Интерактивная информационная среда способствует образованию новой культурной реальности, оказывающей влияние на состояние большинства сфер жизни общества. Происходит расширение границ культурного пространства, включение новых принципов, способов и технологий в процесс создания и распространения культурных ценностей. Вместе с тем, наблюдается процесс формирования гармоничной целостности единства культуры, когда один вид культуры — электронная технология — дополняет традиционную культуру, создавая равновесие внутри самой культуры, когда мультимедийные ресурсы включают текст, изображение, звук, анимацию, гипертекст и другие средства передачи смысла информации. Кроме того, электронные технологии влияют на трансформацию культурного языкового пространства. Новая среда предлагает более эффективные и оперативные коммуникативные возможности взаимодействия и общения, и овладение ими особенно активно осуществляется в молодежной среде. Кардинальные изменения в «языковой» ситуации происходят по следующим причинам: во-первых, «размывание» границ информационного пространства приводит к увеличению коммуникативных контактов, активному обмену информацией и неизбежной экспансии иноязычных понятий и выражений в письменную и устную речь; во-вторых, наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия.
Решение данной проблемы видится в расширении круга чтения художественной литературы, формировании перечня художественных произведений и его включении в образовательный процесс в порядке обязательного изучения. Язык культуры создается на тех текстах, которые уже сформировали языковое сознание функционирующих поколений. Электронные технологии становятся пространством для формирования принципиальной иной — виртуальной культуры. Уже сегодня в сети создается литературная среда, концентрирующая свои ресурсы в электронных библиотеках, полнотекстовых базах данных, интернет-конференциях, форумах, специальных литературных сайтах. Правда, по мнению Т.Г. Галактионовой: «В современном обществе доминирует «деловое», «профессиональное», «прагматичное» отношение к чтению, оно способствует развитию информационных навыков и умений, однако при таком подходе эмоциональный аспект чтения остается в значительной степени нереализованным»[2, 164].
Но настоящую революцию, по мнению разработчиков электронных технологий чтения, произведет распространение электронных устройств чтения нового поколения. Новые средства практически не потребляют электроэнергию — только в момент переворачивания страницы, а экран с электронными чернилами не светится. Электронные ридеры кардинально меняют представления о работе с текстом. Новые устройства делают чтение более комфортным, позволяют хранить сотни книг, ставить электронные закладки, делать любые заметки «на полях», оставляя при этом текст неизменным; создавать иерархические структуры хранящихся в них книг; мгновенно находить нужную главу, страницу, выражение, цитату или строку; хранить на одном диске (флэшке) всю электронную библиотеку; находить в Интернете и копировать необходимые документы, книги и хранить их в электронном устройстве.
Итак, культура чтения обретает сегодня новые качественные характеристики — мобильность, динамичность. Читатель нового поколения получает большие возможности в выборе источников информации; совершенствует поисковые навыки ориентирования в многообразии электронных информационных ресурсов; осваивает и развивает в себе способы восприятия и понимания электронных текстов; увеличивает объем чтения текстов на иностранном языке; впервые становится активным участником сетевой жизни наравне с другими действующими лицами.
Библиографический список
1. Беспалов В.М. Психология чтения. М., 2007.
2.Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования. С-Пб., 2007.