УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение вокалу является одним из самых многогранных, творческих и сложных процессов. Каждый человек, приходящий в музыкальную профессию является личностью уникальной, индивидуальной. Обучение можно считать успешным лишь в том случае, если педагог видит в учащемся личность, может проанализировать его личностные особенности, характер и темперамент. Педагогу необходимо находить индивидуальный подход к каждому ученику, но при этом должны ставиться и общие задачи, такие как:

1.быстрое усвоение материала;

2. высокая работоспособность;

3. достижение высоких целей;

Для того, чтобы обучение приносило максимальные результаты, а, следовательно, радость и достижение побед, педагогу необходимо дать характеристику личности, т.е. раскрыть ее индивидуально – психологические особенности, такие как темперамент, способности и характер.

Ученики, приходящие в вокальный класс поставлены в одинаковые условия – это объясняется индивидуальным педагогическим планом, но в процессе обучения они достигают различных успехов. Учащиеся с различной быстротой усваивают знания, умения и навыки. Все это можно объяснить индивидуальными способностями каждого ученика. Способности не сводятся к знаниям, но они являются гарантией быстрого приобретения, закрепления и успешного использования в практике полученных знаний. Способности – это своего рода возможность, а необходимый уровень вокального мастерства – это необходимая действительность. Выявившиеся у ученика вокальные способности не являются гарантией того, что он будет вокалистом. Вокальные способности, как и любые другие, могу обнаружиться только в деятельности, которая не может осуществляться без данных способностей. Для этого необходимо специальное обучение, которое будет развивать данные способности. Необходимо уделять внимание различным индивидуальным способностям, таким как восприятие, память, мышление, особое внимание стоит уделить специальным высшим интеллектуальным способностям, к которым относятся музыкальные способности.

Преподавателю необходимо знание темперамента пришедшего к нему ученику – это обеспечит успех в учебно – воспитательной деятельности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психических процессов и поведения. Выделяется четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Ученик холерик отличается активностью, энергичностью, общительностью, всегда стремятся к лидерству. Как правило, такие ученики упорно стремятся к поставленной ими цели. Неудачи скрывают.

Сангвиники являются сильными, уравновешенными, общительными, веселыми, умеющими видеть в жизни только светлые стороны людьми. С такими учениками возможна наиболее гармоничная и продуктивная работа.

Ученики меланхолического типа темперамента отличаются высокой чувствительностью нервной системы, обычно они живут сложной и напряженной внутренней жизнью. Такие ученики с большим трепетом относятся ко всему, что его касается, обладают повышенной тревожностью и очень ранимой душой. Преподавателю стоит обратить внимание именно на его внутренний, богатый мир.

Ученики флегматического типа темперамента отличаются малоподвижностью как во внешних проявлениях, так и в скорости протекания нервных процессов. Они спокойны, уравновешенны, их очень трудно вывести из себя. Такие ученики обладают большой выносливостью и трудолюбием. Они очень медленно входят в работу, не могут быстро запомнить необходимый материал. Преподаватель вокала должен понимать, что столкнувшись с учеником флегматического типа, ему придется приложить максимум усилий для выработки необходимых вокальных навыков и общих музыкальных знаний. Вместе с тем такой ученик запоминает информацию надолго и основательно, т. к. всегда старается довести дело до конца. Таким образом, знание темперамента учащегося позволяет преподавателю опираться на его сильные стороны и корректировать слабые. В вокальной профессии преподаватель сталкивается с необходимостью сформировать у ученика качества, которые несвойственны данному типу темперамента, для достижения им высокого вокального и актерского мастерства.

Темперамент и способности учащегося взаимосвязаны с его характером. Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение к людям, к выполняемой работе, склад психической жизни человека, весь образ мышления. В характере человека отражается все, что для него значимо в жизни. Темперамент окрашивает те или иные черты характера. С другой стороны, человек, обладающий сильным характером, может скорректировать отрицательные стороны своего темперамента, научиться контролировать его. Характер неразрывно связан и с способностями. Высокий уровень музыкальных способностей связан с высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к себе и окружающим людям, работать очень организованно и настойчиво преодолевать различные трудности, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается в том, что формирование таких черт характера необходимых вокалисту как трудолюбие, выносливость, инициативность, настойчивость, активность, решительность, происходит в той же профессиональной деятельности, в которой формируются его способности.

Педагогу в процессе обучения вокалу необходимо создать все условия для индивидуально – психологического развития личности. Всячески поощрять самостоятельные, творчески независимые поиски учащегося в процессе обучения.

Просмотров работы: 2489