ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Чаплыгина Е.В. 1, Елизарова Е.С. 1, Кудактин М.В. 2, Бычкова А.С. 2, Карпенко С.С. 2
1ГБОУ ВПО РостГМУ, кафедра нормальной анатомии
2ГБОУ ВПО РостГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Концепция здоровьесбережения в образовательном процессе является одним из наиболее приоритетных вопросов, выделяемых в государственных образовательных стандартах.

Для решения задачи сохранения здоровья возникает необходимость создания комфортного развивающего образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья учащихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс актуально не только на уровне школьных обучения, но и для вузовского образования, так как укрепление здоровья учащихся и студентов активно связано с повышением эффективности обучения [2].

Следует обратить внимание на возникающие трудности при реализации здоровьесберегающих технологий, связанные с недостаточных уровнем знаний о собственном здоровье и способах его сохранения в условиях интенсивной учебной нагрузки.

Тревожным остается состояние здоровья подрастающего поколения. По данным Института возрастной физиологии РАО, были выявлены факторы риска образовательной среды, провоцирующие стресс и негативно влияющие на рост, развитие и здоровье учащихся [6].

Исследование проблем сохранения здоровья подрастающего поколения проводятся в работах гигиенистов и физиологов, направленных на выявление вредных для здоровья учащихся факторов, возникающих в образовательном процессе. Важное значение в педагогике уделяется оздоровлению детей, подростков и юношества средствами физической культуры. Соответствующие аспекты рассматриваются в работах по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [5].

В систему здоровьесберегающей технологии входят (Петров О.В.): использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, учет особенностей возрастного развития, создание благоприятного эмоционально-психологического климата, использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.

При проведении мониторинга состояния здоровья учащихся особую важность приобретает определение уровня и гармоничности физического развития. Именно этот фактор является наиболее информативным, особенно для детского организма, так как происходит становление морфологических, физиологических и психологических функций [3]. Каждый возрастной период характеризуют свои специфические анатомо-физиологические особенности. В детском организме происходит интенсивный рост, увеличение размеров тела, дифференцировка органов и тканей, особенно активно в подростковом периоде [1].

Все чаще в современных исследованиях подчеркивается зависимость состояния здоровья детского населения от физического развития, а так же взаимосвязь особенностей конституции с различными патологическими состояниями.

Наиболее информативным методом для оценки физического развития является метод соматотипологической диагностики (Штефко В.Г., Островский А.Д., 1929; Чтецов В.П., 1978;Дорохов Р.Н. и Петрухин В.Г.,1989). Наиболее универсальной среди перечисленных методик соматотипирования, является методика Дорохова Р.Н. и Петрухина В.Г. (1989), позволяющая исследовать габаритные показатели, пропорции, а так же костный, мышечный и жировой компоненты тела.

На кафедре нормальной анатомии РостГМУ разработаны региональные стандарты физического развития детей Южного региона России и алгоритм оценки соматических типов детей и подростков данного региона [4].

За последние 20 лет проведено большое количество исследований в различных регионах России с применением метода соматотипологической диагностики. Метод соматотипирования эффективен при исследовании больших групп населения и позволяет изучить индивидуально-типологические особенности популяции в целом, а так же тенденции ее эволюционного развития. Особую актуальность данный метод приобрел в педиатрической практике, при исследовании соматотипологических особенностей в различных возрастных группах здоровых детей и подростков, а так же при различных заболеваниях.

Результаты исследования физического развития с применением метода соматотипологической диагностики могут быть использованы при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, а так же при разработке здоровьесберегающих программ, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваемости среди детского, подросткового и юношеского населения Юга России.

Литература:

1. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова – М.: Высшее образование, 2006. − 191с.

2. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2005. — 22 с.

3. Дьяченко В.Г. Руководство по социальной педиатрии / В.Г.Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина. – Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО Дальневосточный гос. мед. университет, 2010. – 112 с.

4. Кондрашев А.В. Алгоритм оценки соматических типов: Учебное пособие /А.В. Кондрашев, В.В. Соколов, Е.В. Чаплыгина, Н.Г. Соколова, Д.П. Осипов. — Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Росздрава. – 2006. – 28 с.

5. Сериков С. Г. Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. — Челябинск, 2002. — 28 с.

6. Халилова А.А. Школьные факторы риска / Халилова А.А. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы междунар. науч.– практ. конф. – СПб: СПбГИПСР, 2010. – С. 483-486.

Просмотров работы: 1334