Для решения задачи сохранения здоровья возникает необходимость создания комфортного развивающего образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья учащихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс актуально не только на уровне школьных обучения, но и для вузовского образования, так как укрепление здоровья учащихся и студентов активно связано с повышением эффективности обучения [2].
Следует обратить внимание на возникающие трудности при реализации здоровьесберегающих технологий, связанные с недостаточных уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сохранения в условиях интенсивной учебной нагрузки.
Тревожным остается состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Института возрастной физиологии РАО, были выявлены факторы риска образовательной среды, провоцирующие стресс и негативно влияющие на рост, развитие и здоровье учащихся [6].
Исследование проблем сохранения здоровья подрастающего поколения проводятся в работах гигиенистов и физиологов, направленных на выявление вредных для здоровья учащихся факторов, возникающих в образовательном процессе. Важное значение в педагогике уделяется оздоровлению детей, подростков и юношества средствами физической культуры. Соответствующие аспекты рассматриваются в работах по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [5].
В систему здоровьесберегающей технологии входят (Петров О.В.): использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, учет особенностей возрастного развития, создание благоприятного эмоционально-психологического климата, использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.
При проведении мониторинга состояния здоровья учащихся особую важность приобретает определение уровня и гармоничности физического развития. Именно этот фактор является наиболее информативным, особенно для детского организма, так как происходит становление морфологических, физиологических и психологических функций [3]. Каждый возрастной период характеризуют свои специфические анатомо-физиологические особенности. В детском организме происходит интенсивный рост, увеличение размеров тела, дифференцировка органов и тканей, особенно активно в подростковом периоде [1].
Все чаще в современных исследованиях подчеркивается зависимость состояния здоровья детского населения от физического развития, а так же взаимосвязь особенностей конституции с различными патологическими состояниями.
Наиболее информативным методом для оценки физического развития является метод соматотипологической диагностики (Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929; Чтецов В.П., 1978;Дорохов Р.Н. и Петрухин В.Г.,1989). Наиболее универсальной среди перечисленных методик соматотипирования, является методика Дорохова Р.Н. и Петрухина В.Г. (1989), позволяющая исследовать габаритные показатели, пропорции, а так же костный, мышечный и жировой компоненты тела.
На кафедре нормальной анатомии РостГМУ разработаны региональные стандарты физического развития детей Южного региона России и алгоритм оценки соматических типов детей и подростков данного региона [4].
За последние 20 лет проведено большое количество исследований в различных регионах России с применением метода соматотипологической диагностики. Метод соматотипирования эффективен при исследовании больших групп населения и позволяет изучить индивидуально-типологические особенности популяции в целом, а так же тенденции ее эволюционного развития. Особую актуальность данный метод приобрел в педиатрической практике, при исследовании соматотипологических особенностей в различных возрастных группах здоровых детей и подростков, а так же при различных заболеваниях.
Результаты исследования физического развития с применением метода соматотипологической диагностики могут быть использованы при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, а так же при разработке здоровьесберегающих программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваемости среди детского, подросткового и юношеского населения Юга России.
Литература:
1. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова – М.: Высшее образование, 2006. − 191с.
2. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2005. — 22 с.
3. Дьяченко В.Г. Руководство по социальной педиатрии / В.Г.Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина. – Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО Дальневосточный гос. мед. университет, 2010. – 112 с.
4. Кондрашев А.В. Алгоритм оценки соматических типов: Учебное пособие /А.В. Кондрашев, В.В. Соколов, Е.В. Чаплыгина, Н.Г. Соколова, Д.П. Осипов. — Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Росздрава. – 2006. – 28 с.
5. Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. — Челябинск, 2002. — 28 с.
6. Халилова А.А. Школьные факторы риска / Халилова А.А. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы междунар. науч.– практ. конф. – СПб: СПбГИПСР, 2010. – С. 483-486.