СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ОПЫТ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ОПЫТ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономический кризис, распад духовных и нравственных ценностей привели к тому, что на детей с проблемами в развитии обрушилась масса негативной информации, которую предоставляет сама жизнь, пресса и телевидение.

Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с проблемами здоровья в современных условиях является важнейшей социально-педагогической проблемой, что и заставляет искать новые пути решения задач. [1]

Современная педагогика переживает период активного методологического обновления, переосмысления своих оснований, совершенствования понятийно- категориального аппарата, поиска новых средств анализа и представления педагогической реальности. В значительной степени это относится как к отечественной, так и к зарубежной теории и практики обучения детей с особыми воспитательными и образовательными потребностями: от педагогически запущенных и социально дезадаптированных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья (слабо и плохо видящих, слышащих, проблемами опорно-двигательного аппарата, проблемами в развитии речи и проч.). [2]

Доказано, что чем раньше начинается коррекционная или компенсаторная работа с ребенком, выраженная позициями психолого-педагогической поддержки и/или психолого-педагогического/тьюторского сопровождения, тем эффективнее оказывается результат. Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

Современная отечественная педагогика довольно активно пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки в работе с дезадаптированными, педагогически запущенными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья без учета своеобразия социокультурной ситуации России, национальных особенностей построения отечественной педагогической системы. Вместе с тем бесспорным является тот факт, что пренебрежение предшествующим уникальным опытом развития педагогической науки и практики в России ведет к крупным просчетам в построении адекватной системы коррекционно-педагогической деятельности в современной российской действительности.

В данной работе мы хотели бы провести обзорный сравнительный анализ структур специального образования России, Великобритании и Германии, в частности, будут затронуты некоторые аспекты тифлопедагогики в данных странах.

В России значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности и в учебной, и во внеучебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у слабовидящих детей наступает перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или, обсудив все рекомендации медицинского работника с родителями, направить ребенка в специальное коррекционное учреждение.

В российской системе коррекционного образования существует ряд учреждений, который осуществляет деятельность по разным направлениям. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0.04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0.08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения – 12 лет.

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0.05 до 0.4 на лучше видящем глазе. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения на близком расстоянии), форма и течение патологического процесса. Сюда могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений (раздражительности, быстрой утомляемости), возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (функциональное понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0.4), для продолжения лечения зрения.[3]

В Великобритании общественные организации обеспечивают образование в некоторых учебных заведениях. Но многие из них зависят от поддержки местными органами образования, поэтому общее количество таких организаций не велико. В основной своей массе такие заведения идут по пути узкой специализации. Крупнейшие агентства, как, например, Королевский национальный институт для слепых, нанимают профессиональных специалистов для работы на консультативной основе, как на местном, так и на государственном уровне. Дети, которые посещают обычную школу, обеспечиваются специальным образованием путем определения их в специальные классы, на основе полного или частичного посещения занятий, или их направляют в обычные классы, где им уделяется особое внимание.

Наиболее важным типом помощи в Великобритании является помощь детям с особыми потребностями здоровья в процессе обучения. Это, главным образом, работа в обычных школах с детьми, которые испытывают трудности в обучении. Помощь при обучении таких детей может быть очень разной по своей структуре, по способу работы (психолого-педагогическая поддержка, взаимодействие, сопровождение) и по видам (обучающая, воспитательная, коррекционная, развивающая). Некоторые специалисты приходят из передвижных служб коррекции, другие представляют собой специалистов по сенсорным отклонениям, третьи готовы оказать любую помощь школе. С большинством местных органов образования сотрудничают и специалисты мобильных служб для учащихся с различными нарушениями зрения и слуха.

Существует так же новое течение в специальном образовании Великобритании – это интегративная политика. Однако общая поддержка курса на интеграцию еще не привела к большим изменениям по отношению к специальным школам. Учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения оказались наиболее успешно вовлечены в процесс интеграции; значительно меньше вовлечены учащиеся с нарушением интеллекта, а дети с эмоциональными проблемами и с проблемами в поведении переживают еще большую сегрегацию (разделение на категории), чем раньше. [4]

В структуре специального образования Германии выделяются различные виды школ, такие как: вспомогательные школы, школы для глухих, школы для слабослышащих, школы для слепых, школы для слабовидящих и т.д. К школам, как правило, присоединяются дошкольные учреждения, куда принимают детей от 3-4-х лет, частично интернаты и профессиональные школы. Цель всех специальных учреждений - обеспечение всестороннего развития личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени. Школы для слепых и слабовидящих детей обычно десятиклассные, общеобразовательные политехнические школы, в которых обучаются дети с высокой степенью повреждения органа зрения (связанные с применением специальных оптических средств). Учебные планы дополнены специальным содержанием, использованием специального оборудования и технических средств. Профессиональное образование происходит в специальных профессиональных центрах. Так же функционируют специальные школы или отделения в школах для детей с нарушением интеллекта в сочетании с другой патологией: глухих, слабослышащих, слабовидящих, с двигательными отклонениями, слепых. [4]

Таким образом, можно сделать вывод, что в России, Германии и Великобритании специальное образование детей с особыми потребностями здоровья, а в частности, с нарушениями зрения, не одинаково, но имеет ряд сходных черт. Например, то, что дети с особыми потребностями могут быть распределены по категориям и имеются даже различные типы школ, которые основаны на том или ином отклонении в здоровье. Опыт данных стран, их сотрудничество в обмене друг с другом опытом и технологиями работы/сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, может быть использован для разработки специального, инклюзивного образования, которое будет отвечать большинству потребностей современного общества.

Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/531544/

  2. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193140333&archive=1196815207&start_from=&ucat=&

  3. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учебное пособие - Владивосток, 2008, с. 24-25

  4. Артеменко О.Н. Лекции по дисциплине «Сравнительная коррекционная педагогика»: «Сравнительный анализ системы специального образования в Бельгии, Великобритании и Германии»//Эл. ресурс для студентов 1 курса специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология». www.stavsu.ru/.../sravnitel_naja_korrekcionnaja_pedagogika.doc

Просмотров работы: 6484