РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Гиниатуллин Д.М. 1
1Магнитогорский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Урал – жемчужинаРоссии. Урал находится на стыке Европы и Азии и является границами между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Предуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге. Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Предуралье и Зауралье – территории, прилегающие к нему с запада и востока. На Урале а также, в Предуралье и Зауралье расположены: Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Башкортостан, восточные части Республики Коми и Архангельской области, Тюменская область. Урал протянулся на 2500 км. Природа отличается удивительным разнообразием, поэтому путешествия по Уралу всегда несут новые впечатления. В этом краю есть и безлюдные дикие места, крупные города с историческими достопримечательностями и густо заселенные районы с множеством деревень. В уральском регионе имеется большинство типов минеральных вод, получивших признание в мире. В озерах и торфяниках рождаются целебные грязи. На Урале более 400 здравниц. Это редчайшее место и по мастерам и по красоте. Невозможно познать красоту Урала, если лично не побывать на удивительных прудах и озерах, сосновых борах, горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, о которых в своих сказках писал П.П. Бажов. Особое внимание уделяется паломничеству на Урале. Именно на Урале сохранилось большое количество мест религиозных святынь, куда стекается огромный поток паломников. Про эти уральские места бытуют легенды: о здоровье, счастье и т.д. Эти святые места хранят культурно- исторические достояния храмы, церкви, которые пережили эпоху коммунизма были разрушены, а сегодня они могут гордиться своим величием. Большое скопление святынь находится в Свердловской и Челябинской областях и Башкортостане. Мы хотим остановиться на некоторых из них, на наш взгляд, наиболее значимых и посещаемых паломниками.

Паломничество является древнейшим видом культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях. Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности, его идея подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Ведь именно это символизирует готовность человека пожертвовать переходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. Люди отправляются в паломничества тогда, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.

Паломники редко пользуются услугами индустрии туризма в виде сектора размещения, питания и развлечения, т.к в массе своей они живут и питаются при храмах и монастырях, чтобы иметь возможность выполнять определенную работу в виде послушания или отдохнуть от мирской суеты. Так, из всего вышеизложенного нами был сделан вывод, что религиозный туризм - это путешествия для посещения святых мест и центров религий. В рамках религиозного туризма, как уже было сказано, второй основной разновидностью является туризм экскурсионно-познавательной направленности. В этих турах экскурсанты могут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать на религиозных праздниках, посвященных определенным датам. Туристы могут посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных действах, узнать много познавательной информации, т.к история религии тесто связана с историей страны, насладиться особенностями архитектуры зодчих представителей данной конфессии.

Ганина Яма и Храм-на-Крови. Это отголоски истории 1918 года. Храм построен в 2000 году, практически на том месте, где находился дом Ипатьева, перед Храмом расположен памятник Романовым, который венчает 23 ступени ведущие в расстрельную комнату, именно столько ступеней было в доме Ипатьева. В 2003 году на 85-ю годовщину гибели царской семьи Храм был освещен. Ганина Яма на сегодняшний день представляет собой целый монастырский комплекс. Первый крест появился в 1991 году, через год туда прибыл первый крестный Ход, в 1995 году была совершена Божественная Литургия. В 2000 году царская семья была канонизирована в лик святых Страстотерпцев. Сегодня эти места гибели царской семьи Романовых привлекают достаточно паломников.

Тропа Симеона Верхотурского (Верхотурье). Старинный Уральский паломнический маршрут, который на сегодняшний день обрел новую жизнь. Симеон Верхотурский покровитель Урала. Тысячи паломников спешат в канун памяти (24 сентября) в Верхотурье и Меркушино, где жил и покоился великий молитвенник. В те далекие годы, Симеон Праведный пришел на Урал, в Меркушино не было храма и на богослужение святому приходилось идти несколько десятков км.вТагильскую слободу. К Симеону со времени обретения мощей на протяжении трехсот столетий приходили верующие из разных мест. Так за триста лет и сформировался путь «Симеоновская тропа» В сентябре 1914 года императорская семья пожертвовала Свято-Никольский монастырь Верхотурья для мощей святого Симеона.

Монастырь в честь ново мучеников и исповедников Российских, построенный у шахты, в которую были сброшены преподобной мученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. В 1918 году в этот небольшой уральский городок привезли необычных пленников. Это были члены царствующего дома: Великая княгиня Елисавета Федоровна со своей сестрой во Христе инокиней Варварой, великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Рему, великие князья Константиновские: Иоанн, Константин, Игорь, князь Василий Палей. В ночь с 17 на 18 июля узников, инсценировав их побег вывезли за город и сбросили в заброшенную Староселимскую шахту в 12 км от Алапаевска. Сегодня на этом месте около самой шахты воздвигнут поклонный крест и посторена часовня. Рядом, в 1966 году был основан мужской монастырь в честь новомученников и праведников российских. Невьянск Преображенский собор, знаменитая «падающая» Невьянская башня. Если Невьянская наклонная башня считается главным символом династии Демидовых, то Спасо-Преображенский храм это наиболее величественное сооружение, построенное новыми хозяевами Невьянского завода, Яковлевыми. По легенде, то ли новые хозяева завода, то ли местный священник, занимавшийся постройкой, поставили условие, чтобы колокольня церкви была выше башни Демидовых, именно с учетом этого и возводили колокольню. Однако, по завершению строительства, она все равно оказалась ниже. Тогда наверх колокольни, решено было поместить шпиль с крестом. Только так она стала выше наклонной башни. Сегодня восстановленная колокольня является самой высокой из колоколен среднего Урала, ее высота составляет 64 метра. К началу 60-х годов 19 столетия Спасо-Преображенский храм приобрел тот облик, который позволил современникам считать его одним из лучших в России, а на Урале не имеющим себе равных. В мае 1912 года указом Синода Спасо-Преображенскому собору присвоен статус храма. В 1932 году храм закрыли, здание собора было передано Невьянскому механическому заводу. Новые хозяева снесли колокольню, разобрали купол. По указу губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя начинается возрождение Невьянской святыни. 16 августа 2003 года состоялось освещение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Как в старые времена, храм поражает, совей красотой и размерами. Его интерьеры украшают пять фаянсовых иконостасов, изготовленных на Сысертском фарфоровом заводе. Собор стал третьим храмом на Урале, для которого сысертские мастера выполнили свою работу. В последние годы храм обрез две старинные святыни: икону Святителя Николая и икону святого Евангелиста Иоанна Богослова.

Святые источники села Тарасково. В надежде на исцеление сюда приезжают многие тысячи паломников не только со всего Урала, но и из других регионов России, а порой даже из-за рубежа. Само селоТарасково старинное, основано еще в XVII веке. Именно здесь, в пределах села, находятся истоки уральской реки Нейвы. Село небольшое, но очень ухоженное. В 1971 году около села Тарасково, в истоках реки Нейвы, проводились раскопки под руководством археолога А.И. Рассадович. В результате исследований были обнаружены остатки трех металлургических комплексов XVII века. Рассадович решила, что это остатки, первого в этих местах небольшого «мужицкого» завода Дмитрия Тумашева. Правда, вопрос насчет принадлежности находки Тумашеву остается открытым, тем более из архивных источников известно, что в конце XVII века по реке Нейве существовало сразу несколько небольших железоделательных производств. В настоящее время в селе действует Свято-Троицкий мужской монастырь. Он еще очень молодой, открыт в 2003 году. В монастыре летом достаточно красиво, растут цветы. Каменная одно престольная Свято-Троицкая церковь на территории монастыря была освящена в 1906 году. Она сменила на этом месте деревянную Свято-Духовскую церковь. В советское время храм закрыли. В разные годы здесь размещались зернохранилище, сельский клуб, лыжная база. В 1994 году здание возвратили верующим. Главная святыня монастыря - икона пресвятой Богородицы «Всецарица». Это список с иконы Ватопедской обители на горе Святой Афон, подаренный местной церкви в 1997 году. Начиная с 2000 года эта икона периодически мироточив. Считается, что «Всецарица» помогает при онкологических заболеваниях. В храме хранится книга свидетельств исцелений после посещения этих мест. Она пестрит рассказами о чудесных избавлений от самых разных болезней. Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько. У каждого свои легенды и свои истории чудесных исцелений. Главный почитаемый источник, как несложно догадаться, находится на территории монастыря. Он освящен в честь «Всецарицы». Над источником построили небольшую деревянную церковь. Туда с утра и до вечера всегда тянется большая очередь - за чудодейственной водой. Воду разливает один из послушников монастыря.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке источник в честь Николая Чудотворца. Табличка у входа предостерегает: «Здесь обливаться нельзя» (текст там с орфографической ошибкой). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет... Считается, что вода часовни Николая Чудотворца очень хорошо помогает гипертоникам. Но наиболее интересен источник, освященный и названный в честь Марии Египетской. Он находится в лесу рядом с Тарасково (примерно в километре от монастыря). Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду. Как правило, в летние выходные дни здесь всегда очередь из паломников, жаждущих окунуться в святую воду. Вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней. Мне в Тарасково больше всего понравился и запомнился именно этот источник. Также в лесу находится Троицкий источник. Он самый старый, известен еще с XVIII века.При Свято-Троицком монастыре действует монастырская гостиница, в которой можно переночевать. Там же можно и трапезничать.

Уникальный храм во имя Святого Архистратига Михаила стоит в селе Коелга. Он - единственный в Челябинской области, где даже иконы написаны на камне. Недавно сельская Михаило-Архангельская церковь отметила свой престольный праздник. На торжество приехали гости из соседних городов и сел. Храм в бывшей казачьей станице вырос совсем недавно, а вместе с ним незаметно вырос и статус поселка: не случайно на Руси деревня превращалась в село, если в ней строили церковь. Строительство храма во имя Архангела Михаила в Коелге началось в ноябре 1996 года. А уже в следующем году состоялось освящение престола и первое богослужение. Всего за несколько лет на пустом месте был построен трех-престольный храм, названный в честьсвятого покровителя российского воинства и казачества. И сейчас один из приделов храма освящен в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», особенно почитаемой земледельцами. Михаило-Архангельский храм вмещает в себя не менее 300 прихожан. Достигающий 41-метровой высоты, он как своеобразная визитная карточка здешних мест, богатых и замечательными людьми, и щедро наделенных природой. Изнутри церковь полностью облицована знаменитым Коелгинским мрамором. Именно минерал из Коелгинского месторождения использовался для облицовки Храма Христа Спасителя в Москве. Оценили работу местных мастеров и те, кто молился перед мраморным, Коелгинским же, иконостасом в Екатеринбургском Храме-на-Крови. А в родном селе здешние умельцы для храма выполнили и ведущие вверх на хоры ступени, и архиерейскую кафедру, и выточили перила и балюстраду, и иконостас. Даже иконы здесь пишутся на мраморе. На престольный праздник храма Архистратига Михаила собирается много народа: местные жители, туристы и паломники. Богослужение совершается настоятелем храма священником Леонидом Глебец. Немало сельчан в этот день готовятся исповедью и постом к причастию Святых Христовых Тайн. Редкая акустика, придающая необыкновенную красоту церковному пению, создает необычную и очень праздничную атмосферу богослужения. А по его окончании все молящиеся проходят крестным ходом вокруг церкви.

СелоЧудиново Октябрьского района за последние 20 лет превратилось в место паломничества. Это небольшое село стало одним из самых почитаемых мест на Урале наряду с Верхотурьем и Ганиной Ямой. Здесь нет ни больших красивых монастырей, ни высоких куполов церквей, однако сюда стремятся сотни южноуральцев и жителей других регионов. Многие едут в Чудиново за исцелением, кто-то просто хочет поклониться могиле местной праведницы. В селе Чудиново находится могила Евдокии Маханьковой. Существует поверье, что праведница Евдокия и после своей смерти благодаря молитвам обращающихся к ней исцеляет. Многие люди из тех, кто приезжает на могилку, причисляют её к лику святых, но в настоящее время эта блаженная не канонизирована. Для процесса канонизации необходимо собрать материалы, касающиеся её жизни и чудес, если таковые, конечно, имели место в действительности. Найти информацию о праведнице Евдокии несложно. Существуют несколько рассказов о жизни блаженной, но отличить в них правду от вымысла порой просто невозможно. Один из таких рассказов содержит следующие сведения. Евдокия Маханькова родилась в 1870 году в деревне Могильной Оренбургской губернии, ныне Челябинской области. У неё рано умерла мать. Отец женился на другой женщине. Отношения мачехи и Дуни не сложились. В семь лет отец отправил Евдокию в соседнюю деревню Ячменку работать нянькой. Однажды, когда она шла домой, на неё напал разбойник-отшельник и затащил в глухую лесную избушку для того, чтобы девушка помогала ему по хозяйству. Днём разбойник привязывал пленницу к берёзе. Как-то раз из леса вышел волк и откусил у Евдокии фалангу пальца. В одну из ночей, проведённых в доме разбойника, ей почудился голос, призывавший Дуню дать обет, что она будет всю жизнь служить Богу. Через несколько дней ей удалось бежать. Спустя пару лет Дуня странным образом обрела икону Божьей Матери, которая теперь хранится в Троицке в храме Дмитрия Солунского. Когда Евдокия шла по полю, ей навстречу вышла корова, на рогах у которой была икона Богоматери. После этого Дуня не сомневалась, что посвятит себя Богу. Когда Дуне было около 20 лет, рядом с Ячменкой поселился странник, лечивший людей. Дуня вызвалась навещать его, а люди стали поговаривать, что она живёт с ним во грехе. Написали донос, из города приехал исправник, чтобы разобраться в происшествии. Начали её пытать, в крепкий мороз вылили на неё 40 вёдер воды. Одна из женщин, стоящих рядом, сказала: «Если Дуня не виновата, пусть моя дочь замёрзнет». Так и вышло: Евдокия выздоровела, а дочь той женщины вскоре умерла. Всю жизнь провела Евдокия в уединении и молитве. Она работала у людей, молилась в Чудиновском храме Вознесения Господня. По преданию, блаженная много путешествовала, посетила Иерусалим, Италию. В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, в которой признали её душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме ещё раз, в 1939 году. Вернувшись, жила в Чудинове, в старости на несколько лет переехала в Троицк, а перед смертью вернулась в село. Умерла Евдокия Чудиновская 5 марта 1948 года.

На святые места Башкирии приезжают помолиться, попросить прощения и исцеления. Святые места притягивают тысячи верующих, не смотря на вероисповедания, люди с разных уголков России едут к святым местам на Башкирской земле. Мощи Моисея Уфимского. Преподобный Моисей Уфимский – один их одиннадцати святых подвижников, жизнь и служение которого были тесно связаны с уфимской епархией. До сих пор люди едут поклониться его святыням вСергиевский Собор города Уфы. Его могила находится на Денском кладбище. В наше время живы свидетели его чудес: многочисленные исцеления и предсказания. Многие верующие носят с собой фотографию отца Моисея, совершают паломничества на его могилу и поклоняются его мощам, желая исцелиться исполнить свои желания.

Березовская икона Святого Николая Чудотворца. Она явилась близ Ново-Никольской слободы на реке Каме около 1550 года. После строительства Храма в честь святого Николая Чудотворца слобода стала называться, село Николо-Березовка, архиепископа Мир Ликийских. Село Николо-Березовка самое древнее село на территории Башкирии, основанное еще Строгановым и русскими купцами, которые вели торговлю с народами Урала и Предуралья. Село названо в честь иконы Святителя Николая, явленной на березе. Эта икона прошла большой путь. Иван Грозный велел привезти ее в Москву, царь не хотел возвращать ее обратно, но когда Иван Грозный сильно заболел, во сне ему явился Святой Николай и потребовал вернуть икону обратно. Икона вернулась на Родину, Иван Грозный исцелился. Храм в честь Святителя Николая Чудотворца в Николо-Березовке основан в 1552 году. После революции в 30-е годы храм был разрушен, а в 1958 году засыпали и колодец с чудотворной водицей. Икона также бесследно исчезла. Лишь в 2001 году начали восстанавливать Храм. Сейчас Храм стоит над рекой Камой в своей прежней красоте. В одном из храмов Уфы храниться списанная (точная) копия утраченной иконы Николая Чудотворца. К возрожденным Святыням Николо-Березовки сегодня приобщается и молодое поколение. Это новый паломнический маршрут, который привлекает не только взрослых, но и молодежь, здесь находится трудовой скаутский лагерь для молодежи, которые помогают в восстановлении храма Святого Николая Чудотворца.

Источник старицы блаженной Варвары. Варвара Васильевна Архангельская родилась в 1890 году в семье сельского священника. До конца 20-х годов она была учительницей в селе скворчиха, пока не решила принять путь юродивой, оделась в тряпьё, завела козочек и пасла их в молитвенно уединении, через несколько лет она полностью отдала себя Богу. Впервые увидев человека, она могла с мельчайшей подробностью рассказать о его жизни. Умерла в 1966 году. Недалеко от дома, где жила старица остался источник, из которого она брала воду. Эта вода считается целебной. Сейчас трудами благотворителей на этом месте стоит часовня. Это место особенно привлекает современных паломников. Место явления иконы. Местом массового паломничества является поселок Красноусольский. На святой горе, на территории курорта Красноусольский стоит храм в честь явления иконы Табынской Божьей Матери, а под горой пещера со святым источником. Эта икона знаменита загадочной историей своего появления и обилием сотворенных чудес. Спустя полтора века она вновь явилась людям в том же месте и была перенесена в церковь Табынского села, откуда и получила свое название. Ежегодно это место посещают, чтобы совершить моление и искупаться в целебных водах источника.

Религиозный туризм на сегодняшний день становиться достаточно популярным в туристической деятельности. По сравнению с 2010 годом это направление стало еще более востребованным. По нашему мнению разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должно послужить привлечению большего числа паломников. В то же время, встает вопрос насколько сегодня русская православная церковь обладает возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием и вообще насколько готовы русские храмы и монастыри к приему паломников. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии.

Список использованной литературы

1.Иванов, С. И. Все, что вы хотели знать о паломничествах / С. И. Иванов. – М. :Эксмо, 2008. – 320 с

2.Казаков, С. В. Православие. Словарь-справочник / С. В. Казаков. – М. : Феникс, 2011. – 336 с.

3.Киселева, О. Ф. Справочник православного паломника / О. Ф. Киселева, А. А. Черных. – М. :Астрель, 2008. – 352 с.

Просмотров работы: 2885