проблемы педагогической одаренности не рассматривается. В то же время косвенные данные показывают необходимость такого изучения для проведения более эффективной профкон-сультационной работы. Так, установлена связь коммуникативных способностей (общительности, самоконтроля), необходимых учителю, с лабильностью нервной системы (М. К. Кабардов). «Драматическая импровизация», являющаяся референтным показателем для прогноза педагогической одаренности, имеет связи с лабильностью и слабостью нервной системы (Н. А. Аминов с соавторами; Т. А. Воробьева). А. А. Баранов ) тоже выявил, что для учителей более характерна слабая, т. е. высокочувствительная, нервная система. Это согласуется с мнением Н. В. Кузьминой о роли чувствительности в формировании различных компонентов педагогического мастерства.

Изучение Н. А. Аминовым психофизиологических и психологических предпосылок педагогических способностей показало, что для имеющих высокий уровень развития педагогических способностей характерны коллективистская направленность, социабельность, смелость, доминантность, социальная адаптированность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность и флегматичность. Они имеют слабую и лабильную нервную систему. Обладающие низким уровнем педагогических способностей имеют противоположные характеристики: выраженный индивидуализм, самодостаточность, робость, конформность, они социально дезадаптированы, эмоционально нестабильны, склонны к чувству вины, холеричны.Собственный опыт, а также анализ современной ситуации позволяют выделить следующий набор качеств «Идеального» учителяя:

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!).

Более детальный анализ исследований последних лет позволяет в качестве личностных качеств современного учителя рассматривать:

общительность (коммуникативность во всех проявлениях)

красноречие, яркое воображение

настойчивость, сочетающаяся с тактичностью

энергичность и целеустремленность

впечатлительность и эмоциональность

правдивость и незлопамятность

трудолюбие и ответственность

склонность к импровизации

вера в то, что урок — это маленькая жизнь, это часть жизни; искреннее желание сделать каждый урок незабываемым

Анализ современных концепций и исследований о составляющих профессиональной компетентности учителя позволил Л. М. Шаровой сформулировать профессионально-этическую модель современного педагог, включающую несколько блоков:

- блок профессионально-предметных и этических знаний;

- блок профессионально-педагогических умений;

- блок психологических знаний о профессиональных позициях учителя;

- психолого-этический блок знаний о нравственно-психологических качествах учителя и его профессиональной этике.

Первый блок представляют профессиональные психолого-педагогические знания, определяемые учебными программами. Сюда также относятся и этические знания (основных категорий этики и понятий морального сознания, природы, специфики и функций морали, моральных принципов и норм, профессиональной этики учителя и правил этикета).

Второй блок связан с теоретической и практической готовностью учителя к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Последний реализуется в таких умениях, как аналитические, прогностические, проективные, организаторские, мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, коммуникативные и перцептивные умения. Мы согласны с мнением таких авторов, как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, С.Н. Злобина, что коммуникативная компетентность, умения педагогического общения являются сердцевиной профессионализма учителя и главным в его профессиональной деятельности. Учитель должен также хорошо владеть педагогической техникой и прикладными умениями.

Третий блок касается психологических позиций, которые может занимать учитель по отношению к ученикам, самому себе и коллегам. По отношению к ученикам он может выступать диагностом, по отношению к себе - самодиагностом. Как субъект педагогической деятельности, он может занимать самые различные позиции (активную, творческую, формально-ролевую, конформистскую, конфликтную, открытую и закрытую). С точки зрения формируемой профессионально-этической модели учитель должен занимать позитивно-активную, творчески-инновационную и стабильно-открытую позиции. Реальная педагогическая практика не исключает наличие в ней формализма, конформизма, конфликтности и закрытости. Учитель должен избегать конформистской позиции и при этом быть толерантным, т.е. терпимо относится к слабостям и недостаткам учащихся и коллег. Что же касается поведения учителя в конфликтной ситуации, то здесь важное значение имеет его конфликтная компетентность - знание природы, структуры, классификации и способов разрешения конфликта. Педагогу надо всегда помнить, что максимальный воспитательный эффект достигается при открытой позиции педагогического общения.

В четвертый блок входят педагогические способности (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские и др.), нравственно-психологические качества личности учителя (личностная направленность, эмоциональная гибкость, добродетельность и т.д.), этические ценности. В структуру психолого-этического блока также входят стремления учителя строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами, нормами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого школьника, организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым учеником, инициировать благоприятный климат общения.

Просмотров работы: 8911