ДЕКОРАТИВНОСТЬ КАК ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДЕКОРАТИВНОСТЬ КАК ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Нечаева А.Н. 1, Седова И.Г. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», факультет искусств, 4 курс
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», факультет искусств, к.п.н., ст. преподаватель
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие художественно - образного мышления, изучение методов совершенствования изобразительной деятельности детей имеет социальное, педагогическое, психологическое значение. Однако, недостаточный учет и адаптированность к изменяющимся современным условиям, снижают эффективность применяемых на практике методических систем. Для решения поставленных перед предметом изобразительное искусство задач, требуются методические разработки, способствующей эффективному развитию художественно-образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания – развитие у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. Занятие изобразительным искусством дает нам такую возможность: говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к людям, животным, об отношении к искусству (морально-этические нормы, эмоциональная культура), т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства.

Декоративное искусство многогранно и многолико, имеет в своём арсенале множество средств воздействия на человека, влияния и воспитания. Декоративность является одним из характерных приёмов декоративно-прикладного искусства. Многие художники-теоретики рассматривают декоративность как синтетический тип художественного мышления и как одну из основных категорий предметно-пространственных искусств: «Декоративность есть форма выражения красоты синтезированного мира, приобретающая через отношение части и целого, иначе связь с окружающей предметно-пространственной средой, не натуральный, а условный (часто орнаментальный) характер, несущий метафорический смысл и требующий истолкования»[1].

Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели.

Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах. Если проследить в эволюционно-историческом плане развитие изобразительного языка и выразительных средств живописи с точки зрения использования принципов декоративности, то можно сказать, что декоративность, как особый прием художественно-образного мышления, присуща практически всем произведениям живописи. Однако в разные периоды развития изобразительного искусства в живописи применялись различные грани и свойства, присущие декоративности, обогащающие форму живописного произведения.

Чтобы создать декоративный натюрморт, художник сначала определяет сюжет композиции, выявляет наиболее интересную композицию, затем подбирает и комбинирует те средства выразительности, с помощью которых устанавливает взаимное равновесие рисунка и цвета, создавая тем самым гармонию в изображении.

В работе с детьми эту формулу нужно сохранять, но направлять весь процесс не на создание художественной вещи, а на развитие воображения, т.к. оно является главным компонентом образного мышления ребёнка.

Для этого в работе над декоративным натюрмортом необходимо помогать ребенку только на начальных этапах работы, давая возможность самостоятельно закончить ее, предлагать различные ходы решения изучаемой темы, как в различных материалах, так и в различных изобразительных техниках. Задания по созданию декоративного натюрморта способствуют развитию воображения и творческих способностей детей. В процессе работы над заданием необходимо предоставлять детям возможность самостоятельной работы (возможность размышлять над природой предметов, самостоятельно разрабатывать сюжеты).

Таким образом, декоративность в искусстве и декоративный натюрморт могут быть использованы нами как приемы для развития художественно-образного мышления детей школьного возраста.

Использованная литература:

1. Макаров, К.А. Декоративность как форма выражения красоты: автореф.дис... канд. филос.наук. М.,1966.

Просмотров работы: 2299