ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала.

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закон “О защите прав потребителей”. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.

Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.

Органы, занимающиеся защитой прав потребителя.

ФЗ «О защите прав потребителей» Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

  • рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

  • анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

  • при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

  • в случаях выявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;

  • обращаться в суды в защиту прав потребителей.

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Основные направления информирования населения

Информирование населения осуществляется различными методами.

Для такого чтобы каждый человек мог получить интересующую информацию в области защиты прав потребителей, нужно учитывать его интересы, каким именно способом предоставить информацию различным слоям населения.

Основными направлениями деятельности по организации информирования и пропаганды правовых знаний в области защиты прав потребителей являлись:

  • публикации и выступления в СМИ (в газетах, журналах, телевидении, радио);

  • организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирного дня защиты прав потребителей;

  • организация «горячих линий»;

  • организация «круглых столов»;

  • участие в пресс-конференциях;

  • проведение семинаров;

  • издание специальной литературы;

  • проведение факультативных уроков, лекций, тренингов в образовательных учреждениях;

  • непосредственное консультирование потребителей по вопросам защиты их прав.

Основные направления деятельности по организации информирования и пропаганды правовых знаний в области защиты прав потребителей. Публикации и выступления в СМИ

СМИ – средства массовой информации – это есть комплекс разнообразных средств получения, обработки и передачи значимой информации. И, неважно, будут ли это газеты и журналы или радио и телевидение, в любом случае, в исходящий эфир выходит информация полученная и обработанная. Следует отметить, что продуктом деятельности СМИ является массовое информирование, не зря у СМИ есть и второе название – «четвертая власть», т.к. поле информационного воздействия СМИ затрагивает интересы практически всех слоев населения нашей страны, и в глобальных размерах – нашей планеты.

На сегодняшний день, в эпоху высоких технологий, СМИ могут контактировать с людьми практически в любом месте, можно сказать могут «достучаться» практически до любого жителя нашей планеты, поэтому проблемы в сфере защиты прав потребителей могут быть услышаны любой кастой социального слоя. Рычаги воздействия на человека имеет практически любой диктор телевидения, радио, интернета. Поэтому предание большей значимости и масштабности проблемам «обманутым» гражданам является приоритетной задачей СМИ.

Организация и участие в мероприятиях по проведению Всемирного дня защиты прав потребителей 2011 год;

В организации и проведении мероприятий, посвященных Всемирному дню защиты прав потребителей, большая часть посвящается вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. В городе Новосибирске при проведении Дня активное участие принимают ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области", представители Комитета по защите прав потребителей мэрии города Новосибирска, общественные объединения потребителей "Союз заемщиков и вкладчиков России", "Общероссийская организация общества защиты прав потребителей образовательных услуг", кредитные организации, средства массовой информации и торговые центры города Новосибирска.

Всего в 2011 году проведено 373 гласных и публичных мероприятия:

  • 2 - пресс-конференции;

  • 20 - "круглых столов";

  • 37 - "горячих и прямых линий";

  • 19 - расширенных приемов потребителей;

  • 6 - заседаний координационных (консультативных) Советов по защите прав потребителей;

  • 75 - семинаров с хозяйствующими субъектами;

  • 56 - факультативных занятий в образовательных учреждениях;

  • 5 - рабочих площадок в крупных торговых сетях;

  • 2 - дискуссии на тему: "Право и закон";

  • 90 - опросов населения;

  • 61 - публикаций и выступлений в СМИ.

В пяти крупных торговых центрах "ИКЕА", "АШАН", "Мегас", "Фестивальный", "Колорлон" проведены рабочие площадки, на которых специалисты Управления Роспотребнадзора, общественных объединений потребителей консультировали потребителей по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. В это же время проводился опрос населения о качестве предоставляемых услуг торговыми организациями города Новосибирска.

В Управлении Роспотребнадзора и 19 муниципальных образованиях города и области проведены расширенные приемы потребителей с представителями кредитных организаций (ОАО "МДМ Банк", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Россельхозбанк", ОАО "Левобережный") по вопросам защиты прав потребителей и урегулирования спорных отношений, возникающих между потребителями и кредитными организациями.

В период проведения Всемирного дня защиты прав потребителей проконсультировано 346 человек, которые обращались в общественную приемную Управления, к специалистам территориальных отделов, в Комитет по защите прав потребителей с вопросами, касающимися защиты их интересов.

В помощь потребителю специалистами Управления, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" разработаны информационные материалы, памятки, буклеты, образцы претензий, исковых заявлений, которые размещены на главной странице сайта и уголке Потребителя расположенного в здании Управления, среди населения Ордынского района распространено 1000 листовок с информацией о защите прав потребителей в сфере финансовых услуг под девизом «Наши деньги, наши права».

Стоит отметить масштабность такого рода мероприятий, поскольку проведение таких Дней привлекает очень большое количество обычных обывателей. Затем такие акции получают резонанс в обществе и происходит информирование нации.

Организация «горячих линий»;

В ежедневном режиме проводятся консультации потребителей по «горячей линии» Управления и лично в рамках работы общественной приемной Управления. Предпринимаются оперативные меры по решению возникших конфликтных ситуаций между потребителями и хозяйствующими субъектами, даются рекомендации по обращениям, содержащим вопросы, решение которых не входит в компетенцию Роспотребнадзора.

По данному вопросу стоит отметить, что проведение всякого рода «горячих линий» способствуют просвещению населения в сфере защиты прав потребителей. Преимуществом данного рода мероприятий является индивидуальность общения с потребителем, у обычного гражданина есть, возможность поделится своей проблемой и получить какую-то информацию по конкретному случаю.

Организация «круглых столов»

Круглый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем и реже как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

Круглый стол характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Направленность на узкую группу людей может быть недостатком данного рода мероприятий. Но стоит отметить, что все равно из ряда информационных источников данный род мероприятий исключать нельзя. Ведь данная форма восприятия и обсуждения информации просто необходима.

Участие в пресс-конференциях

Участие в пресс-конференциях это возможность рассмотреть более «глобальные» вопросы в области защиты прав потребителей.

Проведение пресс-конференции является необходимым фактором развития определенных рекламных рычагов воздействия на людей. Пресс-конференции – прежде всего обмен опытом между коллегами такого цеха. Развитие отношений между организациями, борющимися за защиту прав потребителей – это одно из сильнейших оружий современности стоящей на страже экономического, социального и материального благополучия нашей страны.

Проведение семинаров

Проведение семинаров это один из наиболее эффективных методов информирования и пропаганды правовых знаний в области защиты прав потребителей. Главное преимущество семинаров – интерактивность, благодаря, чему становиться возможным, добиться эффективности мероприятия.

При проведении семинаров есть один очень большой плюс, после того как человек прослушал лекцию о своих правах, у него есть шанс, задав свои вопросы лектору, вынести на обсуждения непонятный ему вопрос и получить исчерпывающий ответ.

Издание специальной литературы

Издание специальной литературы способствует укреплению правовых знаний в области защиты прав потребителей. Хотя и наша нация в последнее время и стала более ленивой и сегодня простой обыватель не очень любит читать, но не все слои населения сегодня не пользуется литературой. Этот метод просвещения, как инструмент борьбы с беззащитностью населения, все же не обходим.

Проведение факультативных уроков, лекций, тренингов в образовательных учреждениях.

Поскольку «жертвами» ущемления прав потребителей на сегодняшний день зачастую становятся учащиеся различных учебных заведений, то не стоит пренебрегать различными уроками, лекциями, тренингами, проводящимися специально именно для этого слоя населения. Сегодня у нас в стране платежеспособность студентов, в большинстве случаев, выше, чем у других обывателей других социальных слоев, и именно неграмотность и осведомленность молодых людей может породить хамство, желание наживы, непрофессионализм, безнаказанность сотрудников различных сфер обслуживания. Поэтому необходимо просвещать народ именно в учебных заведениях, чтобы любой молодой человек был готов к реалиям жизни, а также был защищен своим багажом знаний, которые впоследствии помогут ему поступить ему правильно. Проведение таких тренингов просто необходимо, хочется, чтобы каждый человек это осознал. Как сказал один из великих классиков будущее за молодыми, именно поэтому необходимо получать правовые знания в области защиты своих прав еще в юном возрасте.

Вывод

Информирование и просвещение населения целесообразно осуществлять в трех плоскостях:

Широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы. При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности. Должны найти широкое применение образовательные программы, нетрадиционные методы обучения, новые информационные средства для максимально возможного вовлечения в образовательный процесс различных групп потребителей.

10

Просмотров работы: 2703