МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из характерных черт общественного развития во всем мире в конце XX столетия явилось стремление к национальному возрождению, формирование национальных организаций и движений, перераставшее во многих случаях в межрегиональные движения родственных народов. Консолидация родственных народов является частью всего общественно-политического движения России на современном этапе. Оно проявляется как в виде «неформального движения», так и в восстановление многообразия политических партий и объединений, национальных движений.

К финно-угорским народам относят население, говорящее на языках финно-угорской группы уральской языковой семьи. Из почти 25 миллионов финно-угров около 4 миллионов проживают на территории Российской Федерации: от Прибалтики до Оби на севере Евразии, в самых разных административных структурах. Это такие народы, как мордва, удмурты, мари, коми, коми-пермяки, карелы, ханты и манси. Финно-угорские народы в Российской Федерации являются коренным населением в одноименных республиках и автономных округах. Некоторые финно-угорские народы не имеют своих национально-территориальных образований, например, тверские карелы, вепсы и ингерманландцы (финны-инкери), саамы. Кроме финно-угров в уральскую языковую общность входят также самодийские народы: ненцы, энцы, нганасаны, селькупы и другие народы. Некоторые языковеды и политики иногда относят их к финно-угорскому миру, а иногда рассматривают особняком.

Финно-угорский мир – это пространство постоянного культурного взаимодействия. При этом если традиционные, этнокультурные ценности привязаны и воспроизводят себя в пространственных границах, территориях компактного проживания финно-угорских и других народов, то современные транскультурные образцы пересекают любые пространственные рамки, благодаря новейшим коммуникационным технологиям [12, С. 7].

Комплекс этих признаков лежит в основе финно-угорского феномена. В то же время стихийно происходящий процесс «интеграции» отдельных финно-угорских народов в мировое сообщество приводит к размыванию национальных особенностей. Осознание этого факта приводит к необходимости создания способов регулирования жизнедеятельности всего финно-угорского мира.

Решение данной проблемы невозможно без создания соответствующего единого правового пространства, образование которого является главным пунктом повышения жизнестойкости финно-угорского мира, создаст основу для взаимоотношений западных и восточных финно-угорских народов. Стабильность и развитие всего финно-угорского мира зависит от урегулирования и гармонизации двух разорванных, но еще живых частей. Необходимо нейтрализовать разрывающие его культуру факторы через негосударственное правовое пространство в целях культурного взаимодействия и сотрудничества. Правовое пространство и будет способствовать взаимодействию в сфере культуры, образования, науки и информации.

Особое значение в связи с этим приобретает ориентация национальной политики на молодое поколение, выражающаяся в научном поиске и выявлении его проблем и в создании условий для самореализации в обстановке утраты культурной преемственности поколений и коммерческого подхода к культуре. Решению этой проблемы может способствовать организация единого правового пространства финно-угорского мира на следующих принципах:

1. Соблюдение свободы социального самоопределения молодого человека.

2. Соблюдение прав и свобод каждого финно-угорского народа в финно-угорском мире.

3. Создание единого стабилизирующего пространства, носящего негосударственный характер.

4. Взаимодействие восточных и западных финно-угорских народов для придания динамичности развитию финно-угорского мира.

5. Сохранение для всего мирового сообщества уникальности финно-угорского феномена как примера социально - культурной гармонии человека с природной средой.

Соблюдение этих принципов позволит молодому человеку, опираясь на традиционную культуру своего народа, выработать индивидуальные нормы и ориентации и войти в мировое сообщество, сохраняя собственные культурные ценности.

Правовые условия для культурного и духовного общения придадут устойчивость и стабильность национальным движениям, выступающим за единое культурное пространство. Финно-угорские государства являются гарантами интеграции различных культурных сред в единую общность.

На сегодняшний момент изучение молодежного движения финно-угорских народов России не стало объектом специального исследования. Тем не менее, можно говорить о том, что в исторической науке происходит складывание определенных традиций в изучении этой темы. Так появляются работы, в которых рассматривается история возникновения и деятельность национальных организаций отдельных регионов. Так, исследованием особенностей мордовского национального движения и основных направлений деятельности мордовских общественных организаций занимается В. К. Абрамов. В своих работах он связывает их появление с показателем этнической зрелости мордвы. Для рассматриваемой нами проблематике ценной является работа Ю. П. Шабаева «Финно-угорская культурная политика в контексте межрегиональных и межгосударственных связей», посвященная исследованию того, как развивались культурные связи между финно-угорскими народами в 1989-2002 гг., каковы достижения и трудности этого процесса, в чем смысл такого сотрудничества. Характеризуя его значение и содержательную часть, автор делает вывод о том, что культурное сотрудничество между финно-угорскими народами развивается и становится не только более интенсивным, но и более организованным. Проблемой, по его мнению, является то, что реальные процессы конструирования более широкой финно-угорской идентичности не имеют длительной истории и еще не охватили те социальные слои, которые смогут поддержать и развить этот процесс.

Проблему сотрудничества финно-угорской молодежи как одну из сфер общефинноугорского движения в своей публикации рассматривает Й.Прозес. Автор обращаются к истокам возникновения финно-угорского союза молодежи МАФУН, его причинам, делая акцент на программных взглядах.

Временной период описываемых в вышеперечисленных публикациях событий и явлений ограничивается началом 2000 года. Это связано с тем, что они были созданы к 10-летнему юбилею образования МАФУН. Современное состояние и тенденции развития финно-угорского молодежного движения раскрываются в докладах и сообщениях, представленных на Международных конгрессах финно-угорских народов.

Наиболее ярко и полно процесс общения молодежи всех финно-угорских народов представлен в докладе Е. В. Александрова и Н. Н. Осипова. В работе выделены наиболее существенные достижения финно-угорских молодежных организаций России, одним из которых является нахождение точек конструктивного сотрудничества с различными органами государственных структур.

Исследованию национальных движений финно-угорских народов России посвящена диссертация О. С. Малининой «Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России» В работе показан процесс активизации контактов между финно-угорскими республиками России, а также рассматривается деятельность Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН).

Таким образом, тема частично нашла отражение в научной и общественно-политической литературе, представленной отдельными публикациями, но получила недостаточно полное и равномерное освещение в историографии. До сих пор в современной историографии отсутствуют специальные обобщающие работы, освещающие становление, внутреннее содержание этнокультурного и общественно-политического сотрудничества финно-угорских народов в современной России.

Цель работы – изучить этапы формирования и деятельность молодежных общественных объединений финно-угорских народов России в конце XX – начале XXI в.

Имеющаяся в настоящее время источниковая база позволяет в достаточно полной степени объективно изучить процесс развития всестороннего сотрудничества финно-угорских народов, его стороны, своеобразие, наметить вопросы, нуждающиеся в дальнейшей разработке.

Основу источниковой базы работы составляют документация и периодическая печать действующих организаций, фондов, материалы и решения совместных конференций, съездов, конгрессов финно-угорских народов как всероссийских, так и международных.

К первой группе относятся документы и материалы научных, научно-практических конференций, встреч, симпозиумов как регионального, всероссийского, так и международного уровней, проводимых в финно-угорском мире и опубликованные в отдельных сборниках или в периодической печати . В них прослеживается состояние и динамика рассматриваемых проблем.

Широкий круг актуальных общественно-политических проблем финно-угорских народов России представлен материалами и документацией Всероссийских съездов и Всемирных конгрессов финно-угорских народов, которые составляют вторую группу источников.

Третью группу составляют материалы периодической печати. Нами рассмотрена общероссийские периодические издания, издания финно-угорских республик и регионов, а также общефинноугорские журналы и газеты: «Марийская правда», «Финно-угроведение», «Kudo+Kodu». Все они дают представления о фактах и событиях происходящих в финно-угорском мире. Таким образом, общественно-политическая периодика выступает как систематический источник в нашем исследовании. Наиболее активно пресса освещала этап становления взаимного сотрудничества между финно-угорскими организациями.

При подготовке дипломной работе были также использованы неопубликованные источники, которые впервые вводятся в научный оборот. Сбор и обработка данного вида источников вызывает некоторые трудности, так как почти все они находятся на хранении в текущих архивах и при этом сосредоточены во многих финно-угорских регионах и странах.

В работе нами были использованы текущий архив Фонда развития финно-угорских культур: «Устав Фонда развития финно-угорских культур. Йошкар-Ола, 1990 г., октябрь», «Протокол соглашения об учреждении Фонда развития финно-угорских культур, 1990 г., октябрь».

На данный момент события, происходящие в финно-угорском мире, широко освещаются в Интернете. Данный вид источника позволяет в условиях рассредоточения архивов документов и периодической печати в разных регионах с финно-угорским населением получать доступ к некоторым из них в электронном варианте. В работе был использован электронный архив документов Молодежной Ассоциации финно-угорских народов, размещенный на сайтах этой организации mafun.org, mafun.ru: протоколы заседаний бюро Ассоциации, отчеты и планы деятельности, регламент, устав, резолюции конгрессов МАФУН; сайты общественных организаций, движений, информационных агентств.

Объектом исследования являются молодежные объединения финно-угорских народов России.

Предмет исследования – структура и взаимосвязи финно-угорских молодежных общественных объединений России.

Практическая значимость заключается в том, что его основные положения могут быть использованы для дальнейшего исследования данной проблематики, а также в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «История финно-угорских народов», «Культура финно-угорских народов».

1. Молодежная Ассоциация финно-угорских народов (МАФУН)

Участие молодежи в финно-угорском движении представляет интерес с точки зрения ее роли в продолжение его развития. Реализуя свои общественно-политические интересы, цели, задачи в деле сохранения родного языка и культуры, молодое поколение финно-угров, с одной стороны, интегрируется в общественно-политическую структуру и с другой – передает свой опыт будущих поколениям. От того, насколько активна будет молодежь в этом процессе, на что будет направлена ее деятельность, зависит характер данного общественного движения.

Консолидация финно-угорской молодежи является частью общего процесса сближения финно-угорских народов. Интеграция российской финно-угорской молодежи в общефинно-угорском движении проходила и проходит на современном этапе через Молодежную Ассоциацию финно-угорских народов (МАФУН). МАФУН – это международное независимое объединение молодежных общественных финно-угорских и самодийский (уральских) народов, основной целью деятельности которых является работа по сохранению, развитию, пропаганды их языка и культуры.

Началу возникновения МАФУН положила марийская молодежная организация «У вий», учредительная конференция которой состоялась в ноябре 1989 г., после проведения в г. Йошкар-Оле I конгресса финно-угорских писателей. В июне 1990 г в г. Йошкар-Оле прошел первый молодежный форум, где по решению делегатов была образована Молодежная Ассоциация финно-угорских народов.

Одной из основных задач МАФУН является сближение и координация сотрудничества молодежи из Венгрии, Финляндии, Эстонии, Российской Федерации. В 1990 году был принят ее устав, согласно которому, основными целями Ассоциации являются:

- сближение и сотрудничество молодежи финно-угорских народов;

- создание условий для самореализации и содействие росту национального самосознания финно-угорской молодежи;

- участие в выработке и реализации государственных программ, разработке законопроектов и других нормативных правовых актов, направленных на сохранение и развитие финно-угорских народов, защиту прав коренных народов;

- защита политических, социально-экономических и других прав финно-угорских народов;

- сохранение, возрождение и пропаганда традиционных духовных и культурных ценностей финно-угорских народов как части мировой культуры [21].

Основные направления деятельности Ассоциации:

- содействие организациям-членам Ассоциации в реализации собственных программ;

- содействие в создании молодёжных организаций, объединений, союзов молодежи финно-угорских народов;

- сотрудничество с общественными организациями, с государственными структурами;

- воспитание национальных кадров;

- обмен и распространение информации о деятельности Ассоциации [21].

МАФУН в качестве наблюдателя принимает участие в работе Международного Консультативного комитета финно-угорских народов (координирующего органа Всемирного конгресса финно-угорских народов).

Согласно Устава, органами управления МАФУН являются Конгресс, Правление и Председатель Правления (Президент) Ассоциации. Другими органами ассоциации являются Совет Старейшин, Рабочие проектные группы [21].

МАФУН состоит из организаций-членов Ассоциации, принятых на Конгрессе в установленном порядке. Для координации их деятельности в пределах своих регионов и стран, по решению Конгресса могут создавать Координационные центры. Они могут образовываться на территории компактного проживания финно-угорских и самодийских (уральских) народов Российской Федерации, а также в Венгрии, Финляндии и Эстонии [21].

Высшим органом управления Ассоциации является Конгресс, который формируется путём выборов делегатов от отдельных организаций. Число этих делегатов зависит от квот, установленных решением Правления МАФУН. Как правило, Конгресс МАФУН проходит в течение 3-4 дней, во время которых проводятся пленарные и секционные заседания. Во время Конгрессов, как правило, осуществляется знакомство с традициями и культурой титульного населения той страны или региона, где проходит мероприятие; обмен опытом. Программа Конгрессов предусматривают мероприятия, которые должны содействовать сплочению финно-угорской молодежи, осознанию ценностей собственной культуры, поиск новых путей развития родного языка и сохранения народных традиций в современных условиях [21].

Общее руководство деятельностью Правления Ассоциации осуществляет Председатель Правления (Президент) Молодежной ассоциации финно-угорских народов, который избирается Конгрессом из числа членов Правления сроком на 2 года. Председателями Правления МАФУН избирались Александр Абдулов (Марий Эл, 1990), Светлана Смирнова (Удмуртия, 1993), Нина Нестерова (Коми, 1995), Яак Прозес (Эстония, 1997, 1999), Василий Петров (Марий Эл, 2003, 2005), Алексей Рассыхаев (Коми, 2007), Алексей Цыкарев (Карелия, 2009), Ва-силий Немечкин (Мордовия, 2011).

Образованный в г. Йошкар-Оле Совет МАФУН собрался впервые в Таллинне во время Дней родственных народов, которые проходили с 19 по 21 октября 1990 года. Важнейшим среди обсуждаемых на той встрече документов была программа деятельности организации. Были приняты следующие решения:

- организовать в Марий Эл лагерь обучения марийскому языку;

- провести в 1992 году в Саранске вторую встречу финно-угорской молодежи;

- объявить конкурс на символику МАФУН;

- ввести в соответствие с численностью каждой организации членские взносы в МАФУН;

- создать рабочую группу для развития предпринимательской деятельности;

- создать при МАФУН секции театра, изобразительного искусства, писателей, композиторов, ученых и журналистов;

- разработать программу политического образования для молодежи;

- создать группу для сбора исторического наследия и др.[13].

К сожалению, после заседания в Таллинне активность Ассоциации снизилась, и для этого было несколько причин. Прежде всего – распад СССР и кардинальное изменение экономической ситуации. Вторая же причина заключалась в слабости молодежной организации.

С новой силой Ассоциация приступила к работе в мае 1993 года, после заседания ее Совета в Тарту. В Тарту в Ассоциацию были приняты новые организации и было утверждено решение о проведении следующего конгресса в Ижевске. Президентом избрали Светлану Смирнову. Больших усилий стоило издать финно-угорскую газету «Родство», которая стала первым печатным органном МАФУН. Так центр финно-угорского молодежного движения переместился в Ижевск, где работает самая успешная из всех финно-угорских молодежных организаций - «Шунды» («Солнце»).

В рамках программы МАФУН и при ее активном участие были проведены многие мероприятия, целью которых было восстановление забытых традиций. В 1991 году это проведение Праздника танца финно-угорских народов (г. Ижевск). В 1992 году в марте-апреле был проведен фестиваль национальных театров финно-угорских народов, в июне в г. Таллинне были организованы спортивные игры финно-угорской молодежи, осенью в г. Сыктывкаре проведен II фестиваль телефильмов и программ «Финно-угорский мир». И многое другое.

Важным событием в движении финно-угорской молодежи стало проведение 26-30 октября 1994 г. в столице Удмуртии г. Ижевске конференции «Молодежь и финно-угорский мир». Ее провели Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике, Совет Министров Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по молодежной политике, Удмуртский государственный университет, Молодежная Ассоциация финно-угорских народов, Удмуртская молодежная общественно-политическая организация «Шунды» («Солнце»).

В работе конференции приняли участие молодые политики, лидеры мо-лодежных движений, представители государственных структур по работе с мо-лодежью, ученые, журналисты из финно-угорских республик Российской Федерации (Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии, Коми-Пермяцкого и Ханты-Мансийского автономного округов, Финляндии, Эстонии).

Целью конференции стало выявление общих проблем, формирование организационного механизма взаимодействия финно-угорской молодежи в целях повышения ее конкурентоспособности в мире, сообществе и выработка программных положений по вовлечению молодежи в процесс социально-экономических, политических преобразований и культурного развития финно-угорских народов.

По мнению тогдашнего Президента МАФУН Светланы Смирновой молодежная политика в финно-угорских регионах должна проводиться объединенными усилиями как государственных, так и общественных организаций, в том числе и самих молодежных объединений. Она должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого финно-угра [3].

В итоге работы конференции была разработана «концепция программы развития финно-угорской молодежи» и принят план ее реализации в области науки, образования, культуры, здравоохранения, законодательства, информации, экономики.

В июне 1995 года в Сыктывкаре состоялся III конгресс МАФУН, который избрал новым президентом Ассоциации Нину Нестерову из Республики Коми. В принятой на конгрессе резолюции работа Ассоциации признана удовлетворительной и отмечено, что молодежные организации показали себя силой, которая укрепляет духовное единство финно-угорских народов. Ассоциация решила на конгрессе в своей дальнейшей деятельности учитывать и государственную молодежную политику, сотрудничество между университетами и студентами, а также пожелания, высказанные в творческих молодежных секциях. Следующие конгрессы МАФУН состоялись в 1997 г. в Эстонии (Лауласмаа) и в 2000 г. в Финляндии (Хельсинки). IV конгресс МАФУН проведен в 2003 г. в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл).

В 1996 г. одной из важнейших задач МАФУН было представление финно-угорской молодежи на II всемирном конгрессе финно-угорских народов в Будапеште. Для обсуждения молодежных проблем была создана отдельная секция, принявшая итоговый документ, в котором отмечалось, что «государственные органы в финно-угорских странах и регионах РФ должны оказать поддержку местным и национальным молодежным организациям». Кроме того, была отмечена необходимость создания российского координационного и информационного центра [16].

На очередной заседании МАФУН, которое состоялось 10-11 ноября 2000 г. в г. Саранске, было принято решение принять участие в работе Третьего конгресса финно-угорских народов. Для этого было предложено создать рабочие группы для участия в секциях Всемирного конгресса. Было создано 7 рабочих групп: творческой молодежи, экологии и здоровья, национальной политики, массовой информации, культуры, студентов и вузов, школьников и обучения. Было принято положение о выступления рабочих групп Третьего Всемирного конгресса «всего финно-угорского мира, а не конкретного региона, акцентируя внимание на положительных и отрицательных моментах, предлагая пути выхода из сложившейся ситуации» [14].

Также был обсужден и принят план деятельности МАФУН на 2001-2003 гг., в котором приоритетной задачей стало создание электронной версии архива МАФУН и информационная работа.

В качестве первого шага, направленного на улучшения обмена информацией между организациями-членами, в апреле был основан открытый лист рассылки электронной почты [email protected].

Самой важной стороной деятельности Ассоциации было и все еще остается взаимное информирование: через МАФУН собирались участники проводимых на финно-угорских территориях России культурных мероприятий. Возможности МАФУНа как посредника в обмене информацией – в том числе и за границей – улучшились с осени 1999 года с появлением газеты «Kudo+Kodu». Эта газета являться не только органом МАФУН, она стала общей финно-угорской газетой.

В 2001 г. Ассоциация начала работу по созданию средств распространения информации совместно с редакцией финно-угорской газеты Kudo-Kodu.

Таким образом, следуя своим четким поставленным задачам, МАФУН сделала первые шаги – мероприятия на пути к созданию взаимоинформации через глобальную сеть. В дальнейшем работав этом направлении была продолжена. В течение 2002 г. усилия МАФУН были направлены на создание виртуального пространства молодежных финно-угорских организаций, освещение в СМИ деятельности организации – членов МАФУН и бюро МАФУН по адресу www.mafun.org.

Еще одним положительным результатом стала разработка группой МАФУН «Масс Медиа» проекта по созданию своего инфоцентра МАФУН. Таким образом была выполнена резолюция Второго Всемирного Конгресса, на котором отмечалась необходимость создания российского координационного и информационного центра.

Тем не менее, участие молодежи в процессах культурного развития является важным и значительным, так как без этого не может будущего ни у национальных движений, ни у языков и культур этих народов. Это подтверждает и резолюция о молодежной политике принятая на V съезде коми народа, в которой подчеркивалась значимость проведения «детских и молодежных фестивалей, конкурсов, семинаров, конференций в области родного языка, литературы, истории и краеведение, традиций и фольклора, современных направлений искусства коми народа», а также выдвигалось требование «продолжить работу по развитию международного сотрудничества в рамках деятельности МАФУН» [29].

Констатацией позитивного факта в деятельности финно-угорской молодежи является то, что национально-культурные организации в последнее время научились находить точки конструктивного сотрудничества с различными органами государственных структур, принося действительно немалую пользу финно-угорским народам. В качестве примера можно назвать удмуртскую молодежную общественную организацию «Шунды», которая в своей деятельности стала связующим звеном органов власти, Государственный комитет Удмуртской Республики по дела молодежи, Министерство национальной политики, Министерство культуры, Государственный комитет. Практика показала, что такая взаимосвязь является плодотворной. Это позволило «Шунды»реализовать ряд социально значимых проектов, таких, как проведенный в 2002 году обучающий INTERNET-семинар для удмуртов, проживающих на территории республик Удмуртия, Башкортостан, Марий Эл; программа «Лулчеберет», основной целью которой является создание условий и организационных механизмов, обеспечивающих самореализацию и развитие социально-этнического самосознания удмуртской молодежи в духе интернационализма и культуры мира, участие в выработке и реализации государственных программ в области культуры и межнационального сотрудничества. Марийская общественная региональная организация «Союз марийской молодежи» «У вий» также не является исключением. Активно сотрудничая и взаимодействуя с Министерством культуры, печати и делам национальностей Республики Марий Эл, марийская молодежь доказала свою социальную значимость, активно участвуя в общественной жизни региона и проводя свои важные проекты, среди которых есть как традиционные, так и инновационные [1].

Молодежная ассоциация участвовала в работе IV Всемирного конгресса финно-угорских народов, 15–19 августа 2004 года в Таллинне, Республика Эстония. Все 20 человек делегации МАФУН на Конгрессе – молодые люди в возрасте до 30 лет, представляющие организации-члены. Непосредственно перед началом Всемирного конгресса в Таллинне 10–14 августа 2004 года было проведено очередное расширенное заседание правления МАФУН, на котором была обсуждена концепция участия Ассоциации в Конгрессе. Председатель правления МАФУН выступает с докладом на открывающем пленарном заседании конгресса. Представители Ассоциации выступают с основными докладами на секциях IV Всемирного конгресса финно-угорских народов по темам "Социальная адаптация молодежи" и "Молодежь и СМИ". Кроме того, представители Ассоциации принимают участие в подготовке проекта резолюции конгресса [11].

В августе 2009 года в городе Петрозаводске состоялся IX Конгресс МА-ФУН, на котором было решено выбрать местом проведения следующего X юбилейного Конгресса – город Саранск. Он проводится в рамках Второго международного десятилетия коренных народов мира и подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства [27].

В настоящее время МАФУН активно развивает и реализует крупные международные и межрегиональные проекты: «Мастерская будущего финно-угорской молодёжи», «Межрегиональный лагерь-семинар для молодых финно-угорских семей», «Интернет-сайт МАФУН» и др. МАФУН реализует издательские проекты, проводит обучающие семинары.

Вот уже на протяжении многих лет МАФУН является соорганизатором Международной конференции студентов финно-угроведов IFUSCO (International Finno-Ugric Student Conference), которая является молодежным аналогом международного конгресса финно-угроведов. Первая конференция IFUSCO была проведена в 1984 г. в городе Геттинген (Германия). Ежегодно форум организовывался в различных странах Европы, впервые в России конференция прошла в 1999 году в Сыктывкаре. IFUSCO – это стартовая площадка для молодых ученых, где они могут попробовать свои силы, познакомиться с исследованиями своих коллег. На конференции активно обсуждаются вопросы языкознания, литературоведения, политологии, юриспруденции, экономики, экологии, социологии и т.д.

Неизменна основная миссия МАФУН – сохранение языков и культур финно-угорских народов. Однако реалии сегодняшнего дня побуждают молодых финно-угров активнее участвовать и в социально-экономическом развитии своих регионов. Данной цели служит учрежденный в 2009 г. в Кудымкаре «Международный социально-экономический форум финно-угорской молодежи», в котором приняли участие десятки молодежных организаций финно-угорских регионов Российской Федерации, Венгрии, Финляндии, Эстонии. Основной целью Форума является содействие распространению и практическому применению инновационных моделей социально-экономического развития финно-угорских народов. Основными организаторами Форума выступают: ПРОО «Роза ветров», АНО «Институт гражданской активности», МАФУН (Молодежная ассоциация финно-угорских народов).

Следует отметить, что Ассоциация не замыкается на сотрудничестве с организациями только из финно-угорских стран и регионов Российской Федерации. МАФУН принимает участие в Курултаях тюркской молодежи, взаимодействует с Международным объединением тюркской молодежи (МОТМ), которое является одной из авторитетных молодежных организаций на евразийском пространстве. Так в августе 2010 года по приглашению МОТМ, делегация МАФУН приняла участие во Всемирном конгрессе тюркских народов, который проходил в АТО Гагаузия (Республика Молдова). В этом Конгрессе участвовали делегации из Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Украины, Кыргызстана, Турции, Болгарии, Ирака и других стран. В рамках Конгресса прошли пленарные и секционные заседания, круглые столы, обширной была и культурная программа. Возможность познакомить тюркскую молодежь со своей богатейшей культурой была предоставлена и финно-угорской молодежи.

2010 год являлся юбилейным для МАФУН. В октябре 2010 г. Молодежная ассоциация финно-угорских народов провела в Российском центре науки и культуры в Финляндии (зарубежном представительстве Россотрудничества) международный семинар «Между прошлым и будущим: 20 лет на благо языков и культуры», посвященный 20-летнему юбилею организации. Более 40 гостей из финно-угорских регионов России, Финляндии, Эстонии приняли участие в дискуссии «Приоритеты развития молодежного финно-угорского движения: язык и культура или социально-экономические блага.

Поистине знаковым событием для международной деятельности МАФУН стало участие в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов был основан в соответствии с резолюцией 2000/22 Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) от 28 июля 2000 года. В этой резолюции форуму были даны полномочия «обсуждать вопросы коренных народов в рамках мандата Совета в том, что касается экономического и социального развития, культуры, окружающей среды, образования, здравоохранения и прав человека».

В работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов (15-27 мая 2011 г., штаб-квартира ООН, г. Нью-Йорк, США) интересы финно-угорской молодежи представляли А.В. Цыкарев и В.Н. Немечкин. На X Сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов член Правления МАФУН от Мордовии Василий Немечкин выступил с докладом о реализации прав финно-угорских народов.

Президент МАФУН Алексей Цыкарев выступил на заседании Экспертного механизма ООН по вопросам коренных народов (13 июля 2011 г., г. Женева, Швейцария) с докладом, посвященным реализации Декларации ООН о правах коренных народов.

Таким образом, можно сделать следующее заключение:

Молодежная ассоциация финно-угорских народов осуществляет свою деятельность в рамках управления, организации и участия в различных мероприятиях, имеющих местный, региональный, федеральный и международный масштабы. МАФУН принимает участие в работе международных конгрессов, заседаний Правления ассоциации, Совета старейшин, рабочих проектных групп, в тематических встречах, фестивалях, научных семинарах, дискуссиях, культурно-просветительных и спортивно-массовых мероприятиях. Она также активно участвует в подготовке и проведении комплексных исследований по изучению актуальных проблем суверенитета и культурной самобытности уральских (финно-угорских и самодийских) народов, возрождения и развития их национальных культур поиска оптимальных путей экономического развития регионов и рационального природопользования, а так же состояния здоровья населения. Важным аспектом ее деятельности последнее время становится подготовка совместных изданий, радио- и телепередач, освещающих насущные проблемы народов и, особенно, деятельность молодежных организаций. Большое внимание обращается на установление контактов и творчески взаимосвязей с молодежными объединениями других регионов и стран мира [31, С. 12].

К настоящему времени установлены деловые контакты МАФУН с молодежными организациями Венгрии, Финляндии, Эстонии, финно-угорскими молодежными организациями России – с Марийской общественной региональной организацией «Союз марийской молодежи» «У вий», с удмурдской молодежной организацией «Шунды» ("Солнце"), с карельской Молодежной общественной организацией "Nuori Karjala"и другими.

За 20 лет своего существования Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН) внесла и успешно продолжает вносить большой вклад в укрепление сотрудничества финно-угорской молодежи, в дело сохранения родных языков и культуры. Её участники научились находить точки конструктивного сотрудничества в сфере общественной дипломатии с различными международными организациями, государственными органами, неправительственными организациями, принося действительно немалую пользу финно-угорским народам.

2. Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовия (МОДМН РМ)

Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовиябыло образовано в 2004 году. На учредительной конференции Председателем Молодежного общественного движения мордовского народа РМ был избран Кочеваткин Александр Михайлович. С 2007 г. Председатель – Немечкин Василий Николаевич.

Основные цели организации:

– содействие укреплению мира и установлению общественного межнационального согласия на территории Республики Мордовия;

– создание социально-экономических, организационных, правовых условий для самореализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности;

– обеспечение деятельного участия молодежи в преобразовании общества;

– сближение и сотрудничество между молодежью мордовского народа;

– создание условий для самореализации и содействие росту национального самосознания молодежи мордовского народа;

– участие в выработке и реализации государственных программ, в разработке законопроектов и других нормативных актов, направленных на сохранение и развитие мордовских народов, защиту прав коренных народов;

– защита политических, социально-экономических, национальных и других прав мордовского народа;

– сохранение, возрождение и пропаганда традиционных и культурных ценностей мордовского народа как части мировой культуры [9].

Основными направлениями деятельности МОДМН РМ являются:

– взаимодействие с российскими и зарубежными организациями финно-угорских народов для решения задач, стоящих перед организацией;

– ведение издательской, информационной, телерадиовещательной, культурно-просветительской работы [9].

В структуре движение образовано 5 секторов:

– Организационный сектор,

– Сектор международного и межрегионального сотрудничества,

– Сектор «Этнополитика и право»,

– Сектор «Культура и искусство»,

– Сектор «Язык и образование».

Молодежное общественное движение мордовского народа РМ ежегодно участвует в мероприятиях:

– Дни родственных финно-угорских народов,

– Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов»,

– Дни мордовской культуры в местах компактного проживания мордовского народа,

– Всероссийский фестиваль мордовской эстрадной песни «Од вий» и т.д.

Движение активно участвует в мероприятиях, проводимых Межрегиональным Советом общественного движения мордовского народа (Председатель М.В.Мосин).

Важным направлением в работе движения является сотрудничество с молодежными организациями Венгрии, Финляндии, Эстонии, российскими финно-угорскими молодежными организациями (Союз коми молодежи «Ми», «У вий» (Марий Эл), «Шунды» (Удмуртия), «Финно-угорское наследие» (г.Пенза), «Ямал–потомкам» и т.д.).

Участники движения обучаются в финляндско-российском проекте для представителей финно-угорских организаций. Проект был организован обществом «Финляндия – Россия» и Ассоциацией финно-угорских народов РФ. Проект является обучающим для неправительственных организаций финно-угорских народов. Задачами являются расширение возможностей для деятельности организаций финно-угорских народов, повышение их общественной значимости, а также укрепление межтерриториальных и международных связей. Важной задачей является также обучение проектной деятельности и организации финансирования.

Молодежное общественное движение мордовского народа РМ является ассоциативным членом МАФУН (Молодежной ассоциации финно-угорских народов) и координатором МАФУН в Республике Мордовия.

Представители движения активно участвуют в заседаниях Правления МАФУН (май 2005 – в Ижевске, март 2006 – в Хельсинки, Финляндия; ноябрь 2006 – в г. Тарту, Эстония), а также мероприятиях проводимых ассоциацией.

Молодежное общественное движение мордовского народа РМ один из организаторов XXIII Международной научной конференции финно-угорских студентов (IFUSCO).

3. Удмурдская молодежная организация «Шунды» («Солнце»)

21 ноября 1990г. состоялась учредительная конференция республиканской общественной организации удмуртской молодёжи «Шунды» и разработан Устав. Организация «Шунды» создана с цельюповышения национального самосознания, укрепления национальной культуры и интернационального воспитания удмуртской молодёжи. Уставом были определены основные задачи: пропаганда истории, культуры, языка удмуртского народа, поддержка и развитие творческой инициативы членов организации; укрепление дружбы и культурных связей удмуртской молодёжи с молодёжью РФ и других стран. Организация создана по инициативе Общества удмуртскойкультуры и молодёжной комиссии при Верховном Совете УАССР в целях повышения национального самосознания, укрепления национальной культуры. Первым председателем Правления избрана Корнилова Татьяна Лазаревна, редактормолодёжных программ удмуртского телевидения. 15 февраля 1992г. состоялся второй этап учредительной конференции (так в документе), на котором принято решение о создании Удмуртской молодёжной организации «Шунды» (УМОО«Шунды»). Конференция утвердила Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции УР 26 марта 1992г. Высшим руководящим органом УМОО «Шунды» являлась конференция, созывавшаяся не реже одного раза в год [20].

Исполнительным органом служило Правление, заседания которого проводились не реже двух раз в месяц. В 1992г. председателем Правления УМОО «Шунды» был избран Бекманов Геннадий Иванович, актер Удмуртского драматического театра, а в 1993г. - Сидоров Валерий Михайлович, редактор студии молодежных и детских передач ГТРК «Шунды». Членами организации могли стать лица от 14 до 35 лет. Основными направлениями деятельности УМОО «Шунды» являлись: организация культурных, спортивных и других мероприятий; участие в совместных с другими молодёжными организациями мероприятиях; проведение различных дискуссий, вечеров, конференций, встреч, концертов и т. п.; создание и поддержка молодёжных, национальных, профессиональных и самодеятельных групп и ансамблей; оказание помощи молодёжи в трудоустройстве; создание юридических и психологических служб для молодёжи, творческих мастерских по интересам; выявление юных талантов, организация лагерей для одарённых детей-удмуртов; возрождение самобытных национальных традиций; организация туристических обменов с молодёжными организациями зарубежных стран и т. д. УМОО «Шунды» работала в тесном сотрудничестве с Госкомитетом УР по молодёжной политике, Всеудмуртской ассоциацией «Удмурт кенеш», Обществом удмуртской культуры и другими общественными объединениями. УМОО "Шунды" действовала на территории Удмуртии и Российской Федерации в районах компактного проживания удмуртов. Первичные организации действовали в ряде городов и районов республики: городах Ижевске, Глазове, Можге; в Алнашском, Вавожском, Кезском, Ярском районах. Решением II отчётно-выборной конференции 19 февраля 1994г. УМОО «Шунды» переименована в Удмуртскую молодежную общественно-политическую организацию «Шунды» (УМОПО «Шунды»). Внесены соответствующие изменения и дополнения в Устав. Новым направлением деятельности УМОПО «Шунды» явилось участие в политической жизни Удмуртской Республики. Из Устава исключено положение о деятельности организации за пределами республики. Председателем Правления избрана Смирнова Светлана Константиновна, зам. председателя Госкомитета УР по молодёжной политике, президент Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Для координации деятельности организации между конференциями стал избираться Совет из числа представителей городских и районных первичных организаций. Полномочия Правления сводились к общему руководству работой организации. УМОО/УМОПО «Шунды» является юридическим лицом, имеет штамп, бланки, печать, флаг, гимн, эмблему, значок. Символ организации - стилизованный знак матери-Солнца, взятый из языческой удмуртской мифологии. Это символ жизненной силы, добра и света. Финансовые средства организации образуются за счёт членских взносов, отчислений различных организаций, фирм, предприятий и отдельных граждан; доходов от издательской, концертной и иной деятельности. В 1992-1994гг. УМОО/УМОПО «Шунды» работала над реализацией программ: «Творческая молодежь», «Сохранение и развитие национальной культуры в молодёжной среде», «Одарённые дети», «Информационное обеспечение молодёжи», «Лидер», «Досуг», «Детское и молодёжное предпринимательство» и др. УМОО/УМОПО «Шунды» с 1991г. является членом Молодёжной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) и принимает активное участие в её деятельности. Удмуртская молодёжная общественно-политическая организация «Шунды» решением IV отчётно-выборной конференции 1 декабря 1996 г. была переименована в Удмуртскую общественную организацию «Шунды». В связи с этим, принята новая редакция Устава , которая не была зарегистрирована в Министерстве юстиции УР, поэтому в документах сохранялось прежнее название организации - УМОПО «Шунды».

На конференции было принято решение о разделении постов председателя Совета и председателя Правления УМОПО«Шунды». Председателем Совета осталась Н. Э. Уткина, избранная на заседании Правления 21 марта 1995 г., председателем Правления был избран Ю.А. Перевозчиков. На V отчётно-выборной конференции 14 февраля 1998 г. были внесены изменения и дополнения в Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции УР 14 мая 1998 г. В соответствии с Уставом закреплено новое название организации - Удмуртская молодёжная общественная организация «Шунды» (УМОО «Шунды»). В Уставе УМОО «Шунды» появился пункт об активизации экологического движения в молодёжной среде, сохранении природно-культурного наследия. Было принято решение, что Конференция будет созываться не реже одного раза в два года. Соответственно Совет и Правление УМОО «Шунды» стали избираться на два года [20].

Членами УМОО «Шунды» могут быть граждане в возрасте от 14 до 30 лет. В члены Правления могут быть избраны лица, достигшие 18 лет. Председателем Совета была избрана Г. А. Юсупова, председателем Правления Т. В. Мазитова.

Численность УМОО «Шунды» в 1998г. составляла 1511 человек. Первичные организации действовали в ряде городов и районов республики: городах Ижевске, Глазове, Можге; в Алнашском, Балезинском, Воткинском, Вавожском, Граховском, Дебёсском, Завяловском, Кезском, Киясовском, Малопургинском, Сюмсинском, Увинском, Якшур-Бодьинском, Ярском районах. Деятельность УМОО «Шунды» за 1995-1998 гг. осуществлялась в реализации трёх основных программ: «Культура. Творчество. Досуг»; «Вож тулкым (Зелёная волна)» и «Выль лыдзет (Новая книга)». В рамках программ проводились: студенческие конференции (1995, 1996), круглые столы по насущным проблемам (1995-1998), культурные акции в республиках Башкортостан, Марий Эл, Татарстан (1996, 1997, 1998). Основное внимание в организации уделялось работе с детьми. Был организован зимний лагерь для одарённых детей удмуртской национальности.

Традиционно проходил летний лагерь «Шундыкар» («Город солнца»), проводившийся в Удмуртии с 1993 г. Участники лагеря - дети, преимущественно из сельской местности. Юные художники, архитекторы, писатели, журналисты, музыканты развивают свои таланты в период лагерной смены, приобщаются к культуре, традициям своего народа. УМОПО/УМОО «Шунды» часть мероприятий проводила в рамках программ МАФУН: студенческие научно-практические конференции «История и культура финно-угорских народов» (1995-1998); международные финно-угорского слеты старшеклассников (1995-1998); международная научно-практическая конференция «Молодежь и финно-угорский мир» (1995); ассамблея молодых финно-угорских художников и искусствоведов по этнофутуризму «Миф и мифотворчество: Европа и Азия» (1995); Международный семинар творческой молодежи по этнофутуризму (1998) и др. Делегаты УМОПО/УМОО «Шунды» приняли участие в работе III и IV Конгрессов МАФУН г. Сыктывкар (Республика Коми) 16-18 июня 1995г. и 18-21 ноября 1997г. г. Таллинн (Эстония).

4. Молодежная общественная организация «Nuori Karjala»

Республиканская Молодежная общественная организация «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») была создана в 1993 году студентами Петрозаводского государственного университета, в частности, активистами нового факультета прибалтийско-финской филологии и культуры, готовыми поддержать дело возрождения национальных языков республики. В следующем году организации исполняется 15 лет. Основополагающий документ – Устав, согласно которому Nuori Karjala – добровольная организация, заинтересованная в сохранении и развитии национальных культур и языков прибалтийско-финских народов, проживающих в Республике Карелия (карелы, вепсы, финны) [23].

Nuori Karjala – не политическая организация, ее интерес – национально-культурный. Сотрудничает с Союзом карельского народа (Karjalan rahvahan liitto), Ингерманландским Союзом финнов Карелии (Inkerin liitto), Обществом вепсской культуры (Vepsän kul΄tursebr), Союзом вепсской молодежи, государственными организациями и учреждениями. В деятельности организации могут принимать участие люди независимо от своей национальности (возраст вступления – не моложе 14 лет), на культурные мероприятия организации приглашаются все желающие. Деятельность организации осуществляет Совет (правление), состоящее из 9 человек и созываемое председателем по мере необходимости [2].

Цели и основные задачи организации:

- Пропаганда и распространение духовных ценностей прибалтийско-финских народов как части мировой культуры (язык, история, традиции и т.д.), сохранение и развитие карельского, вепсского и финского языков и культуры.

- Изучение и распространение знаний о прошлом и настоящем прибал-тийско-финских народов.

- Сближение сотрудничество с молодёжью и молодёжными организациями финно-угорских народов.

- Осуществление деятельности по популяризации и пропаганде мировоззрения и культуры финно-угорских народов среди молодёжи.

- Ведение работы в тесном контакте с национально-культурными обществами Республики Карелия: «Союз карельского народа», «Общество вепсской культуры», «Ингерманландский союз финнов Карелии» [23].

Членами организации являются преимущественно молодые люди: студенты Петрозаводского государственного и Карельского педагогического университетов, выпускники карельских вузов, а также все те, кто интересуется культурой и языками карелов, вепсов и финнов. Организация не имеет своих отделений в районах Карелии, однако ее активисты являются уроженцами карельских сел и деревень, на данный момент проживающими в Петрозаводске. В настоящее время насчитывается около 50 членов Nuori Karjala, на момент 2007 года уплативших членский взнос, составляющий 20 рублей. За 15 лет «через организацию» прошло более 200 молодых людей, внесших посильный общественный вклад в ее работу.

Частая смена председателей в Nuori Karjala связана, прежде всего, с молодежным, в частности, студенческим характером деятельности. Заканчивая университет, председатели, как правило, передавали свои полномочия в другие руки. В течение времени проявлялась разная активность деятельности организации, были моменты затухания и отсутствия лидеров, желающих продолжить общественную работу на данном поприще. В ряду бывших председателей – заинтересованные люди: Надежда Калмыкова (Кузнецова), Максим Туренков, Ольга Огнева, Татьяна Тимофеева, Екатерина Максимова. Председателем организации с ноября 2006 года является Наталья Антонова, ее заместитель – Алина Чубурова. Руководителями Nuori Karjala всегда были карелы, студенты и выпускники факультета прибалтийско-финской филологии и культуры, хорошо владеющие национальными языками, радеющими за родной язык и культуру.

Nuori Karjala – коллективный член Молодежной международной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Члены организации регулярно принимают участие в мероприятиях МАФУНа: конгрессах, съездах, заседаниях, конференциях, семинарах, фестивалях и т.д. Если правительство республики поддержит инициативу «Nuori Karjala», то в 2009 году очередной, Девятый международный форум финно-угорской молодежи (Конгресс) состоится в Петрозаводске. Насегодня карельское правительство уже рассматривает наше обращение о возможности проведения в том же, 2009 году у нас 25-ой, юбилейной Международной научной конференции финно-угорских народов «IFUSKO». Эти два крупных и интересных мероприятия могли бы быть совмещенными и выглядеть как большой молодежный финно-угорский форум в Карелии.

Nuori Karjala являлась инициатором и организатором проведения в Петрозаводске и районах республики культурно-просветительских и развлекательных мероприятий: етно-фолк-тусовок, праздничных и музыкальных вечеров, конкурсов, спортивных состязаний, этнокультурных летних лагерей. Nuori Karjala является создателем нескольких театральных постановок на тему календарных народных праздников на карельском языке (собственно-карельском и ливвиковском наречиях: Iivanan päivy (Иванов День), Kegri (Кегри), Sroičan päivy (Троица), Rastavu (Рождество), Äijypäivy (Пасха). Члены организации являются авторами, а зачастую и постоянными сотрудниками республиканских газет на карельском и финском языках, практикуют выступления на национальных языках на местном радио и телевидении. Молодые люди в свое время учились создавать любительские видеофильмы на тему жизни молодежи в Карелии.

C апреля 2004 года в Республике Карелия начал работу проект «Возрождение культуры коренных народов через развитие музыкальной культуры», подготовленный республиканской молодёжной общественной организацией «Нуори Карьяла». Проект финансируется Посольством Канады в г. Москве в рамках Канадской программы сотрудничества. Основным партнёром по реализации проекта выступает Республиканский Центр национальных культур. Цель проекта - сохранение и развитие самобытной культуры карелов, вепсов, финнов за счёт обеспечения детских и молодёжных фольклорных коллективов традиционными народными музыкальными инструментами. В рамках проекта будут приобретены 5-ти и 10-тиструнные кантеле, йоухикко, талхарпа, разнообразные духовые инструменты-народные флейты, мянкерей, калюка, сарви, лиру, волынка. Целевой группой проекта являются детские и молодёжные коллективы,представляющие музыкальную культуру карелов, вепсов, финнов [4].

В ноябре 2006 года в организации утвердили новый состав исполнительного Совета. В него входят Алина Чубурова, Алексей Цыкарев, Наталья Пеллинен, Мария Дорофеева, Мария Власова, Ольга Власова, Екатерина Максимова, Алина Мухамадиева, Наталья Антонова. Были внесены предложения по дальнейшей работе Nuori Karjala. В частности, ко второй половине 2007 года планируется запустить Интернет-портал прибалтийско-финской молодежи Карелии, где будут материалы на финском и карельском языках. Поддерживаются инициативы молодежи в литературном и музыкальном творчестве на карельском, финском и вепсском языках – в рамках этого на базе Национального театра создан музыкальный клуб единомышленников по рождению нового молодежного вокально-инструментального поп-коллектива, исполняющего репертуар на карельском, финском и вепсском языках. К сегодняшнему дню имеются ряд песенных текстов и аранжировок, проводится работа по поиску исполнителей и музыкантов. Идея о создании такого коллектива вынашивалась давно. Наша карельская молодежь сожалеет о том, что на карельском языке нет дискотечной музыки в отличие от других финно-угорских республик, где эстрадное направление на родных языках очень востребовано. Это позволило бы придать национальным языкам Карелии более современный имидж и привлечь к себе большее внимание.

Молодые люди развивают театральную деятельность на карельском языке. Так, существенным вкладом в развитие карельской культуры является деятельность любительского студенческого кукольного театра «Čičiliusku» («Ящерица»), созданного в 2005 году Союзом карельского народа на базе Республиканского центра национальных культур. За это время создано три постановки на собственно-карельском и ливвиковском наречиях, дано большое количество выступлений, практикуются гастроли театра по районам Карелии. Отрадно то, что свои выезды в карельские села и деревни молодежь организует собственными силами. Кукольный театр - трудное, но очень интересное направление общественной работы, заинтересовавшее молодых людей, способных применить знание национального языка на практике еще в студенческие годы. Деятельность театра поддерживают Министерство по национальной политике и связям с религиозными объединениями, а также Министерство культуры.

«Nuori Karjala» активно сотрудничает с финляндскими культурно-просветительскими организациями: Обществом М. А. Кастрена (M.A. Castrenin seura), Фондом им. Ниило Хеландера (Niilo Helanderin saatio), Фондом калевальской культуры «Юминкеко» (Juminkeko-saatio), Обществом финской литературы (Suomalaisen kirjallisuuden seura), Обществом карельского языка (Karjalan kielen seura), Карельским просветительским обществом (Karjalan sivistysseura), Обществом «Финляндия – Россия» (Suomi-Venaja-Seura), Культурным фондом Финляндии (Suomen kulttuurirahasto) и рядом других общественных организаций родственных народов [10].

При поддержке партнёров «Nuori Karjala» содействует продвижению печатного слова и сохранению тиражей республиканских периодических изданий «Oma Mua» («Родная земля»), «Vienan Karjala» («Беломорская Карелия»), «Karjalan Sanomat» («Вести Карелии»), «Kipina» («Искорка»), «Carelia» («Карелия»), «Kodima» («Родина»). В 2007 году было оформлено в общей сложности 1500 подписок, поддержана почтовая доставка вепсской газеты «Kodima» в Вологодскую и Ленинградскую области. Газеты на карельском, вепсском и финском языках поступают бесплатно в республиканские учреждения образования и культуры, церковные приходы и администрации местного самоуправления. Благодаря проекту в деревнях организованы кружки по чтению и сформирована сеть внештатных корреспондентов.

«Nuori Karjala» разработала проект по открытию книжного выставочного комплекса. В выставочном комплексе экспонируется художественная, научная и учебная литература на карельском, вепсском и финском языках, а также справочная литература о Карелии.

В течение двух лет при участии «Молодой Карелии», ООО «Издательство «Эностоне» (г. Турку) и Национальной библиотеки Республики Карелия реализовывался партнёрский проект «Обучение профессиональному издательскому делу в Республике Карелия». Участники проекта рассмотрели издательское дело как комплексную работу профессионалов в области редактирования, полиграфии, менеджмента. В рамках проекта его участники - начинающие и опытные издатели и писатели - смогли познакомиться с работой друг друга, посетить издательские дома Петрозаводска, побывали на книжных выставках-ярмарках Санкт-Петербурга и Турку. Благодаря знаниям, полученным в проекте, члены организации «Nuori Karjala» разрабатывают и издают тематические календари на карельском языке.

5. Марийская общественная региональная организация «Союз марийской молодежи» «У вий».

Марийская региональная общественная организация «Союз марийской молодежи «У вий» является одной из старейших организаций в Республике Марий Эл в постсоветском пространстве. Решение о создании организации на базе Марийского обкома ВЛКСМ было принято в 1989 году, тем не менее, предпосылки к объединению творческой молодежи было уже в 198б году. По замыслу активистов того времени «У вий» должна была стать силой молодых, честолюбивых писателей и поэтов, актеров и журналистов, художников и всех тех, кого волнует судьба своего народа, его языка и культуры. Главную цель активисты объединения творческой молодежи «У вий» видели в том, чтобы глубоко изучая историю, культуру, искусство своего народа, а также и других финно-угорских народов, развивать, в первую очередь в них самих, национальное самосознание, а потом это уважение к своему народу, его культуре донести до широких масс молодежи [7].

Цели и задачи организации:

- содействию возрождению традиционных духовных и культурных ценностей марийского народа;

- содействию повышению идейного уровня, сознания молодежи путем привлечения их к участию в новых формах организации молодежного досуга;

- содействие повышению уровня эстетического воспитания молодежи на основе анализа и прогноза искусства финно-угорских народов;

- содействию патриотическому воспитанию марийской молодежи в духе уважения к историческому прошлому и будущему марийского родного народа;

- содействию удовлетворению профессиональных и любительских интересов марийской молодежи;

- содействие развитию научного и технического творчества марийской молодежи;

- содействие охране природы, улучшению среды обитания человека;

- содействие становлению творческих инициатив, направленных на улучшение образования, социальной защиты молодежи [7].

Заслуги активистов, и движения в целом, уникальны. «У вий» стал инициатором открытия Театра юного зрителя (ныне Филиал марийского национального театра драмы им. М. Шкетана), создания молодежной газеты «Кугарня» (ныне Республиканская газета) и журнала «Саман». Некоторые из организованных мероприятий, такие как Фестиваль финно-угорской молодежи и Фестиваль марийской песни, Фестиваль поэзии «Колумб лудмаш» «Колумбовские чтения»), Дни национального героя и другие стали традиционными и проводятся на государственном уровне. Главным достижением «У вий» стало образование Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) (1991 г.) и Межрегионального общественного Союза Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МОС МАФУН) (2004 г.).

Сейчас «У вий» является достаточно зрелой организацией с богатой историей. Богатый список мероприятий, которые проводились за последние годы. Вот некоторые из них:

  1. Открытие Марий Парка, участие на Дне национального героя С приглашение представителей молодежных организаций финно-угорских регионов (Республики Коми и Удмуртии, Финляндии и Эстонии) (ежегодно с 2000 г.);

  2. Дни родственных народов и акция «У вий против наркотиков» (2002, 2003 гг.);

  3. Молодежная этнографическая экспедиция с участием марийских («У вий», МО «Рвезылык», СП МОО «Марий ушем»), татарской молодежной организации «Мирас» и организацией «Студенты ХХI века»(ежегодно внесколько этапов с 2002 г.);

  4. Выпуск газеты «Студент илыш» совместно с СП МОО «Марий ушем;

  5. Проведение VI Конгресса МАФУН в ноябре 2003 года в г. Йошкар-Ола;

  6. Марийская дискотека «Сандалык Sem»(2005-2008 гг.);

В мае 2006 года в г.Йошар-Ола прошли ХХII Международная молодежная студенческая конференция IFUSСО-2006, в числе главных организаторов которого являлся «У вий» и семинар-практикум по подготовке к Марийскому молодежному форуму.

Все мероприятия проходят исходя из уставных целей и задач организации и направлены на удовлетворение этнокультурных потребностей, поддержки общественных инициатив, эстетическому и патриотическому воспитанию марийской молодежи в духе уважения к историческому прошлому и будущему народа, любви к России и своей малой Родине.

В заключении хотелось бы отметить, что создание молодежных объединений финно-угорских народов России сформировались в русле общего сотрудничества этих народов в социальной, экономической и культурной сферах. Молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН) была основана за год до распада СССР и за два года до проведения в Сыктывкаре I Всемирного конгресса финно-угорских народов.

Выделяют три периода становления молодежного финно-угорского движения:

– I период (с 1990 по 1994 гг.) характеризуется формированием идеологии и активным обменом специалистами. Крупнейшее событие периода – научно-практическая конференция «Молодежь и финно-угорский мир», итогом которой стала «Концепция программы развития финно-угорской молодежи». Документ вобрал в себя все основные тревоги молодежи, определил стиль и характер молодежного взаимодействия.

– II период (1995 – 1997 гг.) пришелся пик активности, крупные молодежные мероприятия и рост международных связей. III период (1997 – 2000 гг.) охарактеризовался спадом активности и смещением центра тяжести на запад [8].

МАФУН удалось реализовать немало крупных проектов, таких, как, например, конференция «Финно-угры и Россия», издание газеты «Kudo + Kodu», множество других конференций и семинаров, фестивали по этнофутуризму, молодежные лагеря. Под эгидой МАФУН был проведен международный конкурс красоты среди девушек финно-угорских национальностей в Сыктывкаре, I Международный социально-экономический форум финно-угорской молодежи в Пермском крае, межрегиональный творческий проект «Мастерская будущего финно-угорской молодежи» в Карелии.

Конгрессы МАФУН проводятся раз в два года. Помимо традиционных секций «Масс-медиа», «Национальная эстрада», «Этнополитика и право», «Национальное образование, язык и культура», «Сельская молодежь и семья» проводятся инновационные секции и круглые столы «Финно-угорская молодежь и активная политика», «Брендинг территорий», «Информатизация финно-угорских языков и печатное слово». Традиционно делегаты конгрессов принимают резолюцию и план мероприятий.

Сегодня интерес МАФУН простирается во многих сферах гуманитарной деятельности. В научной сфере МАФУН курирует проведение Международной конференции студентов финно-угроведов IFUSCO, занимается сбором и публикацией в сети Интернет научных докладов. В общественно-политической области МАФУН планирует проведение школы молодого финно-угорского Политика, создание банка положительных общественных практик. Приоритетное значение имеет поддержка молодых финно-угорских семей, для которых в Республике Коми разработана система лагерей-семинаров «Золотые зерна». МА-ФУН исходит из того, что национальная культуры должна быть современной. Необходимо развивать этнофутуризм, этноавангард, электротанцевальную эстраду.

Отдельным ответственным направлением работы является социально-экономическое развитие территорий традиционного проживания финно-угров. Мы не должны замыкаться на вопросах языка и культуры. Напротив, наша задача – видеть в традиционной и современной культуре наших народов большой экономический потенциал. И не только для развития туризма, но для инвестиционной привлекательности регионов в целом. В связи с этим МАФУН планирует и дальше курировать проведение Социально-экономического форума финно-угорской молодежи. Не исключено, что уже со следующего года мероприятие может интегрироваться в культурную жизнь Европы, так как будет проходить в культурных столицах Европы.

Развитие экономики территорий традиционного проживания финно-угорских народов, реализация крупных брендинговых проектов, формирование экспертных и предпринимательских сетей окажут благоприятное воздействие на сохранении культуры и языков. В этом вопросе немаловажную роль играет сотрудничество с ЮНЕСКО и ООН, международными и российскими общественными организациями. Гуманитарное сотрудничество подразумевает в том числе сохранение памятников материального и нематериального наследия финно-угорских народов.

В общественно-политической плоскости мы видим большие возможности для сотрудничества с органами местного самоуправления. Особенно сегодня, когда большинство уже полномочий передано на уровень поселений, все более актуальным становится выдвижение молодых финно-угорских политиков в советы городских и сельских поселений, а также в районные советы. Наша задача – создать политические условия для такого выдвижения, сформировать команды людей, патриотические настроенных и готовых брать на себя ответственность за социально-экономическое будущее территорий. Надо сказать, что у наших партнеров в странах Европы те же задачи – дать знания своей молодежи, чтобы она выдвигалась во власть и в целом проявляла бы свою гражданскую позицию.

Сегодня МАФУН – это 40 общественных объединений, несколько межрегиональных проектов. Авторитет организации постоянно растет. Это подчеркивает и то, что на IX Конгрессе в г. Петрозаводске сразу семь общественных объединений пожелали вступить в МАФУН, и два региона претендовали на право проведения следующего Конгресса.

Молодежная ассоциация финно-угорских народов – площадка во многом универсальная, со своей историей и традициями. Сюда могут приезжать разные силы, высказывать разные мнения. Ассоциация вполне демократична. Здесь есть механизм наблюдателей, не забыли и про ветеранов, для которых существует Совет Старейшин. Если организация готова работать, ее принимают в члены, и уже на конгрессе ее представители наделяются правом решающего голоса.

Молодежная ассоциация финно-угорских народов, как и другие международные общественные объединения, работает в системе «общественной дипломатии». Все более популярным становится термин «культурной дипломатии». Эти понятия отражают суть и дух сотрудничества молодежи родственных финно-угорских народов. За годы устойчивого развития появилась миссия родственной молодежи – координация усилий по сохранению языков и культур, реализация общих проектов, поднятие национальной идентичности и установление личных контактов исполнителей, ученых, политиков, общественников, деятелей культуры – всех конструктивных сил, способных вносить вклад в развитие финно-угорского движения.

Однако, развивая региональную и национальную идентичность, мы не должны забывать о нашей гражданской принадлежности и всех истекающих отсюда прав и обязанностей.

Список использованных источников и литературы

  1. Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки истории мордовской государственности и национального движения / В. К. Абрамов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. – 240 с.

  2. Абрамов В. К. Мордовское национальное движение / В. К. Абрамов. – Саранск, 2007. – 180 с.

  3. Александров Е. В. Финно-угорская молодежь в контексте современных интеграционных и межкультурных процессов: доклад на открытии ХХII Международной студенческой конференции IFUSCO / Е. В. Александров, Н. Н. Осипов // Вестник Марий Эл. - 2006. - № 2. - С. 56-61.

  4. Антонова Н. О деятельности Республиканской Молодежной общественной организации «Nuori Karjala» («Молодая Карелия») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finugor.ru/node/4335/

  5. Выступление Президента МАФУН, Председателя по национальным делам при Совете Министров Удмуртской республики Смирновой С. К. // Молодежь и Финно-угорский мир: материалы Международной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 1994.

  6. Захарова А. Молодежная общественная организация «Nuori Karjala» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://superzahar.narod.ru/Documents/org.pdf

  7. Лихачева Н. Финно-угорский культурный центр России вышел в «свет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mari.ее/rus/news/soc/2006/12/12.html

  8. Малинина О. С. Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Малинина Ольга Сергеевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т]. - Йошкар-Ола, 2008. – 237 с.

  9. Марийская региональная общественная организация «Союз марийской молодежи «У вий» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://u-vi.ru/page/history

  10. Молодежная ассоциация финно-угорских народов: Сборник материалов (Избранное) / Сост. Л.Н. Камбалова. – Сыктывкар: ООО «Издательство «Кола», 2007. – 224 стр.

  11. Молодежное общественное движение мордовского народа Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gidrm.ru/modmn_rm

  12. Международное и межрегиональное сотрудничество [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.nuorikarjala.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15&Itemid=8&lang=ru/

  1. Официальная страница МАФУН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mafun.org/index_ru.htm

  2. Полутин С. В. Научное осмысление современных процессов глобализации финно-угорской молодежью / С. В. Полутин // XXIII IEUSCO Международная конференция финно-угорских студентов: материалы докладов. – ч. 1. – Саранск, 2008. – С. 6-9.

  3. Прозес Й. Духовное единство молодежи / Й. Прозес // Kudo+Kodu. – 2000. - № 19.

  4. Протокол заседания Совета МАФУН от 10-11 ноября 2000 г., г. Саранск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mafun.org/archives/2000-11ru.html

  5. Протокол соглашения об учреждении Фонда развития финно-угорских культур // Текущий архив Фонда развития финно-угорских культур. – Йошкар-Ола, 1990. – 5 с. Машинопись.

  6. Резолюция Второго Всемирного конгресса финно-угорских народов // Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов6 сб. материалов. – Будапешт, 1996. – С. 234-245.

  7. Резолюция IV съезда финно-угорских народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.afunrf.ru/docs/rezolyucziya-iv-sezda

  8. Родняков А. В. Интервью с председателем Общероссийского общест-венного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» профессором М. В. Мосиным // Финно-угорский мир. – 2009. - № 1. - С. 8-13.

  9. Тулуз Е. Историческое значение переводческой работы в развитии финно-угорских литератур / Е. Тулуз // Финно-угроведение. - 1997. - №1. - С. 18-28.

  10. Удмуртская молодежная общественная организация «Шунды» («Солнце») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libinfo.org/index/index.php?id=104323/

  11. Устав Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mafun.org/archives/kongr6/statVIru.rtf

  12. Устав Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» 2009 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.afunrf.ru/docs/ustav/

  13. Устав Республиканской молодёжной общественной организации «Нуори Карьяла» («Молодая Карелия») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nuorikarjala.onego.ru/files/Rule.pdf

  14. Устав Фонда развития финно-угорских культур // Текущий архив Фонда развития финно-угорских культур. – Йошкар-Ола, 1990. – 13 с. Машинопись.

  15. Финно-угорский мир сегодня // Марийская правда – 1997. – 14 марта.

  16. Финно-угорские народы России: генезис и развитие: учеб. пособие. Под ред. В. А. Юрченкова. – Саранск, 2011. – 224 с.

  17. X Конгресс МАФУН пройдет в Саранске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izvmor.ru/article_13244.html

  18. Шабаев Ю. Общественно-политические объединения финно-угорских народов / Ю. Шабаев // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы / Под ред. В. А. Тишкова. – М.: ИП А. Г. Яковлев, 2011. – С. 90-98.

  19. Шабаев Ю. Финно-угорская культурная политика в контексте межрегиональных и межгосударственных связей // Финно-угроведение. - 2002. - № 1. - C. 3-27.

  20. Шкалина Г. Марийская культура: состояние, прогнозы и перспективы / Г. Шкалина // Kudo+Kodu. – 1999. - № 7.

  21. Якунчев М. А. Молодежная Ассоциация финно-угорских народов (МАФУН) / М. А. Якунчев // Финно-угорский мир. - 2009. - №1. – С. 12-13.

Просмотров работы: 5726