ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА ТАЛЛИСА В ЭПОХУ АНГЛИЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТВОРЧЕСТВО ТОМАСА ТАЛЛИСА В ЭПОХУ АНГЛИЙСКОЙ РЕФОРМАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Томас Таллис назван отцом английской церковной музыки. Он занимает основное место в антологии английской церковной музыки и считается одним из лучших английских композиторов эпохи Возрождения. При том, что деятельность Томаса Таллиса имела огромное влияние на развитие английской церковной музыки, его жизнь и творчество сравнительно мало исследованы и предоставляют большую свободу для музыковедческой мысли. Источники по данной теме немногочисленны и не переведены на русский язык: это труд Сьюзен Коул «Томас Таллис и его музыка в викторианской Англии», работа Пола Доу «Таллис» и статья в Музыкальном словаре Гроува. Также присутствуют отрывки информации в общих энциклопедиях по истории Англии и музыковедческих трудах.

Период композиторской деятельности Таллиса совпал со смутным периодом в истории Англии – эпохой Реформации. Данный период представляет собой безусловный интерес для исследования, в то время как Томас Таллис – первая документально описанная персоналия этого периода. До него, разумеется, существовали музыканты, такие, как менестрели и трубадуры, но история не помнит их имен. Это еще одна из причин, которая делает его интересным объектом для данной работы.

Целью работы является ознакомление с биографией и творчеством Томаса Таллиса, а также предоставление русскоязычным студентам-музыковедам дополнительного источника информации о композиторе.

Считается, что Томас Таллис родился в начале 16 века, что пришлось на конец правления Генриха VII. Его сын, Генрих VIII, больше всего известен в связи с Английской Реформацией, которая сделала англичан в большинстве своем протестантской нацией. Также Генрих был женат необычное для христианина количество раз — всего у короля было 6 жён, что привело к отлучению короля от католической церкви. В связи с этим последовал ряд церковных реформ в Англии, когда англиканская церковь отделилась от римской католической церкви. Библия в Англии впервые стала доступна на родном языке.

Несмотря на ярко выраженный деспотизм короля, именно на период его правления пришлось начало успешной карьеры Таллиса в Лондоне примерно в 1530-х годах. Вначале он служил органистом бенедиктинского монастыря в Дувре (графство Кент), органистом августинского аббатства в Уолтхеме (графство Эссекс), затем в кафедральном соборе в Кентербери. В 1543 году королевский двор пожаловал ему чин Джентльмена королевской капеллы. В ней он служил Генриху VIII (1509-1547), Эдуарду VI (1547-1553), королеве Марии (1553 -1558), и королеве Елизавете I (с 1558 до своей смерти в 1585).

На протяжении всей своей службы у сменяющихся монархов в качестве органиста и композитора Таллис смог избежать религиозных разногласий, которые бушевали вокруг него, хотя он в душе всегда оставался верен своим католическим убеждениям. Он был способен вносить изменения в стиль произведений в зависимости от религиозных предпочтений того или иного монарха, при этом не изменяя собственному стилю.

Наиболее известные произведения этого периода, дошедшие до нашего времени, это «Salve intemerata virgo», «Ave rosa sine spinis» и «Ave Dei patris filia». Они являются песнопениями, посвященными Деве Марии.

Вслед за Генрихом на престол вступил его единственный сын Эдуард VI (1547-53), которому было лишь девять лет. Регентом и фактическим правителем при нём стал герцог Сомерсет. Он имел явную склонность к протестантизму, который стал в это время государственной религией. Также были введены некоторые реформы богослужения, близкие к лютеранству. В этот период Томас Таллис был одним из первых церковных композиторов, писавших гимны на английском, хотя и латынь продолжала использоваться. К этому периоду относится такой гимн, как «If ye love me» (Если любите Меня).

В 1553 году на трон взошла старшая сестра Эдуарда Мария Тюдор. Этот период известен попытками восстановить католицизм в Англии. Истории Мария известна как Кровавая Мэри или Мария Католичка.

Мария приступила к отмене религиозных реформ предшествующих десятилетий, несмотря на то, что в Англии успело вырасти целое поколение, воспитанное в новой вере. В стране начались кровавые репрессии по отношению к протестантам. После ее коронации католицизм был восстановлен. Но даже во время правления Кровавой Мэри Томас Таллис не потерял свои позиции при дворе.

Королева Мария предоставила Таллису усадьбу в Кенте, что обеспечило надежный ежегодный доход и позволило сконцентрироваться на творчестве. Основными в этот период считаются две работы Таллиса – «Gaude gloriosa Dei Mater» и Рождественская месса «Puer natus est nobis». Как и было принято в сложившейся практике, эти части должны были возвышать образ королевы, а также воздавать хвалу Божией Матери.

После смерти Марии королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. На тот момент страна, как и вся Европа, была расколота на два непримиримых лагеря – католиков и протестантов. Елизавета не изгнала и не подвергла репрессиям никого из приверженцев покойной Марии Католички. Победа в войне с Испанией была одновременно и окончательной победой протестантизма в Англии. Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (к т.н. елизаветинцам относились У. Шекспир, К. Марлоу, Ф. Бэкон и другие), так и с возросшим значением Англии на мировой арене.

В 1575 году королева Елизавета предоставила Томасу Таллису и его ученику Уильяму Берду 21-летнюю монополию на написание полифонической музыки и патент на печать и публикацию музыки. Это было одно из первых соглашений такого рода в стране. Также известно, что он и Уильям Берд были единственными, кто имел право использовать бумагу для печати музыки. У Таллиса были эксклюзивные права на печать любой музыки на любом языке. Он писал песнопения на латинском, английском, французском, итальянском и других языках, требовалось ли это церковной или камерной музыке.

Томас Таллис умер в 1585 году в преклонном возрасте. Его заслуги перед английской музыкой были широко признаны, а Уильям Берд в последних строках своей элегии-эпитафии «Ye Sacred Muses» писал: «Скончался Таллис, музыка скончалась».

Следует отметить, что Томас Таллис увековечен на барельефе монумента принцу Альберту в Кенсингтон Гарденс в Лондоне в числе величайших людей эпохи на южном фасаде среди других композиторов и поэтов между Бетховеном и Гиббонсом. Монумент был воздвигнут по приказу королевы Виктории в дань памяти любимого мужа, принца Альберта, умершего от тифа в 1861 году.

Таким образом, за время жизни Томаса Таллиса при английском дворе сменилось четыре монарха, а с ними – государственная религия, и при всех них он пользовался популярностью, находя актуальность в каждой из религий. Он был толерантен к противоположным религиозным движениям и был против столкновений католиков и протестантов. Его музыка была всегда искренней, для истинной веры, а не для религии. С этим связано признание его таланта и сохранение композиторского стиля в период правления каждого из королей. Исследователи признают, что сочинения Томаса Таллиса в период правления Эдуарда VI обладают той же художественной силой воздействия, что и более зрелые произведения, написанные в елизаветинский период.

Источники:

1. Cole S. Thomas Tallis and his Music in Victorian England. Woodbridge, UK: Boydell, 2008.

2. Doe P. Tallis. London; New York: Oxford UP, 1968

3. Doe P. and Allinson D. Thomas Tallis, Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 5 May 2007)

4. Whent C. Thomas Tallis [Электронный ресурс] // Here Of A Sunday Morning. URL: http://www.hoasm.org/IVM/Tallis.html

5. Thomas Tallis [Электронный ресурс] // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_Tallis

Глушко Виктория Юрьевна

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова

ДВИМиК, II курс

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23

E-mail: [email protected]

Творчество Томаса Таллиса в эпоху Английской Реформации

Искусствоведение

200 руб., 2464558223, 11.02.2013

4

Просмотров работы: 3829