РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Бережная Э.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Результаты деятельности любой системы здравоохранения оцениваются по показателям здоровья населения и демографическим показателям, в том числе по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Это важнейший демографический показатель, характеризующий уровень смертности населения, который обозначает среднее количество лет предстоящей жизни человека, достигшего данного возраста. Другим показателем является общий коэффициент смертности (ОКС) - число смертей за один год, приходящихся на 1000 человек.

В нашей стране в результате реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», объявленного президентом Российской Федерации В. В. Путиным 1 января 2006 года, в последние годы достигнуто улучшение вышеперечисленных показателей. Однако, по сравнению с большинством развитых стран Евросоюза, они по-прежнему хуже. Например, ожидаемая продолжительность жизни граждан РФ в 2011 году составила 70,3 года, что на 5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС, и на 10,7 года меньше, чем в «старых» странах ЕС. Общий коэффициент смертности равнялся 13,5, что в 1,2 раза выше, чем в «новых», и в 1,5 раза выше, чем в «старых» странах ЕС. При этом основную долю в структуре смертности составляют причины смертей, предотвратимые методами профилактики и своевременного лечения.[5]

Наиболее неудовлетворительные показатели здоровья наблюдаются в группе населения трудоспособного возраста и младше этого возраста. В наше стране постоянно растет число больных людей (заболеваемость с 1990 по 2011 г. в расчете на 100 тыс.населения возросла в полтора раза), а доля инвалидов составляет 9% населения или 13 млн. чел. При этом население РФ ведет крайне нездоровый образ жизни. Так, распространенность курения табака среди взрослого населения РФ составляет 40%. Потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт в РФ в 1,7 раза выше, чем в странах Евросоюза. Число наркоманов по разным оценкам достигло около 1,5 млн. человек или 1% населения.[4]

Сравнительный анализ государственных расходов на здравоохранение в РФ и «новых» странах Евросоюза, показывает, что в этих странах они составляют в среднем 6% ВВП или в 1,6 раза больше, чем в РФ (3,7% ВВП в 2011 г.), несмотря на то, что у них годовой ВВП на душу населения такой же, как и в нашей стране - 21 тысяча долларов.[3] Это позволяет им уже сегодня иметь ожидаемую продолжительность жизни свыше 75 лет и ОКС, равный 11,0.

Указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и «О мерах по реализации демографической политики», поставлены следующие задачи: увеличить к 2020 году ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) населения с 70,3 до 74 лет и снизить ОКС до 11,0. Для этого необходимо интенсивное развитие системы здравоохранения и увеличение ее финансирования в 1,5 раза, что составляет около 1 трлн. руб. ежегодно в ценах 2011 г.[2] Без решения этих вопросов добиться увеличения доступности и качества медицинской помощи будет невозможно.

К числу главных проблем отечественной системы здравоохранения, снижающих доступность и качество медицинской помощи, относятся:

- дефицит медицинских кадров из-за низкой оплаты их труда. Если в нашей стране не будет достаточного числа медицинских работников, то, следовательно, не будет доступной медицинской помощи населению;

- неудовлетворительная квалификация и неоптимальная структура медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи;

- низкая доступность бесплатной медицинской помощи для населения. Так, лекарственными средствами в амбулаторных условиях население РФ обеспечено в 5,6 раза ниже чем в странах ЕС. Кроме того, у нас только отдельные категории населения, например инвалиды, имеют право на бесплатное получение лекарств, причем значительная часть из них предпочитает получать денежные пособия. В странах Евросоюза все нуждающиеся получают лекарства бесплатно или с частичной доплатой. Это позволяет избежать обострения заболеваний и расходования более дорогостоящих видов медицинской помощи. Высокотехнологичная медицинская помощь в РФ в 4-6 раз ниже, чем в «новых» странах ЕС. Практически недоступна для населения бесплатная реабилитационная и паллиативная (для неизлечимо больных пациентов) медицинская помощь. Ситуация с доступностью медицинской помощи значительно хуже для граждан, проживающих в сельской местности и в «бедных» субъектах РФ;

- неэффективное управление отраслью на всех уровнях, в том числе отсутствие долгосрочной стратегии развития здравоохранения. Имеющаяся нормативно-правовая база также требует существенной доработки. Так, анализ закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», принятого в 2011 г., показал, что он не будет способствовать улучшению ситуации в здравоохранении, поскольку не решает ключевых проблем отрасли. Более того, этот закон приведет к усилению недовольства населения (в связи с риском снижения гарантий бесплатной медицинской помощи) и медицинских работников, поскольку не улучшает их положения.

При формировании программы развития здравоохранения следует учесть также социально-экономическую обстановку и неблагоприятные демографические прогнозы до 2020 г.Важнейшим социально-экономическим вызовом сегодня является недовольство населения качеством и доступностью бесплатной медицинской помощи. Это связано как с недостаточным финансированием бесплатной медицинской помощи, так и с неспособностью большинства населения самостоятельно платить за эту помощь.[1]

Чтобы решить эти проблемы, Президентом и Правительством РФ предлагается ряд программных направлений. Во-первых, повышение заработной платы медицинских работников к 2018 г. – увеличение в 2 раза по сравнению со средней оплатой труда в регионе. Во-вторых, повышение квалификации медицинских работников путем развития системы непрерывного медицинского образования. На данный момент повышение квалификации происходит только 1 раз в 5 лет, согласно новой программе оно будет проходить ежегодно, причем с участием профессиональных медицинских сообществ. В-третьих, предлагается увеличение объема бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях. Четвертое направление – развитие амбулаторно-поликлинической помощи, что позволит сократить очереди в поликлиниках. Пятое – развитие профилактики и формирования здорового образа жизни. И это задача не только для Министерства здравоохранения, но и для других отраслей — образования, спорта, общественных объединений, а также для каждого гражданина. Шестое направление – повышение эффективности управления, усиление ответственности и отчетности руководителей всех уровней управления страной за результат. Это актуально для системы здравоохранения. Органы управления здравоохранением на всех уровнях (федеральном, региональном) должны отчитываться в результатах своей работы ежегодно перед населением, Правительством, Госдумой. Должны быть четкие показатели, по которым можно было бы оценить их работу, в том числе и показатели здоровья населения. Необходимо предоставлять гражданам правдивую информацию, увеличить информированность населения. Например, россияне должны четко знать, какие услуги являются платными, а что им полагается бесплатно.

Кроме того, необходим правильный баланс центральной и региональной властей. И в этом направлении уже приняты правильные решения. Так, в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», на наш взгляд, существует правильная норма – о централизации управления здравоохранением. Здравоохранение как отрасль должна управляться и финансироваться централизованно, так как в нашей стране в разных регионах разный уровень финансирования и оказания медпомощи.

Анализируя нормативно-правовую и экономическую литературу можно сформулировать ключевые задачи повышения эффективности системы здравоохранения России, на решение которых должны направляться дополнительные финансовые средства:

1) Увеличить тарифы на программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, соответственно, увеличится оплата труда медицинских работников и будет возможно исполнять современные стандарты медицинской помощи. Увеличение оплаты труда медицинских работников должно сопровождаться выравниванием ее по основным квалификационным категориям и привязкой к качеству и результатам труда.

2) Увеличить бесплатное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, в том числе путем развития обязательного лекарственного страхования населения.

3) Повышать квалификацию медицинских работников путем развития непрерывного медицинского образования.

4) Увеличить объем высокотехнологичной медицинской помощи в уже действующих лечебных учреждений.

5) Поддерживать материально-техническую базу здравоохранения и информатизацию.

6) Развивать медицинское обслуживание школьников.

7)Возродить медицинское обслуживание на производственных предприятиях.[1]

Для реализации вышеперечисленных мер по улучшению системы здравоохранения необходима комплексная программа развития здравоохранения с целями, задачами, мероприятиями, показателями для мониторинга, ответственными исполнителями и сроками реализации.

Литература:

  1. Улумбекова Г. «Здравоохранение России. Что надо делать» М., ГЭОТАР-Медиа, 2010 год, 592 стр.

  2. http://www.consultant.ru

  3. http://www.government.ru

  4. http://www.gks.ru

  5. http://www.polit.ru

Просмотров работы: 3455