МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Мещерюк Ю.В. 1, Шквирина О.И. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время школьники испытывают большое влияние техногенной нагрузки, ухудшающейся экологической обстановки, микросоциальные и психологические стрессы, что, безусловно, сказывается на функциональных резервах их организма и успешности обучения. В соответствии со стратегией ВОЗ мониторинг функциональных резервов организма, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного процесса и своевременная коррекция функционального состояния рассматриваются в качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья. Современный взгляд на здоровье как на способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды рассматривает изменения ритма сердца как достаточно объективный индикатор адаптационных реакций (Баевский,1979;Агаджанян,2006). В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы методом вариационной пульсометрии на диагностическом приборе «Варикард 2.51». Исследования проведены на базе общеобразовательной средней школы №10 г. Ростова-на-Дону.

Обследовано 26 учащихся шестого класса. Из них 11 девочек и 15 мальчиков (12-13 лет). Обследование проведено в утренние часы в конце первой учебной четверти (октябрь), в середине третьей учебной четверти (февраль) и в начале четвертой четверти (апрель). В результате первого обследования было выявлено, что в начале учебного года 23% обследованных шестиклассников находятся в состоянии физиологической нормы, характеризующейся минимальным напряжением регуляторных систем, удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Для 31% шестиклассников характерно донозологическое состояние, требующее мобилизации функциональных ресурсов для поддержания равновесия деятельности организма с воздействующими из вне факторами,. Преморбидное состояние было отмечено у 42% школьников, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии механизмов адаптации их организма к условиям обучения. Нарушение гомеостаза, резкое снижение функциональных возможностей организма выявлено у 4% обследованных школьников. Донозологические состояния обнаружены у 36,4% девочек и 26,8% мальчиков. При этом, преморбидные состояния у последних выше (46,4%), чем у девочек (36,3%). Показатель физиологической нормы у мальчиков составил 26,8% и 18,2% девочек. Важно заметить, что срыв механизмов адаптации выявлен только среди девочек (9,1%). У мальчиков этот показатель отсутствует.

Во втором обследовании показатель физиологической нормы снизился. Донозологические состояния были отмечены у 45% шестиклассников. Для 31% школьников характерны преморбидные состояния. Срыв механизмов адаптации в феврале отмечен также только среди девочек и составляет 9,1%. Показатель физиологической нормы у мальчиков составил 26,8%, а у девочек - 9,1%. Донозологические состояния у девочек выявлены чаще (54,6%), чем у мальчиков (26,8%). Преморбидные состояния были выявлены у 46,4% мальчиков и 27,2% девочек.

В третьем обследовании состояние физиологической нормы было выявлено у 18% школьников. В донозологических, как и в преморбидных состояниях, находились 41% шестиклассников. В конце учебного года состояние физиологической нормы составило 24,9% у мальчиков и 9,1% у девочек. Показатель донозологических состояний у мальчиков (41,5%) оказался выше, чем у девочек (37%). Преморбидные состояния отмечены у 33,6% мальчиков и 53,9% девочек.

Полученные данные объясняются особенностями полового становления организма подростков в пубертатном периоде. Хорошо известен тот факт, что девочки в этот период развиваются быстрее и в среднем на 2 года опережают мальчиков по биологическому возрасту. Этим и объясняется то, что в первом и втором обследовании среди девочек был выявлен срыв адаптации и высокий процент девочек с напряжением регуляторных механизмов. Особенно сильное напряжение механизмов адаптации отмечено в феврале,

Анализ физиологического состояния шестиклассников в динамике учебного процесса выявил высокий процент школьников с напряжением механизмов адаптации. Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости и актуальности скрининговых исследований среди школьников с целью организации учебного процесса в соответствии с уровнем здоровья и адаптационных возможностей детей. Это способствует своевременному выявлению лиц с напряжением регуляторных систем, проведению профилактики перенапряжения механизмов адаптации с соответствующей коррекцией. Полученные результаты могут быть использованы при планировании и организации учебной и внеучебной работы со школьниками.

Просмотров работы: 2665