КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

Кузнецова А.А., Пирожков Г.П., Сенкевич А.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реформа образования задаёт всё более высокий уровень подготовки педагога, что связано со сложностью тех задач, которые будут решаться им в будущей практической деятельности. Конкурентоспособным ресурсом личности педагога становятся не только специальные знания, владение профессионально значимой информацией, освоение технологиями целенаправленного обучения и воспитания, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая выход за пределы нормативной деятельности и личностное развитие. С этих позиций определённую личностную и профессиональную значимость приобретает проблема интерпретации культуры как полифункционального феномена. Поэтому в качестве нового явления в педагогическом образовании может быть рассмотрена культуролого-краеведческая культура будущего специалиста. Данная дефиниция пока не используется в современных исследованиях, её феноменология не разработана.

Система профессионально-педагогической подготовки практически игнорирует исторические и динамические характеристики образования с точки зрения определения ценности сложившегося в регионах местного опыта. Поэтому развитая краеведческая культура должна стать оптимальным средством, способствующим осознанию будущими преподавателями специфики соотношения традиционного и инновационного в сфере их специальности. Это позволяет выстроить субординированный ряд понятий: общая культура, профессионально-педагогическая культура, краеведческая культура, между которыми существуют интегративные связи. Выстроенная этимологическая последовательность требует обращения к характеристике дефиниции культуролого-краеведческой культуры, анализу её природы и специфических особенностей с точки зрения значимости для личностного развития и профессионального совершенствования будущих педагогов. Необходимость ориентации на краеведческие традиции определяется потерей национальных ценностных ориентаций, что выражается в «вестернизации» российской культуры. Поэтому краеведческую культуру можно рассматривать в качестве ценностного основания специфического защитного механизма, позволяющего сохранять национальное своеобразие, самобытность в определённом временном и пространственном измерении. Она как форма профессиональной самореализации характеризуется направленностью на учёт общих и индивидуализированных особенностей оценки человеческого опыта и его перевода в личностное достояние каждого студента как субъекта профессиональной подготовки. Поэтому интердисциплинарный характер краеведческой культуры требует учёта достижений в различных отраслях знания, концептуальных идей философии, истории, культурологии, социологии, педагогики, психологии в их целостности.

Анализ данного феномена позволяет определить его объективную специфику, статус и место в структуре профессионально-педагогической культуры, обеспечивающие личностное становление будущих педагогов, оптимизацию освоения студентами профессиональных знаний, умений и навыков. Мы рассматриваем культуролого-краеведческую культуру как целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен, представляющий собой релевантностный компонент профессионально-педагогической культуры будущего педагога (независимо от специальности), реализующийся в его личностной и профессионально-педагогической идентификации. Сегодня априори признаётся, что будущий педагог (не только географ, филолог или историк) должен обладать определённой культуролого-краеведческой компетентностью, что позволит снять ряд противоречий в подготовке специалистов, гармонизировать учебную деятельность, развивать у студентов такие качества, как инициативность, мобильность, ответственность, что станет важнейшим фактором их позитивного личностного и профессионального роста. Это положение детерминировано специфической сущностью краеведческой культуры посредством присущего ей значительного культурологического, прагматического, образовательного, воспитательного и развивающего потенциала. С этой позиции можно размышлять об определении наиболее значимых методологических положений, характеризующих феноменологию краеведческой культуры как важного элемента профессиональной подготовки будущих работников образовательной сферы.

В Тамбовской области сформировалась сильная краеведческая школа, известные представители которой – высококлассные специалисты во всех областях краеведческого знания. В большинстве своём они, будучи в 1960-1980-е годы – время возрождения и закладывания традиций современного краеведения – преподавателями Тамбовского и Мичуринского педагогических и других институтов, сделали главное: посеяли в своих учениках зёрна любви к Отчему краю, вооружили их знаниями и методиками краеведческой работы. Их пример служения краеведению способствовал тому, что многие выпускники вузов, где они преподавали, стали активными участниками краеведческого движения. Это подтверждает история Тамбовской краеведческой школы, которая создаётся в рамках совместного проекта общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском областном региональном отделении Российской академии естественных наук и Международного Информационного Нобелевского Центра [см. 1]; о ярких представителях тамбовского краеведения уже опубликован ряд материалов [см. 2; 3; 4]. Среди сделанных исследователями выводов наиболее значимый такой: высокий уровень профессиональной подготовки педагога должен быть ориентирован на гуманистические ценности, в том числе (и в первую очередь) на общественную краеведческую деятельность.

Для обучения краеведению требуются профессионально подготовленные кадры. Это могут быть разные специалисты (библиотекари, экономисты, музееведы, архивисты, документоведы, искусствоведы и др.). Но особое место в обучении краеведению принадлежит учителям, поэтому их становление как краеведов требует пристального внимания.

Краеведческая подготовка будущего педагога строится с учётом принципов образования (системность, последовательность, преемственность и др.), реализация которых требует координации усилий и взаимодействия преподавателей всех дисциплин, изучаемых студентами, а также структур, ответственных за проведение воспитательной работы. Наиболее эффективной представляется интегративная система краеведческой подготовки будущих учителей. Это методический комплекс, в который входят: 1) обоснование целей и задач краеведческой подготовки будущих учителей по каждой специальности; 2) разработка содержательных краеведческих блоков, в которые входят наряду с общим курсом краеведения частные краеведческие курсы для каждой специальности; 3) тематика студенческих краеведческих исследований; 4) планы формирования информационной культуры будущих учителей; 5) программа и методические рекомендации к спецкурсу – интегративному по своему содержанию, обобщающему по характеру, завершающему по месту в содержании подготовки учителя-краеведа; 6) квалификационная работа на стыке основной дисциплины специальности и краеведения, выполненная студентом в конце обучения; 7) комплекс контрольных материалов, обеспечивающих проверку краеведческой подготовки студентов. Удачным было бы создание учебно-методического кабинета-музея по специальности на краеведческом материале.

Всё содержание краеведческой подготовки будущего учителя должно соответствовать современной педагогической практике. Формирование в студенческие годы опыта эмоционально-ценностных отношений обеспечит будущим учителям-краеведам гуманистическую мотивацию поведения, духовно-практической и профессионально-педагогической деятельности. Активными участниками образовательно-педагогического процесса могут также выступать со стороны социальной сферы управленческие структуры, учебные заведения, участвующие в формировании социального заказа на специалистов-краеведов. Средством интеграции всех участников, заинтересованных в краеведческой подготовке учителей, может стать единая, открытая, практико-ориентированная среда, объединяющая учебную, исследовательскую, методическую, технологическую и коммуникативную деятельность субъектов этого процесса. В содержательном плане среда, отражая разнообразные задачи, поможет обеспечить качественно новое целое, обладающее прогнозирующими и эвристическими свойствами. Ориентированность на практику нацелит студентов на углубленное изучение определенных направлений практической краеведческой работы. Тенденция включения в социальные процессы, в том числе и образовательные, общественных организаций делают обязательным субъектом данной среды краеведческие объединения: механизм её функционирования – это договорные отношения между субъектами образовательно-педагогического процесса. Так среда, с одной стороны, обеспечивает практико-ориентированным содержанием образовательный процесс в вузе, с другой, – переносит опыт вузовской науки в жизнедеятельность краеведческих учреждений и общественных организаций краеведов, в результате создавая своеобразный феномен научно-производственного комплекса.

Сегодня «портрет» преподавателя, учителя-краеведа складывается из следующих характеристик: 1. Совершенное знание предмета; умение научить учиться. 2. Необходимость думать об учащемся как о предмете своего творческого воздействия, в результате которого между преподавателем и обучаемым должны установиться субъективные отношения: на первый план выдвигается признание творческих потенциалов к учёбе. Вторая психологическая предпосылка «внедрения» в сознание обучаемых установки на эвристическое мышление – постоянное стремление преподавателя к творческому самоусовершенствованию. 3. Интеллигентность, которая лежит в основе духовно-нравственного контакта между преподавателем и студентами, учителями и школьниками, способствует созданию атмосферы доверия, доброжелательности, искренности в учебной и научно-исследовательской, творческой работе. 4. Высокий уровень культуролого-краеведческой подготовки. Активное использование краеведения как метода изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Источники и литература

1. Архив Тамбовского центра краеведения (АТЦК). Ф. 4. Оп. 8. Д. 11 (Тамбовская историко-краеведческая школа: материалы).

2. Пирожков Г. П. Абрам Яковлевич Киперман (1921-1983): записки об учителе // Гуманитарные науки: проблемы и решения: сб. науч. ст. СПб., 2003. С. 314-317.

3. Пирожков Г. П. Тамбовская краеведческая школа: вчера и сегодня. Тамбов, 2008. 68 с.

4. Слезин А. А. Последняя статья Л. И. Чуистовой // Гуманитарные науки: проблемы и решения: сб. науч. ст. СПб., 2003. С. 318.

Просмотров работы: 2743