ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВЛИЯНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВЛИЯНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

Лепешкина Т.Ю. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно в подростковом возрасте идёт активный физический рост организма. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности.

В подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на старших, иногда такое желание становится настолько сильным, что подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым. Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослых женщин.

Также для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые особенно им интересны.

Также в подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. У старших подростков появляются профессионально ориентированные мечты.

В подростковом возрасте, по мнению Р.С. Немова, высокого уровня достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь, которая становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах: наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности [1].

Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться. Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы, хорошо, что сейчас на телевидении запрещена реклама сигарет.

Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи [2]. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. [2] Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут [2]. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.

Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких [2]. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья.

Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.

Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий.

Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина. Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.

Макс Рубнер [3] говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). 65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.

В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года [4].

Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка [5].

В последнее время большой проблемой стала проблема распространения наркотиков среди подростков. Опросы, проведённые в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком смысле как "химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры".

Особую тревогу вызывает резкое "омоложение" контингента больных наркоманией. В России средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет [4].

Употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.

Итак, вредные привычки имеют медицинские последствия для самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу.

Профилактика злоупотребления веществом традиционно разделяется на три этапа.

Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления вредными привычками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В основе этого подхода лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается например наркотик.

Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ. В некоторых частях США так поступают с малолетними правонарушителями, задержанными за хранение наркотиков [6]. В обоих случаях делается акцент на уничтожение проблемы в зародыше. Главным в таких усилиях является раннее выявление подобных проблем.

Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключается в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребления и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят, когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.

Методы профилактики применяются в разных областях движения против вредных привычек: тенденция включить семью (особенно родителей) в движение; развитие способности сопротивляться, в особенности разработка стратегий, используемых для избежания давления употребить наркотик; развитие программ в дополнение к более широким общественным движениям.

Наиболее распространенными инструментами борьбы с наркотиками могут стать образование и усилия средств массовой информации. Традиционно эти программы рассчитаны на подростков и молодых людей - две наиболее явные группы риска. В последнее время делаются усилия распространить их влияние и на детей.

Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. Многие считают необходимым включить в школьный курс тем по употреблению алкоголя и других наркотиков, применению таких программ препятствует часто недостаточная подготовка учителей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков. Тем не менее, в последние годы произошло много изменений и разрабатываются соответствующие школьные программы, которые и вводятся в школьный курс обучения.

Много современных программ и особенно те, которые проводятся среди молодежи, содержат в себе так называемый эмоциональный компонент. Он включает в себя прояснение ценностей и принятие решения. Прояснение ценностей включает в себя самопознание, выработку жизненных ценностей и определение путей их реализации. Эти программы раскрывают студенту стратегию, позволяющую делать выбор в жизни и применять эту технику конкретно к ситуациям с алкоголем и другими наркотиками. Главная цель программы заключается в том, что обучающиеся должны осознать свои чувства по поводу наркотиков и выработать свое отношение к ним для того, чтобы в ситуациях, связанных с наркотиками, вести себя в соответствии со своими индивидуальными ценностями.

В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению. Под развитием альтернатив употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул).

Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности может осуществляться в школе через родительские лектории, радиопередачи, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях "Всемирный день борьбы со СПИДом", "Всемирный день борьбы с наркоманией", "Всемирный день здоровья".

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.

Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Таким образом, важно способствовать стремлению у подростков увлечению здоровым образом жизни, это поможет противостоять вредным привычкам. Раз у подростков есть стремление выработать у себя полезные качества, важно им помочь в этом.

Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим).

Список источников и литературы

  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 496 с.

  2. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа Сфера, 1996. 96 с.

  3. Маттссон Я. Наркотики: информация для учителя и других специалистов. Швеция: Нора Сконе Оффсет, 1998. 128 с.

  4. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / под научной ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб.: Изд-во Образование - Культура, 2002. 160 с.

  5. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М.: Просвещение, 1986. 104 с.

  6. Соломзес Джон. Наркотики и общество. ОСР Палек, 1998. 432 с.

Просмотров работы: 6983