ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь человека – это процесс постоянных изменений, связанных с ростом, взрослением и старением, формированием личности, прохождением жизненных циклов и кризисов.

Изменения также могут быть связаны с получением нового опыта, приобретением новых качеств и навыков, выработкой новых отношений, убеждений и поведения. Хотим мы того или нет – мы постоянно меняемся, оказываясь в определенных обстоятельствах, сталкиваясь с многообразными ситуациями, общаясь с различными людьми, принимая те или иные решения.

Этот процесс постоянных изменений может быть сознаваемым и принимаемым в разной степени. Когда мы положительно оцениваем произошедшие с нами изменения – мы называем это развитием. О саморазвитии мы говорим, когда имеет место сознательное и целенаправленное создание возможностей для собственного изменения или практическая деятельность, направленная на самоизменение. Таким образом, мы можем определить саморазвитие как сознательное, принимаемое и положительно оцениваемое изменение.

На данном этапе реформирования современной системы образования данная проблема очень актуальна. В нашей стране обществом востребован образованный, духовно-нравственный человек, способный к творчеству, социально-ценностной самореализации, интенсивному саморазвитию. Это нужно и самому человеку, чтобы состояться в жизни, как личность.

В психолого- педагогической науке пониманию процесса саморазвития помогают идеи: о развитии сознания (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. А. Лефевр, С.Л. Рубинштейн, К. Юнг); о помощи в обретении самосознания, развитии способности опираться на себя на пути самодвижения «Я» к своей единой целостности (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Ф. Перлз, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.); о культурном изменении самой личности и круга ее общения (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.).

В современных исследованиях по педагогической психологии (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, М. Р. Битянова, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Н. Б. Крылова, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и др.) продолжается исследование отдельных аспектов саморазвития личности.

Для нашего исследования актуальны концепции А. Адлера, К. Юнга о понимании личности человека как динамической системы процессов, составляющих неотъемлемую часть его самости, а также идеи А. Маслоу, Э. Эриксона, К. Роджерса, о саморазвитии как открытии идентичности, и на этой основе, приобретение индивидом «полноты человечности» через самоактуализацию.

Рассмотрим ключевые дефиниции. Согласно Л.И. Буеву, личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений. По мнению С.Л.Рубинштейна, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

В работах А.Г. Маклакова, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В зарубежной психологической науке существуют следующие подходы к рассмотрению понятия «личность»:

  • психодинамический(психоаналитической),

  • когнитивно-поведенческий

  • экзистенциально-гуманистический (феноменологический).

Психодинамический подход. З.Фрейд уподобил личность айсбергу, верхушку которого представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное. По З.Фрейду, именно бессознательные психические процессы детерминируют мысли, чувства и поведение человека. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

Когнитивно-поведенческий подход. В основе поведенческого подхода к личности лежат исследования русского физиолога И.П.Павлова и американского зоопсихолога Д.Уотсона, в основе когнитивного –идеи швейцарского психолога Ж.Пиаже. Современными представителями этого подхода являются Б.Ф.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер, Дж.Келли и др. Они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение формируют личность.

Экзистенциально-гуманистический подход. Выдающимися представителями данного направления являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении поведения.

Сторонники этого подхода убеждены, что личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью делать свой выбор – выбирать, как думать и как поступать.

Их идея в том, что люди способны определять свою судьбу, а значит, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. Каждый из нас – не пешка на шахматной доске, управляемая внешней силой и не способная сопротивляться ей. Личность владеет свободой самоопределения, и это заложено в ее природе.

В отечественной науке исследование личности как системы отношений было начато А.Ф.Лазурским и продолжено В.Н.Мясищевым и его учениками и последователями. А.Ф.Лазурский предполагал, что личности различаются по преобладанию в них внешних и внутренних источников развития («экзопсихики», т.е. основанном на приобретенном опыте отношения человека к окружающему миру и самому себе).

А.Ф.Лазурский также отмечает переход отношений в черты характера. В его программе исследований, проведенных с целью классификации личностей, были выделены 15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. В.Н.Мясищев считает систему отношений главной характеристикой личности. Отношение – это сознательная, основанная на опыте, избирательная психологическая связь, которая соединяет человека с живой и неживой природой, процессами и явлениями в мире, с другими людьми (интерперсональные связи), с самим собой (отношение к себе, самооценка).

Б.Г.Ананьев исходным моментом структурно-динамических свойств личности считал ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т.д. положения в обществе), равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность.

С позиций психологии деятельности рассматривает личность А.Н.Леонтьев, развивая идеи Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. Личность выступает как продукт социально-общественного развития. В качестве ее реального базиса выступает совокупность общественных отношений, реализуемых человеком в его деятельности. Через деятельность человек воздействует на природу, вещи, других людей. При этом, по отношению к вещам он выступает как субъект, а по отношению к другим людям – как личность. Деятельность каждого конкретного человека зависит от его места в обществе, от условий его жизни и неповторимых индивидуальных обстоятельств. Деятельность человека вытекает из его потребностей.

Для понимания феномена «саморазвитие» личности интересно осмыслить высказывание Э. Фромма о том, что человек изначально наделен способностью авантюры человеческого саморазвития, которая зависит не только от психического самоощущения индивида, но и от целого ряда других факторов и ориентиров. Саморазвитие означает, что необратимые качественные изменения в личности наступают по ее собственной воле и, что личность берет в собственные руки ответственность за свое развитие. Но это происходит не сразу, а на определенном этапе развития индивида. Знаменитое «Я сам», которое произносит ребенок, означает старт саморазвития. Но пройдет много времени, прежде чем потребность к саморазвитию превратится в устойчивое качество личности, но может таковым и не стать. Опыт творчества ребенка накапливается и функционирует как субъективное образование, как интеграция различных знаний, навыков, умений, состояний, качеств личности, как внутренняя переработка опыта взрослого (путем подражания). На начальных этапах формирования личности ее активность выражается в готовности воспринимать в процессе общения воздействия, исходящие от взрослых, в определенной восприимчивости к этим воздействиям. Однако, по мере роста личности, эта готовность претерпевает изменения в связи с интенсивностью развития ее самосознания, способного самостоятельно регулировать свое поведение. Процесс саморазвития возникает стихийно, даже когда личность не ставит перед собой такой задачи. Оно подготавливается процессом развития личности и является его необходимым этапом. Саморазвитие, захватывая личность, достигая определенного уровня своих результатов, создает лучшие или худшие предпосылки для дальнейшего развертывания развития под воздействием обучения и воспитания. Известно, что обучение и воспитание может вызывать развивающий эффект в том случае, если они идут несколько впереди развития и находятся в зоне ближайшего развития. Так же развитие в истинном смысле слова происходит тогда, когда индивид сам порождает новые цели, новые идеалы, новые критерии своего поступательного движения. Личность, таким образом, творит, создает себя. Личность – это субъект своего собственного развития. Личность формируется благодаря жизни человека в обществе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены определения «личность», «саморазвитие личности».

Несмотря на существенные расхождения в подходах к личности и ее определении, имеются и общие позиции, которые могут быть отражены в описании ее основных качеств (свойств):

  • социальность, т.е. несводимость к индивидным, биологическим характеристикам человека, насыщенность социо-культурным содержанием;

  • уникальность – своеобразие и неповторимость внутреннего мира конкретной личности, ее суверенность и несводимость к тому или иному социальному или психологическому типу;

  • целостность и субъективность – сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность;

  • активность и субъективность – способность изменять себя и условия своего существования, относительная независимость от внешних условий, способность быть источником собственной активности, причиной поступков и принятие на себя ответственности за эти поступки;

  • нравственность как гуманистическая основа взаимодействия с социальным миром, стремление относиться к другому как к высшей ценности, равновеликой ценности собственного «Я», а не как к средству достижения иных, более «высоких» целей.

Перечисленные свойства личности не существуют сами по себе. Так, нравственность ограничивает активность и субъективность, не позволяя им выродиться в социально неприемлемые формы. Уникальность помогает «снять» проблему превращения личности в процессе социализации в «коллективного человека», конформиста[45]. Социальность препятствует перерождению уникальности и суверенности личности в эгоцентрическую замкнутость. Целостность определяет ту грань изменчивости личности, которая помогает сохранить ее идентичность.

Проанализировав различные подходы к личности, ключевым понятием «личности» для нашего исследования является определение А.Г Маклакова, который понимал личность, как конкретного человека, взятого в системе его

устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Исследуя саморазвитие личности, мы пользуемся определением П.Ф Каптерева, который понимал саморазвитие личности как совокупность саморазвития организма и самовоспитания.

Просмотров работы: 4711