РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ФОРТЕПИАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ФОРТЕПИАННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Способность к воображению, фантазии одна из самых удивительных психических, творческих, познавательных особенностей мыслительных процессов мозговой деятельности человека. Воображение позволяет создавать образы, решать возникающие задачи.

Как пишет Р.Г. Кадыров: «в общей психологии выделяют следующие виды воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение бывает: преднамеренным – грезы, мечты, и непреднамеренным – сновидения, галлюцинации.

Активное воображение бывает: воссоздающим – создание образов соответствующих описанию, и творческим – самостоятельное создание новых образов».

В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов. Активность воображения, его творческая особенность имеют ведущее значение в деятельности композитора, исполнителя, в создании ими новых музыкальных художественных образов. Воображение, фантазия настолько близки музыкальному искусству, что в музыкальной литературе имеется большое количество произведений, которые так и называются – «фантазия», «грезы», «мечты» и т.п.

Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно в виде: записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.

При создании музыкального произведения, композитор пользуется воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наилучшим образом передающие чувства и мысли в момент создания музыки.

Когда исполнитель начинает работать над текстом, предоставленным ему композитором, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм, динамику, агогику, тембр. Успех исполнения очень часто оказывается связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает образ музыкального произведения.

Слушатель сможет понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать те жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают духу музыкального произведения. Часто человек с богатым жизненным опытом, много переживший и повидавший, даже не имея особого музыкального опыта, откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но мало переживающий.

Мы знаем, что одно и то же жизненное содержание может воплощаться композиторами по-разному, в зависимости от их индивидуальности, от стиля эпохи, в которой они жили. Люди одинаково печалятся и радуются на всех континентах земли. Но, выражение этих чувств в музыке часто согласуется с принципами исторического развития по-разному.

В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, могут совершенно по-разному понять и оценить его, увидеть в нем разные образы.

Как пишет В. С. Петренко: «известно, что программы произведения, т. е. те, которым композитор дает какое-либо название или которые предваряются специальными авторскими пояснениями, оказываются более лёгкими для восприятия. В этом случае композитор как бы намечает то русло, по которому будет двигаться воображение исполнителя и слушателя при знакомстве с его музыкой. Это особенно важно учитывать при работе с детьми. Если ставить детей в положение угадывателей программы, то это заставляет их искать в ней изобразительные намеки, вместо того, чтобы слушать музыку как выражение определенного содержания. В результате такой работы вырабатывается взгляд на музыку как на язык темный, двусмысленный и неопределенный, если вовсе не бессодержательный».

В настоящее время в теории и практике музыкального обучения много говорится о необходимости «доинструментального» периода обучения, содержанием которого являются накопления учащимися того минимума художественных впечатлений, без которых невозможно вхождения в мир музыки. Задачей подготовительного периода следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя и музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные.

Воображение – это своеобразный отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, чего нет в действительности, но источник воображения всегда в объективной реальности, во внешнем мире. В работе с учениками или непосредственно с самим собой, часто сталкиваемся с проблемой представлять то, что никогда не видел в жизни. Например, когда мы играем сочинения Баха стремимся на фортепиано имитировать игру на клавесине – инструменте, которого никогда не видели. Тут приходит на помощь воображение. Опираясь на описание из книг или на слова людей, видевших этот инструмент, начинаем составлять образ клавесина. Также бывает, что нужно представить то, чего нет в действительности. Например, сказочных персонажей («Шествие гномов» Грига, «Ундина» Равеля). С такими обстоятельствами мы особенно сталкиваемся в романтической музыке. У композиторов-романтиков мифы, сказки и легенды часто становились основой сюжета музыкальных произведений.

Помимо отдельных, определённых образов, которые может создать наше воображение в работе над музыкальными сочинениями, нам приходиться представлять и целые комплексы образов. Это исторические события, сказочные миры, другие города и страны. Естественно, в данных ситуациях наша фантазия должна проделать трудоёмкую работу.

Развитое воображение может помочь в преодолении эстрадного волнения. Например, пианист, который, репетируя дома, представляет себе, что находится в концертном зале перед аудиторией. Перенесение актерских приёмов в практику работы музыканта-исполнителя способствует совершенствованию его психических процессов, помогая достигать более высокого уровня художественного исполнения. Также в современной психологии существует ещё один метод преодоления страха на эстраде: воплощаться в образ выдающегося музыканта-исполнителя.

Таким образом, в заключении, можно сделать выводы, что деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Поскольку мы знаем, что для музыканта характерно «омузыкаленное» восприятие мира, то чем больше впечатлений получит он из окружающей среды, тем большее богатство образов возникает в его голове. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю слушателю необходимо уметь переноситься в другой мир, отличающийся от того, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить игровые, воображаемые ситуации. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Когда мы видим что-либо неясно и нечётко, всегда обращаемся к воображению и с помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим.

Список литературы:

1. Петренко С. С. «Музыкальное воображение и его развитие (дошкольный и младший школьный возрасты)» // Развивающее Образование. – 2006. – №1.

2. Кадыров Р. Г. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215

Просмотров работы: 3577