ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Шарипова Л.И. 1
1Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Уфимский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рождение в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья значительно осложняет ее жизнь, поскольку такой ребенок требует специального ухода. Чтобы семье с ребенком-инвалидом было проще справиться со своей проблемой, ей нужно обратиться в органы социальной защиты населения. Отдел социальной защиты поможет семье наиболее оптимально приспособиться к новым условиям и требованиям жизни. Социальный работник даст рекомендации родителям о положенных льготах и выплатах; будет представлять интересы семьи в различных государственных и общественных фондах, учреждениях, организациях; поможет подыскать няню или гувернёра для ребёнка, выбрать соответствующее образовательное учреждение. Социальный работник познакомит семью, имеющую ребенка-инвалида, с другими семьями со сходными проблемами, возникающими из-за ограничения жизнедеятельности ребёнка, и подскажет пути их оптимального разрешения и др.

В нашей стране существует много организаций и учреждений, в которых родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут получить требуемую помощь, к ним относятся следующие:

  • территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения;

  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

  • городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства;

  • городские или районные отделы управления образованием;

  • специальные образовательные учреждения (детские сады, школы-интернаты, дома-интернаты и др.);

  • ассоциации и другие объединения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшее условие успешной социализации ребёнка-инвалида – это сознательное участие его семьи в процессе его реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьёй в настоящее время является деятельность в условиях реабилитационных центров, преимущество которой состоит в том, что дети «не отрываются» от привычных родственных связей, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую психологическую помощь (А.К. Долгушин, В.Ф.Лазарев).

Деятельность реабилитационных центров направлена на оказание детям-инвалидам и подросткам-инвалидам таких видов социальных и психологических услуг, как:

  • материально-бытовые;

  • правовые;

  • социально-медицинские и санитарно-гигиенические;

  • содействие в получении детьми образования, с учётом их физических возможностей и умственных способностей;

  • социально-психологическая реабилитация;

  • услуги по организации питания, быта, досуга и пр.

Одна из основных задач реабилитационного центра – помощь семьям, воспитывающим ребёнка или подростка с отклонениями в физическом развитии, проведение необходимых мероприятий по его выздоровлению в домашних условиях, социально-реабилитационная работа с детьми и их родителями. Специалисты центра совместно с врачами определяют исходный уровень физического и психического здоровья ребёнка, разрабатывают индивидуальные программы реабилитации ребёнка, прогнозируют этапы и сроки восстановления нарушенных функций и т.д.

В структуре полномасштабного реабилитационного центра должны быть созданы несколько основных подразделений:

  • отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;

  • отделение медико-социальной реабилитации; его назначение – организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий;

  • отделение психолого-педагогической помощи; оно предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий;

  • отделение дневного пребывания;

  • стационарное отделение – круглосуточное пятидневное пребывание;

  • реабилитационные группы, объединяющие детей по полу, возрасту и состоянию здоровья; деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых развивающих программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации.

Центрами используются свыше тридцати реабилитационных методик, в том числе: метод кондуктивной педагогики, массаж, ЛФК и коррекционно-педагогические методики, психотерапевтические методики, иглорефлексотерапия, физиотерапия, музыкотерапия, игротерапия, восстановительная терапия, лазеротерапия, водолечение, сауна, бассейн, фитотерапия, минеральные воды, диетотерапия, тренажёры и спортивно-оздоровительные методики и т.д. (Е.И.Холостова).

Одним из видов помощи родителям, имеющим детей-инвалидов, является патронирование, под которым понимается целенаправленное сопровождение деятельности родителей в соответствии с программой реабилитации детей-инвалидов. Выделяются различные виды патронажа:

  • медико-социальный – обучение родителей методам реабилитации в домашних условиях;

  • культурно-досуговый – направленный на содействие развитию ребёнка и включению его в общество;

  • социально-педагогический и социально-психологический, – коррекция внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях, поддержка семей риска.

Для семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, становится необходимой психологическая реабилитация всех ее членов, в первую очередь – матери ребёнка. Суть психологической реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести адекватный социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса. Решение этой проблемы предусматривает:

  • разработку методики диагностики состояния всех членов семьи;

  • определение критериев объединения родителей (матерей) в группы для оказания специалистами адекватной помощи каждой конкретной семье;

  • составление программы реабилитации семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспекте;

  • проведение реабилитационных мероприятий конкретно каждой семьи в соответствии с индивидуальной психолого-педагогической программой;

  • организация групп взаимоподдержки родителей;

  • эпизодическое патронирование семьи после проведенных мероприятий.

Развитие ребёнка-инвалида в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий, ни в коей мере нельзя исключать решающего влияния семьи в формировании личности ребёнка-инвалида, в чём особая роль принадлежит матери.

Работа с матерями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с двумя направлениями: 1) изучение родительских позиций и личных особенностей матерей; 2) активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.

На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям здоровья ребёнка, создаётся программа помощи матерям. Специалисты реабилитационного центра повышают самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушивают и поддерживают мам с повышенной тревожностью. Родители должны знать о специфике их ребёнка, о его развитии, методах воспитания. К услугам родителей – консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые психотренинги. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.

Список использованной литературы

  1. Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М. - 2012.

  2. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально-технологический институт. - 2012.

  3. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" - 2012.

  4. Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. – М. - 2012.

Просмотров работы: 7619