ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

Самсонова И.В. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хотя невозможно точно определить происхождение термина "инновация" (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации - это изменения внутри системы.

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие - широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств. В этих исследованиях преобладают агрономия, промышленность и медицина. Новшества в области педагогики, т. е. воспитания и образования, представлены относительно мало, и отражают лишь их роль в стабилизации существующих общественных систем.

Роджерс так определяет новшества: "Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования".

Майлс пишет: "Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей".

Американцы Бил и Болен определяют новшество как "изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение". Этим определением в сущности дается характеристика изменения или комплекса изменений.

Найхоф определяет новшество как процесс: "Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей".

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

"Инновация (от латинского inovatis) - это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны". Такое определение не может удовлетворить научные критерии.

Слово "инновация" происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение".

В издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как "новинка, обновление, новшество - практическое использование технических и технологических изобретений и достижений". В специальной и педагогической литературе этот термин по-разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.

Например, Н. Потконяк пишет: "Хотя выражения "новшество", "модернизация", "оптимизация", "усовершенствование", "развитие" образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание "извлечь образование из кризиса", в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным".

В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие - количественные, третьи - качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Что касается специфики, специфических черт понятия "новшество", авторы в основном подчеркивают, что с помощью новшеств (изменений, новинок и т. п.) обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная образовательно-воспитательная работа.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Словарь С. И. Ожегова предлагает следующее определение понятию "новый": "впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый". Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном плане.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Марклунд в одной из своих работ в OECD дает следующее различие между новшествами и изменениями: "Понятие новшества как оно употребляется в школах и преподавании часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев".

Вот что говорится в документе OECD/CERI: "Мы считаем, что новшество должно означать попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно с целью улучшения нынешней системы. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе".

Югославский институт по изучению школьных вопросов и проблем просвещения за год до окончания работы очень большое внимание уделял проблемам новшеств в образовательно-воспитательной деятельности. Вот как этот институт определяет новшества: "Новшества представляют собой определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. Предполагается, что эти изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но не всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменениях мы говорим как о новшествах, если они даже когда-то и где-то уже проявлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс.

Новшество в качестве педагогического понятия означает "введение нового в образовательно-воспитательную работу. Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к реализации учебной литературы, новых учебных программ, мер воспитания и др. Как понятие новшество целиком входит в понятие модернизации или осовременивания образовательно-воспитательной работы".

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н. Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает "такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания".

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - "это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства".

В. С. Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение - это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. "Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным".

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества.

Мы в понятие "педагогическая инновация" будем вкладывать изменения, направленные на улучшение и развитие систем воспитания и образования.

Список источников и литературы

1. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.

2. Зборовский Г. Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. 2000. № 3. С. 18-28.

3. Кванина В. В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. 2007. № 1. С. 75-83.

4. Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое сообщество России, 2000.

5. Лазарев B. C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. N 4.

6. Новикова Т. Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 25-32.

7. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.

8. Самохин В. Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 4-9.

9. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

10. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы: Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, А. Пинского. М.: Парсифоль, 1997.

11. Ходанович А. И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.

12. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

Просмотров работы: 7181