ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Минаков С.А. 1, Панжинская Н.И. 1
1ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате усилий самого человека и общества. Поэтому формирование здорового образа жизни - новое направление политики Российской Федерации. В связи с этим система образования не может стоять в стороне от задач, стоящих перед страной и обществом по сохранению здоровья каждого гражданина, а тем более молодого. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни.

В соответствии с ФГОС СПО третьего поколения у обучающихся в процессе обучения в учебном заведении должна быть сформирована компетентность здоровьесбережения, которая относится к социальным (ключевым) компетенциям. Способность мобилизовывать эти знания в своей профессиональной деятельности характеризует компетенцию профессионально успешной личности. Поэтому одним из основных направлений системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.

Модернизация образования, внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов привели к необходимости обновления содержания образования в ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края. Качество подготовки современного среднего медицинского работника зависит не только от знания специальности, но и от его образа жизни и здоровья. Медицинские работники среднего звена всегда востребованы обществом, и очень важно, чтобы в учреждения здравоохранения приходило духовно и физически здоровое поколение специалистов, ведущих здоровый образ жизни и являющихся организаторами здоровьесберегающего пространства в практическом здравоохранении Краснодарского края.

Поэтому состояние здоровья студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях среднего медицинского образования, представляет практический интерес для организаторов образовательного процесса.

Цель работы - обосновать необходимость использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе медицинского колледжа, предложить систему профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование компетентности «здоровьесбережения».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- дать гигиеническую характеристику условий обучения — уровня санитарно-эпидемиологического благополучия учреждения и организации образовательно-воспитательного процесса Краснодарского краевого базового медицинского колледжа;

- исследовать и оценить состояние некоторых показателей здоровья студентов нового набора колледжа по данным экспресс-скрининга их физического развития, функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем до и после нагрузки, уровня психологического комфорта в процессе обучения и вне его;

- проанализировать по результатам анкетирования образ жизни студентов нового набора;

- обосновать содержание профилактических и оздоровительных мероприятий (здоровьесберегающих технологий) в образовательно-воспитательном пространстве медицинского колледжа, включая совершенствование системы формирования компетентности «здоровьесбережения».

Гипотеза исследования: организация здоровьесберегающего образовательного процесса будет эффективной, если:

- проводится первичная диагностика состояния здоровья студентов;

- осуществляется личностно ориентированное обучение студентов;

- создается комплекс оздоровительных услуг для студентов, обучающихся в колледже;

- в процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.

Для достижения поставленной цели исследования в сентябре 2012 года проведено анкетирование студентов первого курса по специально разработанной анкете, включающей в себя вопросы, касающееся не только самооценки состояния здоровья, причин его ухудшения, наличия вредных привычек, качества питания, но и психо-эмоционального состояния, комфортности условий обучения, знакомства с системами оздоровления и закаливания, удовлетворенности качеством медицинского обслуживания в городе Краснодаре.

В анкетировании приняли участие 298 респондентов, т.е. 93,5% от общего числа студентов – первокурсников в возрасте от 15 до 18 лет.

Считают себя вполне здоровыми 11% студентов, здоровье скорее хорошее, чем плохое - 63%, скорее плохое, чем хорошее - 15% первокурсников.

По самооценке хроническими заболеваниями страдают более 10% респондентов.

Чаще всего встречаются следующие заболевания: нервной системы около 13%, пищеварительной системы - 11%, органов дыхания - 9,5%, сердечно-сосудистой системы - около 8%.

Важным показателем здоровья студентов является частота простудных заболеваний: 2-3 раза в год болеют 77.5% студентов, 4-5 раз - около 20%, ни одного раза в год - всего 3,3%.

Основными причинами, влияющими на состояние здоровья, студенты назвали постоянные нервные нагрузки 56,4%, не занимаюсь спортом, физической культурой - 19,1%, а также нерациональное и нерегулярное питание 4.3% и др.

На вопрос «Следите ли вы за своим здоровьем?» ответы распределились следующим образом. Постоянно заботятся - 1,6%, часто - 6,3%, иногда - 83% студентов.

Если говорить о вредных привычках, то не курят 66,4% студентов-первокурсников; не употребляют алкоголь - 87,2%.

Опрос показал, что питаются 3 раза и более в день всего 34% первокурсников, около 60% студентов питаются 1-2 раза в день и, к сожалению, 4% опрошенных иногда даже голодают.

Как было отмечено ранее, студенты знают о положительном влиянии на здоровье занятий спортом и физической культурой, однако на вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом и физической культурой» около 70% студентов ответили, что занимаются изредка и нерегулярно, 16% - не занимаются вообще (т.е. 86% в целом), и только 16% ответили на этот вопрос утвердительно.

Ни один студент не ответил утвердительно на вопрос «Занимаетесь ли Вы закаливанием?», иногда занимаются - 63%, очень редко - 22%, никогда - 15% студентов - первокурсников.

Как известно, психоэмоциональное напряжение отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нас интересовали ответы студентов на вопрос «Часто ли Вы испытываете психо-эмоциональное напряжение?» 48% студентов ответили, что часто испытывают чувство тревоги, страха, беспокойство, стрессы; 29% - иногда, очень редко 16%.

Около 3% респондентов отметили как одну из причин стресса неблагоприятную морально-психологическую обстановку в семье и 8% - недоброжелательное отношения со студентами-одногруппниками.

Очень интересные ответы студенты дали на вопрос «Удовлетворены ли Вы уровнем здравоохранения в г. Краснодаре?», Полностью удовлетворены всего 19% первокурсников.

Поэтому, на наш взгляд, студенты редко обращаются в поликлинику: 26% - 1 раз в 4-6 месяцев и 65% - только 1 раз в год, а при заболевании - около 50% студентов занимаются самолечением. Около 70% студентов оценили качество медицинского обслуживания в г. Краснодаре как среднее, а 26% - ниже среднего.

На вопрос «Интересуетесь ли Вы информацией о здоровом образе жизни?» 26% респондентов ответили «иногда», очень редко - 33%, никогда - 19%, т.е. в общем, около 80% первокурсников практически не интересуются системой здорового образа жизни.

Однако на вопрос «Считаете ли Вы необходимым создание в городе информационного центра по охране здоровья?» 78% респондентов ответили, что такой центр необходим, а 28% считают, что деятельность такого центра будет полезна.

Заключительный вопрос анкеты показал, что студенты-первокурсники правильно оценивают влияние различных факторов на здоровье населения: 35% респондентов ответили, что более всего на здоровье влияет образ жизни; 23% - система здравоохранения, 18% - культура отношения к своему здоровью в обществе.

В ходе исследования нами выполнена также первичная диагностика состояния здоровья студентов первого курса на основе самооценки и экспресс-скрининга таких показателей как рост, масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС), время восстановления частоты сердечных сокращений после дозированной физической нагрузки (20 приседаний) в секундах.

Анализ результатов показал, что практически все студенты имеют более низкую масс тела, чем в норме, снижен жизненный объем легких, около 30% студентов имеют ту или иную ступень тахикардии, не связанную с повышением артериального давления, время восстановления частоты сердечных сокращений до исходного уровня после дозированной физической нагрузки практически у всех студентов ниже среднего (120-170 секунд), лишь у одного из обследованных студентов средний показатель составил 97 секунд, что является средним показателем. Около 8% студентов имеют отклонения от нормальных показателей артериального давления, как в сторону гипотонии, так и в сторону гипертонии.

В настоящее время в образовательном пространстве колледжа используются здоровьесберегающие технологии, позволяющие реализовать рациональную организацию учебного процесса, необходимую для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения студентов, сохранения их здоровья.

Какие же технологии можно назвать здоровьесберегающими? Критерии здоровьесберегающих технологий (должны обеспечивать):

1. Обеспечение мотивации обучения.

2. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций.

3. Обучение с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности их личности, безусловной любви и др.

4. Обеспечение прочного запоминания.

5. Обеспечение адекватного восстановления сил.

6. Осознание успешности обучения.

Рассмотрим показатели рациональной организации учебного процесса, использующиеся в образовательном пространстве Краснодарского краевого базового медицинского колледжа.

1. Рациональное расписание учебных занятий.

При составлении расписания учебная часть колледжа учитывает то, что работоспособность во время учебной деятельности студентов меняется. Вначале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В период снижения работоспособности выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва, прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало занятия, учебной недели, полугодия, года облегченное, так как продуктивность в это время снижена. По завершении периода врабатывания к студентам предъявляются уже более высокие требования. В это время проводится изложение нового учебного материала, даются контрольные и проверочные работы. В середине учебной недели (вторник, среда), в середине учебного года планируется наибольший объем учебной нагрузки, в том числе и внеаудиторных занятий.

2. Двигательная активность студентов.

Как известно, недостаток двигательной активности (гиподинамия) - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма обучающихся. Профилактика гиподинамии складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перерывы между занятиями и т.п.) и периодической активности, которая осуществляется, в основном, на занятиях по физической культуре и в различных спортивных секциях, на занятиях в тренажерном зале.

3. Рациональная организация учебного занятия.

Преподаватели колледжа придерживаются определенных критериев рациональной организации учебного занятия, так как от правильной его организации, уровня гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние студента в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, что, в конечном счете, будет способствовать сохранению здоровья обучающихся и профилактике различных заболеваний.

Следовательно, можно сделать вывод, что учебный процесс в колледже способствует формированию здорового образа жизни студентов. В процессе обучения формируется личность будущего специалиста, обладающая такими развиваемыми качествами как стремление к заботе о своем здоровье, появляется возможность раскрытия оздоровительных возможностей человека, развивается валеологическая активность, то есть студент овладевает опытом практической деятельности, направленной на оздоровление организма, развитие умения вести здоровый образ жизни, т.к. успешная профессиональная деятельность будущих средних медицинских и фармацевтических работников зависит, в том числе, от наличия крепкого здоровья. Такой опыт приобретает особую важность с учетом профилактической направленности современной медицины.

По результатам исследования разработаны здоровьесберегающие медико-профилактические, организационно-педагогические, физкуль-турно-оздоровительные мероприятия по оптимизации образовательно-воспитательного процесса в медицинском колледже на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов нового набора.

Предложения для включения в план мероприятий, направленных на сохранение

и укрепление здоровья студентов

1. Образовательный процесс необходимо осуществлять с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих рациональный режим труда и отдыха студентов.

2. Активизировать работу спортивных секций, тренажерного зала, участие студентов в соревнованиях различного уровня.

3. С целью оказания помощи по нормализации морально-психологического климата в семье родительские собрания проводить с участием психолога и социального педагога.

4. Развивать культуру здорового образа жизни среди студентов с привлечением работников регионального Центра здоровья г. Краснодара, а также посредством внеаудиторных мероприятий воспитательного характера.

5. Проводить информационно-обучающие занятия с участием специалистов по профилактике вредных привычек среди студентов, разъяснению существующих систем оздоровления и закаливания, рационального питания.

6. Обеспечить совместную работу колледжа и семьи по формированию здорового образа жизни молодого поколения.

7. Разработать форму и оформить для студентов первого курса набора 2012 года и последующих лет карту оценки индивидуального здоровья

8. Разработать рекомендации студентам для оценки индивидуального здоровья

Представленный материал - это только начало нашего исследования. Мы планируем продолжить мониторинг состояния здоровья студентов на протяжении всего периода обучения в колледже с целью подтверждения эффективности применяемых в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Нами разработаны форма карты здоровья и методические рекомендации студентам для самостоятельной оценки индивидуального здоровья.

Ежегодный мониторинг позволит внести коррекцию в план мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов колледжа.

Используемая литература:

1. Лычев В.Г. Основы сестринского дела в терапии: пособие для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских университетов/В.Г.Лычев, В.К.Карманов,- Ростов н/Д: Феникс, 2006. 512 с. - (Медицина для вас).

2. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

9

Просмотров работы: 7533