ИНФОГРАФИКА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА "РУССКИЙ РЕПОРТЕР" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОГРАФИКА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА "РУССКИЙ РЕПОРТЕР"

Одинокова Н.Н. 1, Рева Е.К. 1
1Педагогический институт имени В. Г. Белинского при ПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современную журналистику не следует рассматривать только в традиционном понимании этого вида общественной деятельности. Активное пополнение медиапространства различными интернет-изданиями, блогами, информационными сайтами обозначило новую коммуникационную ветку, которая в значительной степени расширила процессы сбора, получения, распространения информации, сделала его более интенсивным. Однако новые тенденции в развитии журналистики коснулись не только виртуального пространства, но и привычных всем периодических изданий: в последнее время все чаще стали говорить об инфографике.

Под термином «инфографика» традиционно понимается визуальное представление информации, данных и знаний. Ифографика встречается в книгах, газетах, инструкциях, бизнес-отчетах. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков [1].

Мы проанализировали журнал «Русский репортер» на предмет использования в нем инфографики, которая отличается разнообразием и особенностями функционирования визуальной информации.

Для исследования нами была произведена выборка из 20 номеров журнала за период с 7 октября 2010 по 21 марта 2011. Анализ показал, что в инфографика используется в различных рубриках журнала «Русский репортер»: «Сцена», «Репортажи», «Фигура», «7 вопросов», «Актуально», «Десятки», «Спецпроекты», «Wikileaks», «Фотография», «Страна», «Научные карты», «Научные новости», «Вехи», «Казусы», «Тест-драйв», «Гаджеты», «Города». «Вещи».

Рубрика «День в истории» состоит из материалов, которые представляют собой комикс – элемент, относящийся к инфографическим единицам. Например, в № 6 от 17 февраля 2011 года в рубрике проиллюстрирован день отмены крепостного права в России. Следует отметить, что эта рубрика появилась сравнительно недавно. До этого ей соответствовала рубрика «Неделя в истории», в которой были представлены события соответствующие числам месяца выхода журнала, происходящие десятки лет назад.

В рубрике «Спорт» инфографику можно встретить нечасто, но примеры в нашей выборке также имеются. В № 39 от 7 октября 2010 года инфографика помогает автору наглядно продемонстрировать читателю, как играть в лапту. Инфографика сопровождается текстом, в котором оговариваются правила игры, а на рисунке изображено расположение игроков, то есть текст не дублирует и не поясняет инфографику, а сообщает дополнительную информацию. Соблюдение данного правила свидетельствует о грамотном способе визуализации.

Наиболее широк спектр инфографических элементов, представленных в рубрике «Научные карты». Всего проанализировано 54 инфографических элемента.

Частотность употребления инфографических элементов в процентном соотношении выглядит следующим образом: 1) Тематические карты (20,3%) – лидер по употреблению в рассмотренных нами номерах журнала (на наш взгляд, это связано с тем, что одна из целей, которую ставит перед собой журнал «Русский репортер», - стать изданием с мировым именем, поэтому большинство проблем освещаются в мировом масштабе); 2) Круговая диаграмма (14,8%) – выражена с небольшим преимуществом, практически делит второе и третье место (ее употребление, на наш взгляд, связано с яркой наглядностью и простотой исполнения данного элемента); 3) Гистограмма (12,9%) – занимает третье место нашего рейтинга: с ее помощью автору легко и удобно давать в сравнении большое колличество различного рода данных.

Анализ показывает, что в журнале «Русский репортер» основной акцент делается на использование инфографических элементов простых в исполнении, но содержащих в себе большой объем информации. Но, несмотря на «простоту» элементов, они подаются в совокупности, что позволяет автору представить проблему многоаспектно: временная шкала укажет на изменения в процессе развития, диаграмма позволит детально показать динамику роста и т.д. Следует отметить, что в постоянной рубрике «Научные карты» встречаются и примеры сложной инфографики, отражающие глобальные проблемы современного общества в государственном или мировом масштабе.

Нам представляется важным обратить внимание на цветовое решение указанной рубрики. Подбор того или иного цветового спектра в ней обусловлено тематикой представленной инфографики. Остановимся на отдельных материалах и рассмотрим их более подробно.

В № 43 (171) тема материала звучит следующим образом: «Какими путями наркотики передвигаются по планете». Преобладающий цвет – черный. Не случайно автор пользуется именно эти цветом. Он еще раз обозначает проблему, подчеркивает ее драматичность. Цвет работает на раскрытие темы, ведь, несмотря на то, что значение черного цвета в разных культурах разное, часто черный цвет несет в себе информацию о печали, негативе и страданиях.

В № 09 (187) при инфографическом освещении темы материала: «ВОЗ опубликовала новые данные об употреблении алкоголя» доминирует голубой цвет, выражающий идею беспечности и беззаботности. При созерцании голубого цвета на человека нисходит состояние покоя, расслабленного удовлетворения, чувство гармонии и умиротворения. «Голубой соединяет нас с небом и океаном. Он отрезвляет слишком нетерпеливых или агрессивных людей, помогает нам отвлечься от будничной суеты и настроиться на торжественный, величественный или несколько отстраненный лад» [2]. С одной стороны, уместность данного цвета очевидна – речь идет об алкоголе, о жидкости, следовательно, и цвет используется соответствующий. Но, с другой стороны, поднимается проблемная тема, а цвет отличается легкостью, яркостью, что не совсем отражает тональность инфографического сообщения . В № 3 (181) цветовой основой материала «Бизнесмены думают о хорошем» становится желтый. На наш взгляд, желтым цветом обыгрывается статистика, в которой большинство людей из бизнеса положительно настроены. «Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и поэтому воздействует легко и живо. В соответствии с этим он повышает вегетативные функции. Желтый воспринимается нами как солнце. Он — легкий, сияющий, возбуждающий и согревающий. Желтый представляет собой освобождение, раскрытие и релаксацию. Желтый соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям, желтый — это изменения» [2].

Безусловно, не во всех инфографических материалах авторы пользуются цветописью. Чаще всего, сама тема материала подсказывает необходимость или необязательность обращения к этому приему. Но, на наш взгляд, наличие соответствующего цветового содержания в разы повышает эффективность воздействия инфографики.

Литература:

1. Материалы сайта http://infographer.ru

2. Лебедев-Любимов А. Н. «Психология рекламы». – СПб.: Питер, 2003.

Просмотров работы: 2689