Только креативная образовательная среда не только предоставляет возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и вызывает потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, формирует у человека объективную самооценку. Основными требованиями к такой образовательной среде являются высокая степень неопределённости и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность. Такая среда формирует креативную личность - личность готовую к творчеству и к созданию принципиально новых идей.
Формирование креативной личности студента приобретает особое значение на первых курсах Вуза, когда формируется “внутренняя позиция” личности, обуславливающая определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Данный возраст отличается естественной гибкостью восприятия, мышления, поведения, стремлением освободиться от догм и стереотипов, стремлением к новым знаниям, стремлением к оригинальности. Можно говорить о том, что этот возраст является наиболее сенситивным периодом для формирования креативности. Именно на первом курсе креативность может стать своего рода стилем мышления и поведения, стратегией жизни. Понятие креативности подчеркивает момент его продуктивности, способности постановки новых проблем и поиска их решения. Креативность предполагает умение самостоятельно ставить проблемы и решать их, находя при этом нетривиальные методы решения.
Задача формирования креативности студентов решается с помощью методов, в основе которых лежит идея моделирования проблемных ситуаций, решение конструктивных задач в ходе дискуссий, игр и т.д. Целью этих методов является формирование у студентов продуктивного мышления. Для такого обучения характерно то, что предметом анализа для студентов выступает практическая ситуация, а сам студент становится в позицию исследователя, задача которого - отыскать средства преобразования данной ситуации, определение критериев и показателей ее оценки, конструктивных схем и способов действия.
При создании креативной образовательной среды необходимо учитывать ряд принципов: приоритетное внимание к мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения; опора на процессы саморазвития и индивидуализация обучения; постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся и уменьшение доли педагогического руководства ими; обеспечение принятия обучающимся некоей роли в учебном процессе; обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний; инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений - рефлексии; ведущая ориентация на творчество в учении и познании; активизация совместной деятельности обучающихся; ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий.
Литература
1. Ахметова Ю.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А. Самостоятельность студентов как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности// Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 152-153.
2. Каширина, В.И. Образовательная среда, как среда формирования креативных студентов / В.И. Каширина, С.Ю. Кузьмин // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : матер. IV студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. (4 окт. 2012 г.) / Сибирская ассоциация консультантов. - Новосибирск, 2012. - C. 330-334.
3. Кузьмин, С.Ю. Креативность как личностная характеристика студента / С.Ю. Кузьмин // Качество. Инновации. Образование. - 2012. - № 5. - C. 20-26.
4. Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе / В. Н. Петрова // Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". –2007. - №7