Конституция России в статье 43 установила общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Заметим, что бесплатность образования – достаточно условное понятие. Любое «бесплатное» образование, как известно, оплачивается налогоплательщиками.
Однако Закон «Об образовании» поправляет Конституцию: государство гарантирует только финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста. В чем на практике выразилась эта «гарантия поддержки» – всем хорошо известно.
Законодательство не определяет главного – в каком объеме должны предоставляться бесплатные услуги дошкольных образовательных учреждений. Относится ли, например, понятие бесплатности (точнее, оплаты из бюджетных источников) к 10–12-часовому пребыванию ребенка в детском саду и к трехразовому питанию? Можно или нельзя взимать плату за дополнительные занятия ребенка с квалифицированными специалистами? Вопросов много. Ответы на них дает не закон, а сама жизнь – путем проб и ошибок. Последствия испытывают на себе граждане.
Необходимо четко определить, что входит в понятие «бесплатное дошкольное образование». Конечно, у каждого региона свои возможности. Значит, государство должно установить обязательный для выполнения всеми территориями минимальный уровень. Например, оно может гарантировать бесплатность четырехчасового пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Безусловно, этого недостаточно. Но это и есть тот минимальный объем дошкольного образования, который государство должно гарантировать и законодательно закрепить.
Следует наконец-то установить – об этом говорят уже не один год – принцип дифференциации в оплате услуг дошкольных образовательных учреждений. Есть богатые и бедные семьи, а размер родительской платы для всех один. Нарушается порядок, действующий во всем мире, – адресная помощь малоимущим за счет богатых.
Изменившиеся социально-экономические условия требуют пересмотра существующих подходов к определению размера родительской платы за услуги дошкольного учреждения. Принципы и механизмы оплаты должны быть установлены законодательно. Это сделает «правила игры» ясными, а гарантии государства – выполнимыми.
Как и в других своих частях, в части доступности и бесплатности общего образования законодательство Российской Федерации достаточно противоречиво. Вновь Закон «Об образовании» и Конституция России по-разному отвечают на одни и те же вопросы.
Конституция устанавливает бесплатность основного общего образования, Закон «Об образовании» – бесплатность среднего (полного) общего образования. В реальности же и первое, и второе – небесплатно. Значительную часть расходов средней российской семьи, в которой есть дети школьного возраста, составляют расходы на их обучение.
Мы должны признать, что бесплатное образование в современных условиях – это образование в неотремонтированных классах, при отсутствии необходимого оборудования и учебных пособий и при сохранении постоянной угрозы не только здоровью, но и жизни детей.
Все та же проблема: отсутствие четкого определения понятия доступности и бесплатности общего образования.
Доступность – это наличие:
1. необходимой сети учреждений;
2. соответствующей материальной базы;
3. квалифицированных педагогических кадров;
4. подвоза учащихся до школ или педагогов до учащихся.
Бесплатность-это все перечисленное выше (уже оплаченным налогами граждан).
Мы разделяем идею о том, что стандарт образования должен представлять собой прежде всего стандарт условий получения качественного образования. Разработка такого стандарта позволила бы расставить все на свои места: государство обеспечивает возможность получения образования на бесплатной основе в том объеме, в каком это предусмотрено стандартом. Выполнение других условий стало бы возможным только за счет платы родителей или других внебюджетных источников финансирования.
Сегодня законодатели стоят перед выбором: или сделать законодательную базу образования соответствующей реальности, или закрыть глаза на происходящее за парламентскими стенами, превратив законодательные нормы в набор добрых пожеланий.
Существующие нормы и правила в сфере образования не только противоречивы, но и парадоксальны. Законодательство гарантирует то, что не выполняется, государство выполняет то, что не гарантируется.
Законодательное регулирование для доступности и бесплатности профессионального образования:
во-первых, ввести федеральный норматив на одного учащегося, который был бы единым для всех учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, независимо от того, в чьем ведении они находятся;
во-вторых, предоставить право субъектам Российской Федерации направлять средства, определенные нормативом, вслед за учащимся в образовательные учреждения, в том числе расположенные на других территориях, если учащийся будет получать там профессию по направлению работодателей;
в-третьих, не увеличивая общую сумму налогов, которые платят работодатели, выделить из этой суммы определенный процент на профессиональную подготовку и разрешить предприятиям и организациям различных форм собственности перечислять средства непосредственно в учреждения, ведущие для них подготовку кадров;
в-четвертых, необходимо отменить все продекларированные, но не обеспеченные денежным содержанием социальные выплаты (на питание, обмундирование), а для социальной поддержки обучающихся разработать положение и механизм кредитования профессиональной подготовки, предусматривающий возможность родителям учащихся из малообеспеченных семей брать ссуду в банке на покрытие расходов, связанных с проездом к месту учебы, питанием, приобретением учебной литературы и т.д.
Эти предложения могут быть отнесены также к среднему и высшему профессиональному образованию.
В дополнение сформулированных выше предложений считаем необходимым:
во-первых, поставить вопрос о пересмотре статьи 43 Конституции Российской Федерации с целью уточнения прав граждан на образование в соответствии со сложившейся практикой и современными тенденциями развития образовательных процессов, а также для повышения ответственности должностных лиц за обеспечение реализации этих прав;
во-вторых, определить функционал и ответственность министерств и ведомств в части реализации Закона «Об образовании»;
в-третьих, провести экспертизу и обсуждение выполнения Закона «Об образовании» с привлечением педагогической общественности от каждого субъекта Российской Федерации для разработки изменений и дополнений не только в Закон «Об образовании», но и в Гражданский, Налоговый кодексы, другие нормативные правовые документы, осуществляющие регулирование отношений в сфере образования.
Условием принятия эффективных законов об образовании является активная позиция педагогов, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Министерства образования. Сейчас настало время заявлять о своей позиции. Это время нельзя упускать.