СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫЕ СЕМЬИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Ефремова А.С. 1, Баландина С.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2005г. их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число этих детей (по некоторым данным, не более десяти процентов) остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителях.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст. 20 Конвенции о правах ребенка).

В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи [2].

С принятием Семейного Кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. тех, которые прямо не указаны в ст.123 СК РФ, но могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Отсюда следует, что допускается использование различных известных ранее в практике способов устройства детей-сирот (свободное воспитание и т.п.) при условии закрепления этих форм устройства детей в законах субъектов РФ.

Учитывая остроту и сложность проблемы, основная работа органа опеки и попечительства направлена на выявление, учет и устройство детей этой категории, то есть в помещении для проживания и воспитания в приемную семью, в семью опекунов или попечителей, либо в передаче на усыновление [1]. Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в тексте которой сказано: «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса РФ. Однако реализовать данное требование закона достаточно сложно, поскольку усыновление, принятие под опеку и другие формы семейного устройства детей-сирот предполагают волеизъявление граждан, желающих принять на воспитание чужого ребенка. К сожалению, нравственные нормы, определяющие обязанность всех родственников заботиться об осиротевших детях, утратили свою силу с размыванием, ослаблением родственных связей. Таким образом, даже ближайшие родственники нередко отказываются принять в свою семью оставшихся без родительского попечения племянников, внуков и т.д. Нельзя, конечно, не принимать во внимание тот факт, что материальное положение многих российских семей таково, что исключает возможность принятия на воспитание ребенка, тем более что предусмотренные законом выплаты не покрывают реальных затрат на его содержание [4].

Организация выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, – это два важнейших направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-то причинам оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребенка к новому окружению.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребенка.

На протяжении почти всего XX века в России проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, решалась в основном за счет госучреждений. После Великой Отечественной войны некоторое время существовала практика семейного устройства детей. К сожалению, позже она была практически прекращена, и даже небольшие детские дома с почти семейной атмосферой стали объединять в огромные интернаты. Система воспитания детей в государственном учреждении стала настолько привычной, что кажется многим единственно возможной. Между тем в большинстве развитых и во многих не столь экономически благополучных странах нет детских домов – детей, оставшихся без попечения родителей, устраивают в семьи. Если в России этого не происходит, то вовсе не потому, что мы такие «бездуховные» или у нас нет средств и не позволяет жилплощадь. Главная причина в том, что профессионально семейным устройством у нас никто не занимается, кроме сотрудников органов опеки или банка данных о сиротах. Но они делают это в режиме реагирования, отвечая на запросы семей [3].

Детей, оставшихся без попечения родителей, в России сейчас примерно 693 тысячи – больше, чем было в СССР. По словам Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова, это социальная катастрофа и «государственная задача – реализовать право каждого ребенка на семью». Правозащитники считают: детские дома должны исчезнуть, а их воспитанники – переводиться к приемным родителям. На примере Республики Мордовия необходимо выяснить, как России стать территорией без сирот?

На сегодняшний день в Мордовии в детских домах и интернатах воспитывается порядка 500 сирот, из них 105 – инвалиды. Тенденция такова: ежегодно число детей, оставшихся без попечения родителей, снижается. Но это не означает, что брошенных детей стало меньше. Сказываются последствия демографической ямы, а в целом ситуация остается стабильной.

Для детей-сирот только по линии Министерства образования республики действуют пять учреждений: детский дом для дошкольников, детей-сирот с ограниченными возможностями и три детских дома-школы. Речь о закрытии этих учреждений в текущем году не ведется, наоборот, государство всячески поддерживает их. Все три дома-школы подверглись реконструкции. Например, в Ялгинском детском доме созданы условия, максимально приближенные к домашним: есть игровые, комнаты для самообучения, кухни, где воспитанники могут тренироваться для успешной социализации в обществе. И работа по созданию комфортных условий продолжается…

По мнению специалистов, далеко не в каждой семье дети имеют такие возможности, как в интернате. Сироты активно занимаются спортом, творчеством и даже могут посмотреть мир.

Однако специалисты также признают: в казенные учреждения сироты попадают только в критических случаях – когда не получается устроить их в семью.

«Закрыть детские дома – правильная позиция с точки зрения того, к чему нужно стремиться, – считает Уполномоченный по правам ребенка при Главе РМ Наталья Юткина. – Но этого нельзя сделать в одночасье. Жизнь не стоит на месте, внедряются нанотехнологии, а сироты – это какое-то средневековье. Государство обязано брать опеку над обиженными и обездоленными.». Но, тем не менее, какими бы замечательными ни были детские дома, они никогда не заменят ребенку родителей. Однозначно, надо стремиться как можно больше детей устраивать в приемные семьи.

Сейчас в Мордовии 82,6% сирот устроены в семьи. Это хороший показатель (в ПФО 73%), но недостаточный для того, чтобы считать проблему сиротства решенной [5].

В прошлом году 16 сирот из приемных семей были возвращены в детские дома. Это очень большая цифра! Причины разные. «Никто не застрахован от заболевания, но подчас родители не могут найти с ребенком контакт, и это беда. К ситуации нужно подходить с точки зрения – чем мы не смогли помочь». В Республике Мордовия создана служба сопровождения, но иногда это просто красивая декларация. Конечно, все случаи возврата предусмотреть нельзя, но их нужно минимизировать.

И еще одна общая проблема детства. В государстве – 19 различных ведомств отвечают за детей, а по факту мы имеем сирот, детскую преступность, суициды… По русской поговорке – у семи нянек дитя без присмотра. Главный недостаток работы в этом направлении – не налажено должное взаимодействие всех заинтересованных структур. Между тем это не столько отраслевая, сколько комплексная проблема – чужих детей не бывает!

Закон разрешает быть приемной семьей на время, например, на один год. Не пострадает ли от этого психика ребенка?

По мнению специалистов: если взял, то не возвращай. Это не товар в магазине! В данной ситуации действует поговорка: мы в ответе за тех, кого приручили.

Где-то закон облегчает отказ от ребенка, а где-то ставит препятствия, чтобы взять его в семью, например, если не хватает квадратного метра.

Органам опеки и попечительства нужно быть более чуткими, но в тоже время не бояться брать на себя ответственность. Если прекрасная приемная семья, у родителей все в порядке со здоровьем, нужно исходить из здравого смысла. У нас же и в родных семьях не все идеально с жилплощадью. Здесь важно решить, что ребенку важнее: лишний квадратный метр или что ему придется жить в детском доме?

В Мордовии действует республиканская целевая программа «Право ребенка на семью» на 2011-2013гг. Итогом ее должно стать снижение доли сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в общей численности детей) с 2,26% до 1,99% [5].

Важно уточнить, что проблема социального сиротства начинается не в детских домах, а гораздо раньше. В прошлом году 305 детей устроили в семью, а 315 – остались без родителей. «Сколько детей органы социальной защиты устраивают в семьи, столько же и пополняют республиканский банк сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – получается конвейер, самовоспроизводящая фабрика сирот».

На протяжении последних 5-7 лет эти цифры сохраняются. При этом если анализировать структуру сиротства, то только 44 ребенка не имеют мамы и папы, а 271 – социальные сироты. Органы социальной защиты работают уже с последствиями, а надо решать проблему в корне. В прошлом году в родильных домах отказались от пятнадцати детей, в 2010 – от девяти, в 2009 – от восемнадцати. Значит, с этими «горе-мамами» недоговорили, недоработали [5].

К детям важно относиться как к приоритету, ведь они составляют будущее страны. Нужно уже с детского возраста ребенка подготавливать к тому, что и он, в свою очередь, будет родителем.

Приятно отметить, что дети, выросшие в приемных семьях, продолжают традиции своих родителей. Примеры династий приемных семей есть в Ардатовском, Кочкуровском, Ичалковском районах. Их немного, но главное – начало есть.

На содержание каждого ребенка, по словам Павла Астахова, в детском доме тратится от 300 тысяч до 2 млн. рублей в год. Это деньги, которые не все российские семьи могут найти в своем бюджете. Почему же государство, которое ратует за приемных родителей, так скромно оценивает их роль [6].

Приемная семья – вид возмездной опеки. В месяц на содержание ребенка выделяется пять тысяч рублей, три тысячи триста рублей – вознаграждение за исполнение обязанностей приемного родителя и пятьсот пятьдесят рублей, если ребенок до трех лет или с ограниченными возможностями.

По словам экспертов, оплата в этом случае не должна быть на первом месте. Превалировать должна родительская любовь, иначе сироты могут попасть не в те руки…Главное богатство приемной семьи – детский смех и радость от того, что можешь осчастливить хотя бы одного брошенного ребенка.

Реализация мер по государственной поддержке семей, взявших на воспитание детей, будет способствовать снижению остроты развития такой социальной проблемы, как сиротство. Все большее количество детей-сирот будет устроено в приемные семьи; в связи с этим развитие общества приобретет положительные тенденции. В свою очередь это обстоятельство непосредственно окажет влияние на формирование будущего поколения нашей страны!

ЛИТЕРАТУРА

1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 г.– Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».

2. Социальный навигатор выпускников детских домов России – Режим доступа: www.uspeshnye-siroty.ru

3. Кулешова Г. П. Система социальной защиты населения в Республике Мордовия / Г. П. Кулешова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 200 с.

4. Семья Г. Оценка эффективности социальной политики по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Семья // Защити меня!. – 2008. – № 1. – С. 10–14.

5. Социальная сфера Республики Мордовия : стат. сб. № 742 / Федер. служба гос. статистики, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по РМ (Мордовиястат). – Саранск : [б. и.], 2011. – 160 с.

6. Юдин В. Дети-сироты: что с ними делать? / В. Юдин // Социальная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 125–127.

Просмотров работы: 8424