ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Хабирова Г.Н. 1, Сафиуллина Н.З. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный социокультурный фон Российского общества сформировался исторически на протяжении веков. В общественной системе дореволюционной России доминировал русский народ, это выражалось в том, что все народы и нации многонационального государства жили по законам, отражающим русские традиции. В советское время, в СССР стало проводиться масштабная политика по стиранию социокультурных различий и утверждения целостности на основе внедрения русского языка и культуры. Это привело к ложной иллюзии, что все народы СССР сблизились и консолидировались. Однако, в результате начала перестройки и ослабления коммунистической системы в 90-х гг. XX столетия, эта «однородность» развалилась в одночасье и начался процесс возрождения духовных традиций и самосознания народов бывшего СССР. Стали происходить радикальные перемены в жизни российского общества, которые открыли широкие возможности для духовного и этнокультурного возрождения народов Российской Федерации[1].

Современная эпоха, характеризующаяся интенсивными процессами глобализации, глубокой политико–экономической, идеологической и духовной интеграцией различных государственных образований обуславливает живой и пристальный интерес общественности к проблемам сохранения и развития национально-культурного своеобразия, уникальных исторических традиций всех народов, живущих на нашей планете. Мировое сообщество, ставящее своей целью создание новой системы международных отношений, основанной на принципах взаимного уложения, толерантности и гуманизма, обращает серьезное внимание на вопросы соблюдения этнокультурных прав, изучения и пропаганды лучших образцов духовного наследия любого, даже самого малочисленного народа.

В условиях духовного обновления общества возрастает актуальность исследований и оценка культурного наследия прошлого. Безусловно, важным и определяющим является решение данной проблемы для многонационального Российского государства, реализующего идеи реального федерализма, которые позволяют в рамках единой страны в полной мере учитывать национальные и региональные интересы всех народов. После падения тоталитарного режима национальная культура в России приобрела некоторые возможности для возрождения утерянных духовно-этнических традиций. Однако она еще и сегодня не определила концептуальные основы своего обновления, поскольку объективные условия ее функционирования были уничтожены, и носители этой культуры воспринимали ее как элемент обыденной жизни, она перестала быть составляющей высокой духовности и тем более, что в советское время национальная культура в регионах России фактически прекратила свое существование. Перестройка вернула народу интерес к своей культуре и постепенно интерес к национальной культуре стал приобретать осмысленные формы и организованные структурные элементы.

Процессы этнического обновления и возрождения в Российской Федерации тесно переплетаются с процессами суверенизации народов. Сегодня возрождается разрушенная татаро–мусульманская культура. В условиях современной России тема взаимодействия и возрождения национальных культур приобретает доминантное значение, и на протяжении столетий на территории нынешней России контактировали различные этносферы, в т.ч. славяно–православная и тюрко–мусульманская. В результате Россия всегда была системой смешанных цивилизаций и культур.

Культура татарского народа сформировалась в смешанном этническом окружении. Одной из особенностей исторического развития татарского народа было то, что они были присоединены к Московскому государству намного раньше других народов Востока. Татары должны были адаптироваться к новым условиям. Национальная культура татар, которая развивалась на основе мусульманских традиций, являлась по своему генезису восточной. Она демонстрирует восприимчивость европейского влияния.

Таким образом, регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали фрагменты двух мировых религий и цивилизаций, народы различных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска и обретения не только способа сожительства, но и развития через взаимодействия национальных культур.

Национальная культура представляет собой часть всемирной культуры и включает в себя исторический фонд ценностей (общественно – политических, философских, эстетических, духовных и др.), созданных народом, а также полученным им в результате межкультурного обмена с другими народами. Принятие Декларации «О государственном суверенитете Татарской ССР» (август 1990г.), зафиксировавшей принцип равенства прав и свобод всех граждан республики независимо от их национальной принадлежности, придало значительный импульс развитию национальных культур. Политические и социальные преобразования в стране и республике принесли с собой реальные перспективы для возрождения литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, просвещения и других сфер духовной жизни татарского народа.

Национальные интересы народов четко проявляются в традиционной культуре, поэтому важным направлением в государственной культурной политике Республике Татарстан является обращение к народному творчеству как источнику интеллектуального, социального, исторического многообразия человечества.

Литература

1.Мухаметшин А.Г., Сафиуллина Н.З., Исхакова Н.Р. Из истории развития педагогической мысли, духовно-этнических традиций татарского народа (на материалах Республики Татарстан). Монография. – Набережные Челны: ЧОУ ВПО «Камский институт», 2012. – С.64-67.

Просмотров работы: 3196