ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Нестеренко Т.С. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «инновация» означает « новшество». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт.

На пути реформирования высшего образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция - это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система интернета, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция - это университизация высшего образования в России и процесс интеграции высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование. Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления. Мы оценим качества одной из этих тенденций, а именно развитие многоуровневой системы подготовки специалистов.

Итак, качества подготовки специалистов в результате многоуровневой подготовки.

Понятие «профессионально-важные качества специалиста» под действием изменений общества и самого производства во многом расширилось и включает в себя многие качества, ранее относящиеся к социально значимым, профессионально значимым, личностно значимым. Роль личностного фактора в современных условиях растет, и зачастую именно он становится решающим в профессиональном росте специалиста (большую роль играет общеобразовательная подготовка, профессиональная самостоятельность и потребность в самообразовании и самосовершенствовании).

Социально-значимые качества - это качества, обеспечивающие комфортную профессиональную деятельность, они определяются уровнем развития самого общества, его приоритетами в развитии (культура, наука, политика, экономика и т.д.).

Ряд авторов ставит на видное место такие социально-значимые качества, как профессиональная самостоятельность и профессиональная мобильность. Интенсификация труда, связанная с постоянным обновлением техники и технологии производства, порождает две взаимозависимые тенденции в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: с одной стороны, повышается значение устойчивости и фундаментальности профессиональных знаний, вырабатываемых благодаря ориентировке специалиста во всей отрасли производства, а с другой - нарастает потребность динамичного и пластичного использования приобретенных знаний в различных производственных ситуациях, т.е. «профессиональная самостоятельность» (А. М. Новиков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко).

Под профессиональной самостоятельностью понимают способность самостоятельно разбираться во всех требованиях, предъявляемых к работе, самостоятельное преодоление трудностей с применением планирования и самоконтроля, владение техническим мышлением, проявление активности и творчества. Под профессиональной мобильностью подразумевается способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности. Профессиональная самостоятельность опирается на готовность к любой самостоятельной деятельности, ответственность, развитую потребность принимать самостоятельные решения. Профессиональная мобильность - уровень развития мышления (в том числе технического), готовность к решению большого круга производственных задач, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, способность действовать оперативно и гибко, с учетом ситуаций. Культура профессионального общения представляет на современном этапе развития общества социально-значимый аспект умения для специалиста любой сферы деятельности.

Таким образом, картина общего содержания профессионального образования существенно дополняется: к профессионально-важным качествам, характерным для любой профессии, добавляются социально-значимые качества, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, культура профессионального труда, профессиональное мышление, культура профессионального общения. Эти качества более универсальны, то есть они больше связаны с общим развитием личности, чем с выработкой конкретных профессиональных умений и качеств, но они могут включать в себя и элементы профессионально значимой направленности. Безусловно, степень владения только профессиональными знаниями и умениями уже не может служить достаточным критерием определения уровня квалификации специалиста. В критерии должен входить и уровень развития профессионально значимых качеств. Уровень развития этих качеств может служить одним из критериев перехода студента со ступени на ступень при многоступенчатом обучении, так как эти качества носят более социализированный характер; соответственно, каждому более высокому уровню деятельности специалиста должен соответствовать более высокий уровень именно социально-значимых качеств (не отрицая более высокого уровня чисто профессиональных качеств).

При разработке содержания многоуровневой подготовки это должно учитываться. Очевидно, что при переходе со ступени на ступень должен увеличиться объем содержания для развития социально значимых умений. Развитие профессионально и социально значимых качеств в большей степени зависит от общих способностей человека: произвольного внимания, умения мыслить, говорить, воспринимать, умения играть, трудиться, учиться, общаться, умения все это самостоятельно организовать. Хотя и в приобретении профессиональных умений несформированность и неразвитость этих общих способностей наряду с отсутствием или слабой профессиональной мотивацией играет весомую (иногда главную) роль. В процессе исследования при анкетировании педагогического коллектива Новокузнецкого торгово-экономического техникума выявлен целый ряд основных проблем в обучении студентов и их причины. На первых местах оказались:

- неумение применять теоретические знания в практической деятельности; основные причины: замедленная сообразительность, слабая смекалка, поверхностный склад ума, безответственность, слабый интерес к профессии, невнимательность;

- торопливость; основные причины: высокая подвижность нервной системы, недисциплинированность, невнимательность;

- недостаточный контроль в процессе работы; причины: безответственность, повышенная самооценка, эмоциональная возбудимость.

Многие из названных проблем вызваны недостаточным вниманием педагогов, воспитателей, родителей к развитию таких важных способностей, как организация внимания, мышление, речь, способность к волевому усилию и т.д. На базе этих и других индивидуальных способностей личности развиваются черты характера, определяющие успешность любого обучения. Поскольку способности - это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней, то в образовательных учреждениях имеет смысл развитие тех качеств и свойств личности, которые будут способствовать успешности обучения в данном учебном заведении и в последующих. Для профессионального обучения мы выявили такие значимые черты личности, как:

- трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль - необходимые условия успешности в любом обучении;

- профессиональные интересы и склонности, их устойчивость;

- уровень развития специальных элементарных способностей и возможностей их развития.

Как видно из исследований, между причинами проблем в профессиональном обучении и качествами личности, определяющими успешность профессионального обучения, существует явная взаимосвязь. Многие из названных качеств близко соотносятся с профессиональными качествами, и их развитию необходимо уделить внимание в процессе профессиональной подготовки. Обращать внимание не в общем, а ставя совершенно конкретные цели и корректируя программу обучения для достижения этих целей.

Таким образом, анализ литературы, справочно-нормативной документации и экономических условий развития страны в целом, позволил выделить две большие группы качеств, важных для развития профессионализма специалиста:

· группа профессионально-важных технологических умений и качеств, связанных непосредственно с трудовым процессом и определяющихся его содержанием;

· группа социальных умений и качеств (социально и личностно значимых), определяемых как требованиями профессии, так и социально-общественным развитием. Эти качества имеют общий характер для всех профессий, хотя и имеют свою внутри профессиональную специфику.

Определение перечня профессионально-важных качеств специалиста чрезвычайно важно для профессионального образования любого уровня, но при уровневой подготовке специалистов одной сферы деятельности и разных уровней квалификации это приобретает еще большую значимость. Разнообразие функциональных обязанностей, уровень взаимодействия и др. на различных ступенях обучения личности, выделения общих и специфичных профессионально-значимых качеств. Оценка готовности обучаемого продолжать обучение на следующем уровне, должна включать в себя не только профессионально-важные умения, но и перечисленные выше.

Таким образом, профессиональные знания, умения и навыки, а также непрофессиональные знания, умения, качества личности могут быть положены в основание модели специалиста.

Выстраивая модель специалиста - выпускника техникума, мы использовали традиционную технологию, когда в терминах деятельности отражаются описание общегосударственной цели подготовки специалиста. Если к описанию опыта специалиста (квалификационной характеристике) добавляются явно выраженные требования к интеллектуальным свойствам личности специалиста - памяти, вниманию, волевым свойствам, и др., то получается так называемая психодиаграмма личности качеств специалиста. Если в психодиаграмме добавить столь же четко описанные требования к социальным свойствам личности, то получится модель личности специалиста: наиболее полное и конкретное переформирование социального заказа и педагогическое описание общегосударственной цели подготовки специалиста. Модель личности специалиста - это и цель для построения, и критерии для оценки её качества. Успешность деятельности учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов, во многом зависит от разработанности системы профессионально-квалификационного продвижения обучающихся в процессе обучения. Такая система дает возможность адекватно оценить степень готовности каждого обучающегося к переходу на следующую ступень обучения.

Список источников и литературы

1. Беляева А.П. Система многоуровневых профессиональных учебных заведений. СПб.: Профтехобразование РАО, 2005. С. 6-25.

2. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: Эволюция понятия. // Сов. Педагогика. 2001. С.123-128.

3. Вазина К. Я. Модульное обучение. М., 2001. С. 25-27.

4. Вербицкий А. А. Активное обучение и высшая школа: контентный подход. М.: Высшая школа, 2001. 205 с.

Просмотров работы: 2089