РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С правовой и социальной точки зрения молодая семья на сегодняшний день, остается одной из самых не защищенных и не стабильных ячеек общества. Статистика показывает, что наибольшее количество разводов приходится на первые годы совместной жизни. Что же является причиной этой печальной практики? Конечно, неопытность и определенная неустойчивость в социальном плане оказывают влияние, но конституционно закрепленные права у всех граждан должны быть равны. Несомненно, право на труд и на достойный заработок должно реализоваться всеми. На самом же деле, даже получив высшее или профессиональное образование проблему с трудоустройством решить достаточно сложно, так как обычно требуются специалисты, имеющие опыт работы. В такой ситуации право на достойный заработок теряет свою значимость. Реализация права на жилье является проблемой, которую пытались решить не одно десятилетие, по средствам создания коммунальных квартир, «хрущевок»… Но проблема остается актуальной и на данный момент. В Российской Федерации подход к проблеме реализации прав молодых семей на жилье претерпел ряд кардинальных изменений.

Специально для разрешения данной проблемы разрабатывается Государственная целевая программа "Жилище", которая была одобрена постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 5951. Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. № 4312. В последствии программа претерпела изменения, связанные с учетом национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В итоге к 2001 году все разработанные проекты были объедены, в существующую и по сей день, Федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище3», первоначально рассчитанную на 2002–2010 годы. Которая является сегодня основным инструментом Правительства РФ в проведении жилищной политики в стране.

В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище" и Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. Кроме того благодаря реализации первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" в 2002-2010 годах сто тридцать тысяч молодых семей смогли реализовать свое право на жилье.

Общий объем финансирования ФЦП «Жилище» в 2002–2010 годах — 902,4 млрд. рублей. Он включает средства федерального бюджета (298,8 млрд. руб.) и бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований, частных инвесторов и граждан4.

Координация процесса реализации ФЦП «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм была возложена на создаваемую Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов межведомственную рабочую группу по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Мониторинг реализации ФЦП «Жилище» было решено проводить в субъектах РФ ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Министерство регионального развития России.

При успешной реализации проекта к 2010 году планировалось достичь достаточно высоких показателей:

1) увеличение объёмов ввода нового жилья до 80 млн кв. м.;

2) увеличение с 9 до 30 % доли семей, способных приобрести жильё;

3) увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (до 415 млрд руб.);

4) содействовать в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодых семей;

5) совершенствование нормативной правовой базы;

6) повышение качества коммунальных услуг, снижение уровня износа основных фондов предприятий ЖКХ с 60 до 50 %5.

Но достигнутые на практике результаты весьма красноречивы:

1) ввод жилья в 2010 году составил 58,1 млн м²6;

2) доля семей, способных приобрести жильё в 2010 году (с помощью собственных и заемных средств) — 19,8%7;

3) объемы ипотечного жилищного кредитования в 2010 году — 379,4 млрд руб8.

4) уровень износа фондов не снизился и к 2011 году по-прежнему составлял 60 %9.

Поэтому, вполне логично было ожидать, что в конце 2010 года, а точнее 11 декабря вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 1050 “О федеральной целевой программе “Жилище” на 2011 – 2015 годы10”. Основные цели и задачи характерные для данной целевой программы были приемствованы из первоначальной редакции программы. Но включены новые целевые индикаторы и показатели программы:

  • годовой объем ввода жилья в 2015 году - 90 млн. кв. метров общей площади жилья;

  • количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011 - 2015 годах, - 86,9 тыс. семей;

  • количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах, - 172 тыс. семей.

Для достижения подобных показателей исключены устаревшие, созданы новые и откорректированы существовавшие ранее подпрограммы и мероприятия программы:

  • подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

  • подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

  • подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";

  • подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации";

  • мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;

  • научно-исследовательские работы.

Что касается объемов и источников финансирования программы, то оно предполагает увеличение в два раза средств, вносимых молодыми семьями, а в целом уменьшение бюджетного финансирования всех уровней.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности остаются достаточно прогресиивными:

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):

улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);

повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года);

увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;

увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров;

строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации;

увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;

содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей;

улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей;

завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;

завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;

совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;

создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;

переселение в 2011 - 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилья11.

Так же, на основании Федерального Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства12» в 2007 году создана государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, для создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, стимулирования реформирования ЖКХ, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

На 18 января 2013 в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ участвует 81 субъект Российской Федерации (98 %). Общий объем осваиваемых средств – 436,2 млрд. рублей (Фонд – 322,0 млрд. рублей; софинансирование субъектов РФ и собственников жилых помещений в многоквартирных домах – 114,2 млрд. рублей). На капитальный ремонт многоквартирных домов по 569 заявкам 81 субъекта Российской Федерации выделено средств на общую сумму 214,3 млрд. рублей, что позволит отремонтировать 135,1 тыс. домов общей площадью 403,3 млн.кв.м, улучшив условия проживания 17,4 млн. человек. На переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 573 заявкам 79 субъектов Российской Федерации выделено средств на общую сумму 107,7 млрд. рублей, что позволит расселить 20 568 аварийных домов, где проживает 343,3 тыс. человек. По программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда переселено и находятся в стадии оформления 296754 человек в более чем 4,7 млн.кв.м13.

Таким образом, благодаря действию ФЦП «Жилище» удалось в определенной степени разрешить проблему реализации прав молодых семей на доступное жилье. Однако процесс реализации программы на практике не в полной мере соответствует теоретически ожидаемым результатам. Методы ипотечного кредитования, субсидирования, стимулирования роста численности индивидуальных домов не позволяют в полном объеме обеспечить граждан полноценным жильем. К проблемным моментам в программе можно отнести отсутствие компонента территориального планирования. Соответственно не затрагивается ряд важнейших вопросов реализации национального проекта доступного и комфортного жилья. Например: распределение предусматриваемых в 2010 году объемов ежегодного строительства 80 млн. кв. м по территории страны складывается из примерно 15−17 млн. кв. многоэтажных жилых домов суммарно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях место нахождения остального не оговаривается. Не известна структура строительства по собственности и источникам инвестирования, по этажности, плотности, развитию социальной, коммунальной инфраструктуры и санитарно-экологического качества жилища, что не маловажно для обеспечения граждан комфортным и качественным жильем. Не определены так же головные регионы и проекты, которые могли бы стать полигонами для отработки различных градостроительных и проектно-правовых схем, приемов, методов и примерами реализации национального проекта с учетом территориальных особенностей расселения населения России.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"// "Парламентская газета", N 98, 02.08.2007.

  2. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2012) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ", 31.01.2011, N 5, ст. 739.

  3. Постановление Правительства РФ от 20.06.1993 N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище"// в данном виде документ опубликован не был (consultant.ru)

  4. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2012) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ", 31.01.2011, N 5, ст. 739.

  5. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"// "Российская газета", N 187, 26.09.2001 (Программа).

  6. Указ Президента РФ от 29.03.1996 N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" (вместе с "Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище")// "Российская газета", N 64, 4 апреля 1996.

  7. «Паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»/

  8. Оперативная информация - О деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по состоянию на 18.01.2013 года) // http://www.fondgkh.ru/result/result/index.html

  9. Аналитический центр АИЖК «Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2010 года» // интернет- отчет с сайта http://www.ahml.ru/common/img/uploaded/files/agency/reporting/quarterly/report_4q2010.pdf

  10. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации - 2011 год. Строительство жилых домов в 2010 году.. Федеральная служба государственной статистики РФ (2011) //http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_100/IssWWW.exe/Stg/1/pril-5.htm

  11. Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов о законодательном регулировании в ЖКХ//http://www.cnis.ru/?nwsid=5862

  12. Валентина Павлова (ведущий специалист аппарата Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению) «Программа «ЖИЛИЩЕ» для россиян»//«Недвижимость & Цены» № 12. 2006 г.

  13. Валентина Павлова «Приоритетный национальный проект «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ» //"Недвижимость & Цены" № 51. 2005 г.

  14. Наталия Биянова «Утроение ипотеки» // Ведомости// www.ahml.ru (Интернет-сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию)

1 Постановление Правительства РФ от 20.06.1993 N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище"// в данном виде документ опубликован не был (consultant.ru)

2 Указ Президента РФ от 29.03.1996 N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище" (вместе с "Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище")// "Российская газета", N 64, 4 апреля 1996.

3 Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 (ред. от 15.12.2010) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы"// "Российская газета", N 187, 26.09.2001 (Программа).

4Валентина Павлова (ведущий специалист аппарата Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению) «Программа «ЖИЛИЩЕ» для россиян»//«Недвижимость & Цены» № 12. 2006 г.

5 Валентина Павлова «Приоритетный национальный проект «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ» //"Недвижимость & Цены" № 51. 2005 г.

6 Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации - 2011 год. Строительство жилых домов в 2010 году.. Федеральная служба государственной статистики РФ (2011) //http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_100/IssWWW.exe/Stg/1/pril-5.htm

7 Наталия Биянова «Утроение ипотеки» // Ведомости// www.ahml.ru (Интернет-сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию)

8 Аналитический центр АИЖК «Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2010 года»// http://www.ahml.ru/common/img/uploaded/files/agency/reporting/quarterly/report_4q2010.pdf

9 Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов о законодательном регулировании в ЖКХ//http://www.cnis.ru/?nwsid=5862

10 Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2012) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ", 31.01.2011, N 5, ст. 739.

11 «Паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»/ Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2012) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы"// "Собрание законодательства РФ", 31.01.2011, N 5, ст. 739.

12 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"// "Парламентская газета", N 98, 02.08.2007.

13 Оперативная информация - О деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (по состоянию на 18.01.2013 года)//http://www.fondgkh.ru/result/result/index.html

Просмотров работы: 3557