РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РОЛЬ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фаткулина Л.П. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня как никогда актуален вопрос о том, что читает подрастающее поколение, для чего и как. Ответ мы находим у Н.А. Рубакина, создателя секции библиопсихологической психологии, библиопсихолога и библиотерапевта. Он акцентировал внимание на оценке всякой книги с точки зрения главного критерия: «мыслящей, страдающей человеческой личности». Личность эта человеческая живет в определенных исторических условиях, и характер ее определяет, «для чего, что и как читать» конкретному человеку.

В предисловии к «Этюдам о русской читающей публике» у Николая Александровича Рубакина есть такие слова: «История читающей публики – одна из интереснейших и ярких страниц из истории общественного развития…ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент. Николай Александрович неоднократно отмечал, что главная суть книги – в жизни, а не в книге. Часто цитируется его высказывание: «Чтение книг – это лишь начало дела. Творчество жизни – вот цель».

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, и читать, чтобы росла техника чтения, у многих детей пропадает охота сидеть за книгой.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой.

Профессор Давыдова А.В. считает, что плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка.

Какое значение имеет чтение в учебной деятельности ребенка и в его жизни в целом? «Чтение, - писал виднейший представитель отечественной методики обучения Н.Ф. Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников».

Горецкий В.Г. пишет: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».

Всех детей, без исключения, учат читать. Чтобы в процессе обучения не учитель, а книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги (собеседников, их написавших) в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей, чтобы они узнали широкий мир книг, из числа которых собеседников можно и должно выбирать, не просто научились, а привыкли это делать в нужное для них время по нужным для них поводам. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений. Только тогда они оценят получаемое ими в школе умение читать, захотят научиться читать и полюбят чтение и книги.

Что же нужно сделать учителю, чтобы всё при обучении детей случилось именно так, а не иначе?

Учителю надо помнить - нельзя тормозить у детей реализацию умения читать книгу, самостоятельно разговаривать с книгой-собеседником, которая их интересует. Надо научить детей думать над книгой, предугадывая события, о которых говорится в тексте. Тогда они захотят и учиться читать, и читать.

Как научить ребенка любить книгу, увлечь чтением? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Я. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.

В духовный мир читателя младшей возрастной группы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию.

Так происходит влияние книги на читающего ребёнка. И очень трудно порой выделить главный результат: что важнее, — понимание авторской позиции или личные переживания ребёнком прочитанного? Скорей всего, эти 2 стороны восприятия художественного произведения равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) — законам индивидуального развития ребёнка.

Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению.

Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения). Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

С одной стороны, это свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество. С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.

Как отмечает О.Джежелей, уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Поскольку уроки внеклассного чтения призваны развивать школьников, воспитывать в них активность, то структура уроков чрезвычайно разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок - творчество учителя и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному.

Так, например, Л. Климанова неотъемлемой частью курса литературного чтения считает внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

В программе «Классическая начальная школа» (автор О. Джежелей) выделен специальный раздел, где представлен перечень умений и навыков, которые могут и должны освоить учащиеся как самостоятельную читательскую деятельность на конец каждого периода обучения. Реализация этого раздела осуществляется на одном из пяти видов урока – это уроки, которые обеспечивают умение самостоятельно выбирать и читать книги. Они проводятся с использованием специальных наборов детских книг.

Программа «Школа 2100» (Р .Бунеев, Е. Бунеева) предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность: дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, следующие главы из повести. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

Урок по материалам домашнего чтения проводится после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам.

Сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души.

Варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования читательских интересов младших школьников.

Ролъ учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.

В заключение хочется привести пример признания выдающегося читателя с детства И.Бунина: «Страшная месть» пробудила в моей душе то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки, - чувство священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается». Чтобы чтение не стало испытанием и наказанием для детей, во главе угла уроков по внеклассному чтению стоит чтение-удовольствие и чтение наслаждение.

Список литературы:

  1. Алексеева А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru
  2. Бородина В.А. Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель! // Школьная библиотека.-№9-10. -2011.с.134-139

  3. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005. - 96с.

  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н.Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.

  5. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm

  6. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников: Практическое пособие/ Под ред. Н.Н. Светловской. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

  7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.

  8. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 56 с.

  9. Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002. С.22-24.

Просмотров работы: 19001