В данной статье представлены результаты исследования особенностей представлений врачебным персоналом о медицинских сестрах с высшим образованием. Исследование проводилось на базе городской поликлиники Москвы. В исследовании приняли участие 20 врачей. Особое внимание было уделено возрастным особенностям представлений врачей о медицинских сестрах с высшим образованием.
Введение
Уровень развития современного общества, экономические реформы, осуществляемые в России, повысили требования к молодым специалистам и обнаружили необходимость в новых. Актуальность данной проблемы диктуется возросшими требованиями к уровню профессиональной подготовки специалистов, их включенности в трудовую деятельность.
На сегодняшний день в условиях реформирования системы здравоохранения повышение качества медицинской помощи во многом зависит от профессиональной подготовки руководителей разных уровней управления.
В 1991 году Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.91 №13 специальность "Сестринское дело" внесена в перечень специальностей высших учебных заведений. О важности начатой подготовки специалистов с высшим сестринским образованием для системы отечественного здравоохранения свидетельствует то, что информация об организации факультетов высшего сестринского образования (ФВСО) была включена в Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 1991 году (Белой книге Президента) и в доклад Генерального директора ВОЗ на 89 сессии Исполнительного Комитета Всемирной Ассамблеи ВОЗ в 1991 году.
Методы
Исследование проводилось на базе одной из поликлиник Москвы в октябре – декабре 2012 года. Для решения задач была разработана анкета, которая направлена на выявление возрастных особенностей представлений врачебного персонала о медицинских сестрах с высшим образованием. В исследовании участвовали 20 врачей из разных возрастных групп. Нами были сформировано 4 возрастные группы:
первая: 8 человек от 25 до 35 лет;
вторая: 5 человек от 36 до 45 лет;
третья: 3 человека от 46 до 55 лет;
четвертая: 4 человека 56 лет и старше.
Респондентам было предложено по каждой позиции разработанной анкеты высказать свое представление относительно того, каких специалистов готовят на факультетах высшего сестринского образования; какую должность этот специалист мог бы занимать. Также респондентов просили указать, какие обязанности они могли бы возложить на медицинскую сестру с высшим образованием. И самое главное – нужны ли такие специалисты российскому здравоохранению.
Результаты исследования
Анализ результатов показал, что по представлениям 50% респондентов первой группы и всех респондентов из второй, третьей, четвертой групп на ФВСО готовят главных медицинских сестер. Отрадно, что половина респондентов первой группы считают, что ФВСО осуществляют подготовку менеджеров (рис.1).
Рис. 1 - Результаты представлений врачебным персоналом о том, кого готовят на ФВСО.
Анализ результатов представлений о возможных должностях, которые могут занимать медицинские сестры после завершения учебы на ФВСО, показал следующее (рис.2):
Рис. 2 Представления врачебного персонала о должностях
для медицинских сестер с высшим образованием.
75% респондентов первой группы полагают, что медицинская сестра с высшим образованием может занимать должности главной медицинской сестры, 75% - главной акушерки, 75% –, главного фельдшера; и только 25% - заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом.
80% респондентов второй группы полагают, медицинская сестра с высшим образованием может занимать должность главной медицинской сестры; 80% – главной акушерки; 80% – главного фельдшера. Каждый пятый респондент этой группы считает, что медицинская сестра с ВСО может работать руководителем отделения медицинской статистики, директором хосписа, директором дома сестринского ухода.
Две трети респондентов третьей группы полагают что, медицинская сестра с высшим образованием может занимать должности главной медицинской сестры, главной акушерки, главного фельдшера. И только одна треть респондентов считает, что эти медицинским сестрам можно доверить должности директора хосписа и директора дома сестринского ухода.
Все анкетируемые четвертой группы полагают, что медицинская сестра с высшим образованием может занимать только должности главной медицинской сестры, главной акушерки и главного фельдшера.
Анализ результатов представлений респондентов о передаче некоторых функций таким специалистам показал, что 100% опрошенных врачей из второй, третьей, четвертой групп и 87% из первой считают, что могут доверить данному специалисту «обеспечение ресурсами лечебно-диагностического процесса», и 13% из первой группы добавили - «организация лечебного процесса» (рис. 3).
Рис. 3 – Представления о передаче некоторых функций
медсестрам с высшим образованием.
Результаты анализа представлений о необходимости таких медицинских сестер для российского здравоохранения представлены на (рис.4). 100% анкетируемых из второй и третьей возрастных группы и 50% из первой возрастной группы согласились с необходимостью в медицинских сестрах с высшим образованием для российского здравоохранения. А 100% анкетируемых из четвертой возрастной группы решили, что необходимости в данных специалистах нет.
Рис. 4 – Представления о необходимости медицинских сестер
с высшим образованием для российского здравоохранения.
Таким образом, можно заметить, что наиболее «консервативными» оказались представления респондентов четвертой группы. Мы связываем это с тем, что сравнительно молодой возраст анкетируемых позволяет им более широко мыслить, избавляться от стереотипов в представлении о медицинских сестрах только как о помощниках врача.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Врачебный персонал имеет неоднозначные представления о медицинских сестрах с высшим образованием.
Респонденты недостаточно осведомлены о реформировании сестринского образования и о развитии сестринского дела.
Представления врачебного персонала о медицинских сестрах с высшим образованием имеют возрастные особенности
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., и доп.-М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997. – 608с.
Завадько И.А. Особенности восприятия врачебным персоналом менеджеров сестринского дела. – М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2009. – 45 с.
Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. – 146 с.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
Кравченко А.И. Общая психология – М.: Проспект, 2011. – 430 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2005. – с. 124 – 135.
Немов Р.С Общая психология: Учебное пособие – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. – 216 с.
Ситникова И.Е., Островская И.В. Особенности представлений врачебного персонала о менеджерах сестринского дела // Медицинская сестра. – 2012 - №6. – С. 42 – 47.
Творогова Н.Д. Психология: Лекции для студентов медицинских вузов. Изд. 2-е перераб. и дополн. – М.: ГОУ ВУМЦ МЗ РФ, 2002. – 288 с.
Яшина Е. С. Особенности восприятия врачебным персоналом менеджеров сестринского дела – М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2009 – 42 с.
Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М.: Знание, 1973. – 273 с.