КАРТА ТРАНСАКЦИЙ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КАРТА ТРАНСАКЦИЙ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ НА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
От наличия рыночной информации достаточного объема и качества зависит качество принимаемых решений, которое, в свою очередь, определяет эффективность деятельности предприятий. [1]

Для достижения эффективности информационной инфраструктуры необходимо обеспечить в ее основе институт или механизм обеспечения рыночной информацией участников рынка. Например, на фондовом рынке в развитой рыночной экономике таким механизмом является биржа. На агропродовольственном рынке также эту роль может играть товарная биржа или информационно-торговая площадка. Такой механизм позволит обеспечить достаточную обеспеченность участников рынка рыночной информацией, свободную конкуренцию, эффективное функционирование рынка.

Но необходимо преодолеть структурные «провалы» рынка при проектировании такого механизма, включив в него систему гарантий, рейтинг деловой репутации для снижения неопределенности и асимметрии информации. [2]

Оптимальным путем формирования механизма обеспечения рыночной информацией является его создание специализированной частной фирмой, которая сотрудничает с государством и бизнес-объединениями в аграрной сфере. Это обеспечит высокое качество проекта, его постоянное улучшение, внедрение инновационных решений, а также быстрое распространение через существующую сеть связей с предприятиями.

В качестве механизма обеспечения рыночной информацией предлагается «Карта трансакций» - информационно-торговая интернет-площадка, на которой отображаются участники агропродовольственного рынка, и их текущие предложения и связи, наложенные на интерактивную карту региона.

Эта интернет-площадка решает три основных группы проблем на агропродовольственном рынке – нерациональный выбор каналов реализации, ненадежность контрагентов, высокие затраты на транспортировку продукции.

Карта трансакций решает проблему поиска и выбора предложений с помощью функции «Оптимизация каналов реализации». Она заключается в том, что предприятие может поместить в предложенную форму свою продукцию (или ее перечень) с объемами, сроками сбыта и другими параметрами, нажимает кнопку «оптимизация» и ему представляется набор конкретных предложений, при реализации продукции по которым в совокупности обеспечивается максимальный доход. Это позволит оптимально реализовать продукцию сразу во всем ее ассортименте и объеме, а не искать отдельные предложения. Для реализации этой функции используются методы линейного программирования.

Кроме того, предприятие может просто искать предложения через поисковую строку. При этом найденные предложения помечаются на карте и дублируются в таблице, что повышает удобство и наглядность представления данных.

Для обеспечения надежности контрагента существует рейтинговая система и система отслеживания изменения и графического отображения цен определенных контрагентов, на которых подписан пользователь.

Для экономии на издержках на Карте есть три инструмента.

Первый – это логистический калькулятор, рассчитывающий стоимость доставки в определенное место. Он позволяет прикинуть транспортные затраты и принять решение о форме транспортировки продукции.

Второй – это система запросов. Каждое предприятие может оставить запрос, например «перевести 100 тонн зерна». Тогда над его маркером на карте появляется обозначение. Для транспортных компаний и перевозчиков предлагается функция «Показать запросы на транспорт», которая показывает все предприятия с такими знаками. Таким образом, перевозчик может увидеть всех своих клиентов и сразу же выстроить логистику.

Третий – это система электронной потребительской кооперации на основе использования услуг. Предприятия с одинаковыми запросами могут объединиться на основе такой системы. Если предприятий с определенным обозначением будет несколько в относительной близости друг от друга – они могут скооперироваться и вместе оплатить услугу, снизив издержки на транспортировку. Подобным образом можно покупать и брать в лизинг сельскохозяйственную технику.

Есть еще одна отличительная особенность Карты трансакций - выбрав предприятие, можно увидеть продуктовую цепочку, в которой оно работает. Продуктовая цепочка выглядит как совокупность предприятий, соединенных линей. Это позволяет увидеть путь движения продукции и стоимость, которую добавляют предприятия в цепочке. Графическое отображение продуктовых цепочек позволяет сделать предложение не одному, а сразу нескольким участникам цепочки, что открывает новые возможности в кооперации, интеграции и внедрении новых систем реализации продукции, включая факторинг.

Эти функции и особенности Карты трансакций позволяют ей способствовать улучшению информационного обеспечения и организации агропродовольственного рынка и создавать благоприятные условия для реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области.

В рамках анализа совместно с Управлением развития животноводства, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, товарного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области было проведено анкетирование, в котором приняли участие 43 организации малых форм хозяйствования с 18 муниципальных районов Омской области.

В результате исследования выяснено, что 79,5 % респондентов нуждаются в информации о каналах сбыта. 34,9 % предприятий готовы выложить предприятия на Карту трансакций сразу, а для 48,8 % нужно показать примеры эффективных предприятий на сайте. 62, 8 % опрошенных готовы показать на предложенной интернет-площадке объемы и цены (то есть, фактически свои коммерческие предложения) , 11,6 % – объемы, цены и контрагентов, 7% - объемы и контрагентов, 11,6% -ничего, 4,7% - другое. 86 % предприятиям нужен рейтинг для выявления надежных контрагентов.

Выявлено, что самая серьезная проблема, по мнению респондентов, – низкая закупочная цена, далее по убыванию значимости – перекупщики, недостаток информации, нестабильность рынка, государственной поддержки.

Результаты анкетирования показывают актуальность проблемы, поддержку сельскохозяйственными предприятиями идеи создания информационно-торговой площадки «Карта трансакций» и их прямую заинтересованность в работе с этим механизмом.

Дальнейшее развитие Карты трансакций будет проходить по трем направлениям: развитие сайта и системы электронного документооборота и платежей, расширение территориального охвата в России и странах СНГ, включение предприятий промышленных и других отраслей на Карту трансакций.

Библиографический список

  1. Информация на региональном аграрном рынке: Монография / В.Ф.Стукач, О.В. Шумакова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 208 с.

  2. Асимметрия информации: достижения, результаты и критика, http://www.infeconomy.ru/theory/188-2010-04-01-13-35-33.html

Просмотров работы: 1479