МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Морхат Ю.В. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.

Инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Можно выделить и ряд конкретных противоречий, которые присущи и для отечественного образования и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. К ним следует отнести такие противоречия, как:

- между стандартизированным обучением всех учащихся и их индивидуальными способностями и интересами;

- между бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

- между тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

- между господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями [1].

Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса [2].

Так, например, подинновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы):

- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;

- создание профильных классов;

- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;

- игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

- метод проектов,

- школа – парк,

- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

- индивидуальные образовательные траектории;

- тьютерство.

2. Представление и передача содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;

- создание компьютеризированных курсов;

- технологии, созданные на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

- программное обучение;

- проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.

3. Методы оценивания образовательного результата:

- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

- рейтинговая оценка;

- создание портфолио [2].

Большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении. Не имея возможности использовать полученные знания вне класса, учащиеся теряют интерес к изучению. Современные мультимедийные технологии пока для них также остаются недоступными из-за слабой материальной базы большинства школ. Тем не менее, по нашему мнению, применять новые обучающие технологии (в частности, метод проектов) в учебно-воспитательном процессе можно и нужно в любых условиях. Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого преподавателя.

Метод проектов позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

С полной уверенностью можно утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащимся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение пользоваться методом проектов свидетельствует о высокой квалификации преподавателя.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Метод проектов может быть использован на уроках иностранного языка в рамках программного материала практически по любой теме. Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой урока.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

- вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);

- решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться); самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

- создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы); учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);

- личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

- адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы: выдвижение идеи; формирование микрогрупп; распределение заданий в микрогруппе; практическая деятельность учащихся в рамках проекта; промежуточный контроль; обсуждение способов оформления проекта; документирование проекта; презентация результатов проекта; подведение итогов выполнения проекта; этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т. д.).

Проекты бывают: исследовательские (с четкой структурой); творческие (без детальной проработки структуры); ролево-игровые (структура открытий); информационные (с четкой структурой): сбор информации; практико-ориентированные (с четкой структурой): вывод на основе полученной информации.

По продолжительности проведения бывают: минипроекты (краткосрочные, в рамках урока); средней продолжительности (неделя, месяц); долгосрочные (до года).

Как показала практика, метод проектов дает хорошие результаты, дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

Метод проектов – интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности достаточно быстро, но педагогам, т.к. подготовка и планирование учебных проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета, таки в рамках смежных дисциплин и информационных технологий.

Метод проектов - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего лишь один из эффективных методов обучения и он не может решить все педагогические проблемы.

Список источников и литературы

  1. Нартова О. В. Инновационные технологии в образовании: проектная методика / Качество образования: системы, технологии, инновации: материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, АлгГТУ, 2007. С. 316-317.

  2. Полат Е. С. Метод проектов в интернет – образовании. М.: МЦИО, 2004.

Просмотров работы: 7938