БИЙСКИЙ ТИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

БИЙСКИЙ ТИХВИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Данько К.В. 1
1Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современному миру не чужды идеи милосердия, сострадания, помощи ближнему, понимания необходимости сохранения духовного наследия. Православие сохраняет эти идеи, духовное наследие, поэтому наша статья, затрагивающая историю Тихвинского монастыря, актуалена и в настоящее время. Церковь всегда выполняла социально-благотворительную деятельность, в особенности это деятельность была присуща женским общинам и монастырям.

Данная работа основана на опубликованных и неопубликованных источниках. Из архивных неопубликованных источников мы использовали – ведомости. Ведомости - уникальный, только недавно замеченный исследователями источник по социальной и культурной истории женских монастырей. В каждой ежегодной ведомости, подаваемой игуменьей или начальницей общины епархиальному архиерею, присутствовали разные сведения обо всех насельницах обители, а именно: имя насельницы, должность, возраст, девичество или вдовство, здорова или нездорова, с какого года в обители, грамотность, в том числе, где она получена. Такая форма отчетности становится регулярной в монастырях в синодальный период. Также в ведомостях присутствуют данные о дате образование монастыря, количестве церквей при монастыре, хозяйстве монастыря, благотворительной деятельности и т.д.

История возникновение женских общин и монастырей в России практически везде была одинакова. Часто сначала образовывалась община, нередко на базе богадельни, больницы или приюта, а затем община преобразовывалась в монастырь. Так было и с Бийским Тихвинским общежительным женским монастырем.

Первоначально, 31 августа 1894 года, на земле принадлежащей крестьянам села Мало-Угреневского на благотворительные средства, была учреждена Тихвинская православная женская община. Указом Святейшего Синода от 26 июня 1900 года была преобразована в монастырь с сохранением прежнего названия [ГАТО: Ведомость о Тихвинском общежительном женском монастыре, Бийского уезда Томской епархии от 1 июля по 1 января 1905 гг.].

Во главе монастыря стояли настоятельница, благочинная и казначея. Первой настоятельницей общины, а затем и монастыря стала монахиня Евпраксия (в миру Елена Фёдоровна Германова). Была дочерью крестьянина Самарской губернии. Пострижена в монахини 21 января 1890 г. в Николаевском женском монастыре Алтайской миссии Томской Епархии. В 1902 году из-за болезни уволена за штат. В именной ведомости о сестрах Бийского Тихвинского общежительного женского монастыря указано: «Находится в болезненном состоянии паралича». Скончалась в 1906 году.

Второй и последней, настоятельницей с 1903 по 1928 годы являлась игуменья Ираида, в схиме Иннокентия, в миру Раиса Александровна Калугина (1855 – 30 декабря 1929 г.). Из Именной ведомости за 1905 год, известно, что Настоятельница игуменья Ираида была вдовой священника, первоначально поступила в Барнаульскую Богородице-Казанскую общину. Образование получила в Томской Мариинской женской гимназии до четвертого класса. С 1896 по 1902 гг. прошла путь от послушницы до монахини – благочинной Барнаульского Богородице-Казанского монастыря (по указу Томской Духовной консистории №4259 от 27 апреля 1902 г.). По указу от 13 марта 1903 г. была назначена настоятельницей Бийского Тихвинского монастыря, 26 июня возведена в сан игуменьи.

В середине XIX - начале XX вв. в России начинает происходить рост женских монастырей, а главное, численности монашествующих женщин и послушниц. Это объясняется ростом религиозной активности женщин в этот период. Возникает вопрос, что послужило причиной росту религиозной активности женщин в середине XIX – начале XX веков? Исследователи выделяют разные причины этому феномену. Одна из причин, это влияние изменений произошедших в общественно-культурной жизни российского общества. Реформы Петра I повлекли за собой изменение в положении женщины в семь и обществе. Благодаря этому, усилилось ее стремление к самостоятельности и образованию. С этого момента женщина начинает проявлять интерес ко всему, что в допетровское время считалось исключительно прерогативой мужчин. Это коснулось и сферы религии. Другая причина, это отмена крепостного права в 1861 г. Отмена крепостного права не осталась без последствий для положения женщины в крестьянской семье. Хотя консервативные и патриархальные обычаи и нравы в ней еще сохранялись, но юридически крестьянская девушка, а тем более вдова, получила после реформы относительную свободу и самостоятельность. Она могла теперь чаще принимать самостоятельные решения, даже вопреки воле старших членов семьи. Поступление в монастырь давало удовлетворение ее духовным исканиям, не требуя радикальной перемены в образе жизни, при этом ее общественное положение повышалось, а вся ее жизнь обретала глубокий смысл. Можно выделить и ряд частно-личных причин ухода в монастырь: физические недостатки, тяжелое материальное положение семьи, особенно в сочетании с сиротством, глубокая религиозность и т.д.

Рост числа монашествующих женщин и послушниц коснулся и Бийского Тихвинского монастыря. В монастыре в 1897 году насчитывалось 99 сестер, в 1909- 1910 уже 195 сестер - это настоятельница, благочинная, помощница благочинной, казначея, 11 мантийных монахинь, 49 рясофорных монахинь и 131 послушница [6: 101] , а к 1916 году 313.

Выше мы отмечали, что социально-благотворительная деятельность играла главную роль в жизни женских обителей, а также была гораздо обширнее, чем благотворительность мужских монастырей. Объясняется это не одним только различием между мужской и женской натурой, но и тем, что многие женские монастыри выросли именно благодаря своей социально-благотворительной миссии, стали в этом отношении примерами для других обителей и обрели признание и любовь народа. Здесь организовывались приюты, больницы, богадельни, школы и другие просветительские и благотворительные учреждения. Не стал исключением в этом плане и Бийский Тихвинский монастырь, который содержал на свои средства престарелых больных людей и девочек-сирот. Для обучения сирот в 1904 году при монастыре открывается школа грамоты, преобразованная в 1909 году в одноклассовую церковно-приходскую. Из Ведомости о Тихвинском общежительном женском монастыре, Бийского уезда Томской Епархии с 1 июня по 1 января 1905 года: « При монастыре содержатся девочки-сироты числом 18, из них 14 учатся при Монастырской школе, учительницей в оной состоит Анна Александровна Куркова, окончившая курс в Барнаульской женской гимназии… за жалование по десять рублей в месяц от монастыря, при готовой квартире со столом. Законоучителем монастырский священник о. Александр Викторов. Рукоделию учит девочек, рясофорная инокиня Александра И. Грабинская…Все девочки содержатся на средства монастыря» [2: 71 об]. По данным за 1909 г. девочек-сирот уже было тридцать шесть, из них двадцать одна обучались в церковно-приходской школе.

Таблица 1

Количество девочек-сирот в приюте и школе Бийского Тихвинского женского общежительного монастыря (1903 – 1916 гг.)*

1903

1909

1914

1916

Приют

Школа

Приют

Школа

Приют

Школа

Приют

Школа

13 дев.

8 дев.

36 дев.

21 дев.

40 дев.

26 дев.

43 дев.

26 дев.

* СОЦИАЛЬНО-КАРИТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ И ЖЕНСКИХ ОБЩИН ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. В. А. Овчинников // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180 с.

Согласно ведомости за 1905 г., в монастыре действовала один храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, которая была построен на благотворительные средства и освещен в 1892 г. протоиереем Градо-Бийского Троицкого собора Павлом Митропольским[2: 70]. По ведомости 1915 года при монастыре числится уже две церкви. Вторая церковь была построена в 1913 году на благотворительные средства, завещанные купчихой первой гильдии Елены Григорьевны Морозовой, и освещена Преосвященнейшим Иннокентием, епископом Бийским. Из газеты «Алтай» 15(23) июня 1913 года: «Милостивый Государь, Господин Редактор! Бийский Тихвинский женский монастырь покорнейше просит Вас напечатать в вашей уважаемой газете «Алтай» следующее: Бийский Тихвинский женский монастырь сим извещает, что в 23-е июня с.г. имеет быть освящение трапезного храма, в честь и память святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца. Монастырь, извещая о сем, усерднейше просит горожан и жертвователей всех сочувственно относившихся к устроению храма, пожаловать в обитель на радостное духовно-молитвенное празднование. Игумения Ираида с Сёстрами»[1: 4].

В 1915 г. монастырю принадлежало 42 строения: храм, жилые дома, дома-кельи, кузница и мастерская, амбары и бани, погреба и т.д. 32 постройки были расположены непосредственно внутри монастырской ограды. Практически все они были деревянными, за исключением двух каменных и трёх полукаменных. Монастырь имел также собственное подворье в центре Бийска. Была во владении монастыря и земля: в 1897 году Тихвинской общине предоставлено на все время ее существования в бесплатное пользование земельный участок, площадью 22 ½ десятин, из крестьянских земель с. Мало-Угреневского [8: 75]. К 1904 году у монастыря в безвозмездном пользовании находилось 29 десятин 232 кв.сажени. В 1914 году монастырь получил 302, 48 десятин пахотной и сенокосной земли. «… Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было изъявить Всемилостивейшее соизволение на отвод… монастырю, в бесплатное пользование, на все время его существование, земли в Алтайском Округе в размере до 300 десятин по возможности из различного рода угодий, пригодных для сельского хозяйства»[7: 98-99].

С приходом Советской власти общины и монастыри были ликвидированы, но продолжали отстаивать свое право существовать легально, трудясь в кооперативах и артелях, в которые были превращены их обители. Так в 1920 году Тихвинский монастырь официально был ликвидирован, но продолжал действовать как трудовая религиозная община до 1929 года. С момента ликвидации монастыря число монахинь с 220 человек упало до 60, а затем вновь увеличилось до 86. Все монастырские постройки (за исключением церкви и шести деревянных избушек) были переданы детдому. Так как община находилась вблизи детского дома, то советская власть, считала невозможным существования трудовой религиозной общины. В докладной записке о ликвидации Тихвинского женского монастыря указано: «... Исходя, из необходимости положить конец территориальной близости очага религиозного мистицизма и устранить его отрицательное влияние … на воспитанников детдома…окрисполком постановил признать принципиально необходимым: расторжение договора с религиозной общинной и закрытие храма…»[3: 159]. В 1929 году общину официально ликвидировали. Многие из бывших сестёр подверглись репрессиям.

От Бийского Тихвинского женского общежительного монастыря сохранилось шесть построек: кирпичный одноэтажный дом настоятельницы, дом монастырского священника, часть здания бывшего трапезного здания, два деревянных дома и рубленая баня [4: 4-5].

В 2005 году территория бывшего Тихвинского монастыря с сохранившимися строениями отнесена к памятникам истории Бийска.

Список литературы:

  1. Алтай. – 1913. – 15(28) июня. - № 130. – С. 4.

  2. ГАТО ф. 184. оп. 1. д.23. л 72 об. -76.

  3. Докладная записка о ликвидации бывшего Тихвинского монастыря (г. Бийск)// Документы по истории церквей и религиозных общин в Алтайском крае (1918-1998 гг.) Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1999 – 407 с. С. 158-159

  4. Коваленко П. Бийский Тихвинский монастырь//Огни над Бией. Литературно-художественно-публицистическое издание. 2009.- №7 С.2-5

  5. Овчинников В.А. Социально-каритативная деятельность православная монастырей и женских общин Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 - 180 с. С. 45-53

  6. Справочная книга по Томской епархии за 1909 – 1910 годы. Томск. 1911. С. 101-102

  7. Указание управления Алтайского округа Бийскому лесничему о наделении землей Бийского женского монастыря//Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII – начале XX вв.) Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 1997 С. 98- 99

  8. ГААК Ф.4. Оп.1. Д.3218. Л.75, 75(об)

Просмотров работы: 3389