СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Алексеева А.В. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мировая и российская практика показывают, что модель управления, основанная на противопоставлении государства и граждан как «управляющих» и «управляемых», себя исчерпала. Сегодня иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с нарастающей скоростью и сложностью социальных и экономических процессов.

Для ведущих стран мира нормой является построение системы принятия решений, которая обеспечивает горизонтальное движение информации и стирает грань между избираемыми политиками, бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

В ответ на возникшую проблему в октябре 2011 года Дмитрий Медведев представил новой проект по конфигурации правительства. Традиционный "узкий" кабинет дополнило Большое или, как его стали называть позже, Открытое правительство с участием представителей гражданского общества.

По замыслу Открытое правительство – это площадка для оперативного взаимодействия министров с представителями партий, местных и муниципальных органов власти и всевозможных институтов гражданского общества.

Открытое правительство как инструмент диалога власти и общества должно работать по определенным направлениям и выполнять различные функции, к которым можно отнести:

  • обеспечение высокого уровня прозрачности органов власти и свободного обмена информацией между государством и гражданским обществом;

  • обеспечение активного участия гражданского общества в развитии системы государственной власти и повышение эффективности работы органов государственной власти;

  • обеспечение доступности предоставляемых государством услуг, а также ориентацию органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений;

  • создание возможности гражданскому обществу контролировать органы власти.

К сферам деятельности Открытого правительства могут быть отнесены:

  • социальная политика;

  • защита прав граждан;

  • развитие конкуренции и предпринимательства;

  • инновационное развитие;

  • долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика;

  • развитие кадрового потенциала;

  • региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления;

  • инфраструктура и транспорт; политика в сфере спорта и внутреннего туризма;

  • развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации.

При анализе вышеприведенных функций, возникает вопрос: «Не будет ли открытое правительство дублировать «обычное» правительство или общественные организации?»

Изучение специальной литературы показывает, что эксперты, которые непосредственно принимали участие в создании проекта «Открытое правительство», предусмотрели подобные вопросы. Они подчеркивают, что данная система не является ни новым, ни альтернативным, ни дополнительным правительством. Открытое правительство не следует считать инструментом улучшения имиджа власти. Оно также не является универсальной общественной палатой и не призвано заменить государственный контроль и надзор.

С точки зрения обычного гражданина Открытое правительство стоит рассматривать как «большую площадку», где эксперты, общественность, власть и само население смогут, благодаря инновационным технологиям, обсуждать все решения, дополнять их своими поправками и также предлагать свои инициативы по развитию, как региона, так и страны.

С июля 2012 года ведется работа по подготовке «пилотных» проектов «Открытый Регион». Пилотными площадками для внедрения проекта на первом этапе станут 17 регионов: Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Ставропольский края; г. Москва, г. Санкт- Петербург; Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская республика; Ивановская, Калужская, Кировская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Тюменская и Ульяновская области.

В октябре 2012 вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Это первый шаг города как одной из 17 пилотных площадок программы «Открытый регион».

Согласно документу, открытое правительство Санкт-Петербурга – это система мероприятий, проводимых Правительством города и иными городскими исполнительными органами для выполнения следующих задач:

1) обеспечения высокого уровня прозрачности деятельности исполнительных органов, свободного обмена информацией между исполнительными органами и обществом на основе стандарта информационной открытости;

2) обеспечения активного участия общества в подготовке, реализации решений исполнительных органов и оценке эффективности их деятельности;

3) повышения качества и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами и подведомственными им организациями;

4) развития гражданской ответственности и общественного контроля за деятельностью исполнительных органов.

Отвечать за реализацию этих задач будет специальная комиссия, которую возглавил губернатор Санкт-Петербурге Георгий Полтавченко. Комиссия состоит в основном из городских чиновников, представителей гражданского общества в ней немного, и они принадлежат к организациям, которые трудно назвать независимыми от властных структур — например, Общественный совет города и Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Это представляется некоторым отступлением от идеологии открытого правительства.

Именно соотношение чиновников и гражданских организаций становится первой проблемой на пути к Открытому правительству на территории России, а тем самым и фундаментом для увеличения степени недоверия граждан.

Зарубежный опыт показывает, что самой масштабной международной организацией, цель которой — достижение прозрачности действий власти, повышение гражданской активности, борьба с коррупцией и т.д., является Open Government Partnership. В руководстве этого Открытого правительства, которое на сегодняшний день насчитывает 58 стран, присутствует равное число государств и гражданских организаций. [2]. Это в некоторой степени служит гарантией того, что мнение граждан в лице гражданских организаций будет услышано.

Вторая проблема российского Открытого правительства — асимметрия информации. Граждане России до сих пор не могут полностью осознать основную задачу внедрения данного проекта в их жизнь. В связи с этим нельзя говорить и об активной гражданской позиции.

В-третьих, современная российская нормативно-правовая база корректируется гораздо медленнее, чем появляются инновационные предложения и идеи, к которым можно отнести создание государственной электронной почты в рамках Открытого правительства. «Мы технически готовы к запуску, - отмечает А. С. Нащекин, вице-президент «Ростелеком» по инновационному развитию. – Остальное - вопрос нормативной базы. Необходим один новый федеральный закон, внесение изменений в два существующих, и несколько нормативных актов правительства». [3]. Это существенно отдаляет начало использования новых технологий.

И наконец, самой весомой проблемой является практическое отсутствие обратной связи. На данном этапе Открытое правительство - это лишь информационный портал, на котором можно узнать о действиях правительства, а совместное принятие решений, скорее, исключение, чем правило.

Российское Открытое правительство – молодая структура. Предстоит долгий путь развития, прежде чем оно станет функционировать так же эффективно, как подобные зарубежные структуры. Проблемы, связанные со становлением и развитием данного института выявлены, а решения находятся в разработке. Поэтому у Открытого правительства есть все возможности стать современным инновационным инструментом диалога общества и государства.

Литература:

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15октября 2012 г. N 1108 «О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».

  2. Open Government Partnership [Электронный ресурс]. URL: http://www.opengovpartnership.org/countries

  3. Открытое правительство [Электронный ресурс]. URL:

http://oprkomi.blogspot.ru/2013/01/2013.html

Просмотров работы: 4415