РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Продолжительное время система дошкольно­го образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых Л.А. Абрамян, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др. формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач дошкольного воспитания.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности дошкольников. У них развивается способность понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого человека и управлять своими эмоциями. Поэтому главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка.

Зрительный дефект, по мнению Л. С. Выготского, влияет на формирование всей личности ребенка, воздействуя на познавательную, сен­сорную и особенно на эмоционально-волевую сферу. Ребенок с нарушением зрения попадает в «плен» своего дефекта, становиться замкнутым, необщи­тельным, одиноким, боязливым. Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, поскольку оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слабовидения у детей на ранних этапах развития. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи и затрудняет процесс межличностного общения.

Поэтому необходимо проводить целенаправленную работу по формированию коммуникативных навыков у слабовидящих дошкольников в условиях специальной группы.

Работа будет эффективной и продуктивной, если включать в нее задания по ознакомлению с неречевыми и речевыми средствами общения (мимика, поза, жест). Этому способствует, организованная игра, в которой дети имеют возможность выполнять определенные социальные роли и строить в соответствии сними свое поведение, в процессе взаимодействия достигать поставленной задачи.

На основе выявленных особенностей детей с нарушением зрения (А.Г.Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, и др.) было разработано содержание коррекционно-развивающей работы на основе методических пособий и программ: «Я, Ты, Мы» (О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, радуюсь и хвастаюсь», «Я учусь владеть собой» (С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник), направленной на развитие умений детей в распознании различных эмоциональных состояний, эмоциональный словарь дошкольников, развитие зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развитие у детей глазодвигательной функцию, формирование чувства близости с другими, чувства самоценности и ценности других. Коррекционно-развивающая работа проводилась по трем направлениям. Первое направление «Как мы понимаем окружающих, друг друга»включает в себя комплекс игр, способствующих повторению и закреплению знаний об основных эмоциональных состояниях, определению эмоционального состояния другого по внешним признакам и способности аргументировать свою точку зрения, развитие навыков общения ребенка со сверстниками и взрослым (например, игра – лото «Эмоции», игра «Выбери нужное лицо» и др.).

В рамках второго направления «Мое настроение» предусматривался комплекс игр, на которых закреплялись знания детей о собственном эмоциональном состоянии, развивались умения определять собственное эмоциональное состояние, происходило знакомство со способами управления и регуляции своего настроения (например, беседа «Настроение», рисунок«Мое настроение», игра «На что похоже настроение?»)

Комплекс игр, подобранный для третьего направления «Культура общения», способствовал формированию у слабовидящих дошкольников навыков культурного поведения: овладение приемами вежливого обращения с окружающими, развитие умения вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли (например, игра «Вежливый клубочек», «Помоги разрешить спор», «Правила вежливости»). Так же с детьми проводились беседы по литературным произведениям (например, Б.Заходер «Очень вежливый индюк», И.Пивоварова «Вежливый ослик» и др.). Вместе с детьми была организована выставка «Хорошо быть вежливым», на которой были представлена подборка книги и детских журналов с произведениями о нормах и правилах поведения, истории из жизни дошкольников, картинки и рисунки детей по данной тематике.

Итак, представленная технология работы со слабовидящими дошкольниками привела к тому, что дети стали более раскованными в общении со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок участвовал в обсуждении тем, проблемных ситуаций о вежливом отношении ко взрослым и сверстникам, о правилах поведения в различных ситуациях. Благоприятно созданный микроклимат в группе, спокойная, доброжелательная обстановка способствовала стремлению детей высказывать собственную точку зрения на предлагаемые ситуации, развитию любознательности, доброжелательному и отзывчивому отношению к окружающим.

Просмотров работы: 2109