ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инвалидность представляет собой социальный феномен. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, окружающей страны, исторических и политических причин в частности, участия в войнах и военных конфликтах. В нашей стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На сегодняшний день в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами. В Пермском крае сейчас насчитывается 251 тыс. инвалидов (9,5 % от общей численности населения), из них 9,05 тыс. детей-инвалидов. Об этом сообщили на итоговом заседании экспертной группы «Социальная сфера»1. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения. Темпы его развития позволяют отнести проблему инвалидности к одной из острых социальных проблем современности, поскольку все большее число людей живут с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. В этом и заключается актуальность проблемы, которая обуславливается следующим:

- во-первых, возрастанием в современных условиях роли институтов социального обслуживания инвалидов. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса этой категории населения;

- во-вторых, повышенной потребностью инвалидов в социальной и трудовой реабилитации, потому как эта категория населения является более уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода;

- в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области социальной реабилитации, это необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для стабилизации положения.

Инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.

Государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики.

Законодательство Российской Федерации о социальной и трудовой защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Особенности условий труда работников-инвалидов регулируются, в первую очередь Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года, и некоторыми другими нормативными актами2. Нормы трудового законодательства, регулирующие труд инвалидов, можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся нормы, регулирующие порядок заключения и расторжения трудового договора с инвалидами. Ко второй группе относятся нормы, регулирующие особенности условий труда для работников-инвалидов: установление особого режима рабочего времени и времени отдыха, общие принципы труда инвалидов. В третью группу можно включить нормы, устанавливающие условия труда работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплены принципы, в соответствии с которыми должны устанавливать труда инвалидов3. Прежде всего, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, в которой работает инвалид, работодатель обязан обеспечить ему необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в индивидуальных или коллективных договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодных отпусков), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Положения, касающиеся регулирования условий труда и охраны труда инвалидов могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях, заключаемых согласно действующему законодательству между работниками и работодателем.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда4.

  • Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

  • Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

  • Применение труда инвалидов устанавливает, что администрация обязана принимать на работу инвалидов в случаях, предусмотренных законодательством и устанавливать им в соответствии с их медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным Законом«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года. Согласно этому закону, организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3-х %.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17 мая 1995г регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе5.

В рамках исполнения вышесказанного Федерального Закона был издан Указ Губернатора Пермского Края от 29 сентября 2005г. №155 «О социальном обслуживании населения Пермского Края»6.

2 декабря 2011 года Правительством Пермского края была разработана Долгосрочная целевая программа «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы». Данная программа основывается на опыте реализации долгосрочной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 7 июля 2009 г. N 420-п, и является ее продолжением.

На основании федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 2 декабря 2011 г. N 998-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов Пермского края на 2012-2014 годы» разработано Положение об организации службы «Социальное такси» в 2013 году7. Положение устанавливает порядок предоставления клиентам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (инвалиды I-II групп с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, параличами (детский церебральный, после инсульта), лицам с последствиями травм позвоночника, не имеющим специального автотранспорта, детям-инвалидам с сопровождающим лицом, иным категориям инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья пользоваться общественным транспортом, транспортных услуг для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры и создания условий частичной оплаты услуг организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих перевозку легковыми автомобилями указанных лиц.

Закон Пермского края от 30 ноября 2004 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области»8. Настоящий Закон принят с целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Долгосрочная целевая программа «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2009-2011 годы» представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социальной интеграции инвалидов в общество посредством формирования и реализации государственного заказа на услуги по комплексной реабилитации.

Постановление Правительства Пермского края от 13 июня 2012 N 418-п (ред. от 11.09.2012) «Об утверждении Порядка предоставления в 2012-2014 годах субсидии из бюджета Пермского края общественной организации инвалидов на приобретение тифлотехнических средств реабилитации и обучение навыкам пользования ими инвалидов по зрению». Настоящий Порядок определяет цели, условия, процедуру отбора, порядок предоставления в 2012-2014 годах субсидии за счет средств бюджета Пермского края общественной организации инвалидов на приобретение тифлотехнических средств реабилитации и обучение навыкам пользования ими инвалидов по зрению, а также порядок возврата субсидии, отчетность и контроль.

В системе социального обслуживания населения реабилитационные услуги инвалидам Пермского края предоставляются в 29 учреждениях9. Среди них: Комплексный центр реабилитации инвалидов в г. Перми, четыре реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (г. Березники, г. Чайковский, с. Ключи Суксунского района, п. Юсьва Коми-Пермяцкого округа), а также 25 отделений реабилитации, входящих в состав Государственных краевых учреждений «Комплексных центров социального обслуживания населения» (ГКУ «КЦСОН»). Кроме того, в системе здравоохранения на территории края функционирует 6 отделений для реабилитации детей-инвалидов. Для проведения мероприятий в части медицинской реабилитации инвалидов на базе лечебно-профилактических учреждений функционируют 16 отделений (кабинетов) восстановительного лечения и реабилитации. В целом сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов дает возможность оказывать комплексные реабилитационные услуги, определенные индивидуальными программами реабилитации. В структуре реабилитационных услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, ведущее место занимают социально-медицинские (27,7%) и социально-психологические услуги (22,9%). На долю социально-средовых и социально-бытовых услуг приходится 20,5%, социально-психологических – 16,9%, социально-правовых – 9,9%. Наименьшую долю составляют социально-экономические услуги (2,4%). Среда жизнедеятельности учреждений и отделений реабилитации адаптирована с учетом физических ограничений инвалидов в 22,2% учреждений, частично адаптирована – в 63,0%, не адаптирована - в 14,8%. Обеспеченность учреждений реабилитации кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем 36 %10. С целью содействия развитию системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Пермском крае, на базе Государственного краевого учреждения социального обслуживания населения создан краевой научно-методический центр «Центр комплексной реабилитации инвалидов». Основными задачами краевого методического центра является отработка и внедрение на территории современных технологий социальной реабилитации инвалидов, содействие повышению профессионального уровня специалистов, информационно-аналитическая и исследовательская деятельность. Начиная с июня 2010 года, на территории Пермского края реализуется инновационная модель реабилитации инвалидов с использованием сертификатов. Сертификат, включает разный набор реабилитационных услуг в зависимости от формы обслуживания, имеет разную стоимость, выдается территориальным управлением министерства социального развития только при наличии Индивидуальной Программы Реабилитации.

Таким образом, анализ проведенной работы позволил сформулировать основные проблемы при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации в регионе: - несовершенство нормативно-правовой базы в отношении разработки и реализации Индивидуальной Программы Реабилитации; - отсутствие единой информационной базы реабилитации инвалидов в крае, что затрудняет разработку Индивидуальной Программы Реабилитации;

- кадровые и материально-технические проблемы Медико-Социальной Экспертизы; - не отработан механизм координации исполнения Индивидуальной Программы Реабилитации субъектами реабилитации на территории края, а имеющийся порядок их реализации недостаточно прозрачен; - в существующих нормативных документах определены обязанности всех учреждений - субъектов реабилитации, при этом не установлен механизм ответственности инвалида за неисполнение реабилитационной программы; - реорганизация реабилитационных учреждений системы социального обслуживания населения привела к сворачиванию реабилитации инвалидов в Пермском крае.

Список литературы

  1. Российская Федерация.; Конституция (1993).Конституция Российской Федерации[от 12.12.1993г., в ред.от 30.12.2008 г.] //Российская газета-1993.-25 дек.,2009.-21 янв.

  2. Трудовой кодекс РФ // Российская газета. №256. 31.12.2001.

  3. Федеральный закон[ от 19 апреля 1991 года] № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// (в ред. от 20.07.2012) Правовой сервер «Консультант Плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

  4. Федеральный закон [от 17 мая 1995 года] № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

  5. Федеральный закон [от 24 ноября 1995 года] №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  6. Постановление Правительства Российской Федерации [от 17 марта 2011 года] № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

  7. Закон Пермского края [от 30 ноября 2004 года] № 3021 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

  8. Указ Губернатора Пермского края [29 сентября 2005 года ] № 155 «О социальном обслуживании населения Пермского края» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  9. Постановление Правительства Пермского края [ от 11 февраля 2009 года] № 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  10. Постановление Правительства Пермского края [от 13 июня 2012года] № 418-п «Об утверждении Порядка предоставления в 2012-2014 годах субсидий из бюджета Пермского края общественной организации инвалидов на приобретение тифлотехнических средств реабилитации и обучения навыкам пользующихся ими инвалидов по зрению » // Правовой сервер «Консультант плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  11. Постановление Правительства Пермского края [ от 24 июля 2012 года] № 524-п «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Реабилитация и создание условий для социальной интеграции инвалидов в Пермском крае» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  12. Приказ Министерства социального развития Пермского края [ от20 декабря 2012 года] № СЭД -33-01-02-545 «Об организации службы «Социальное такси» в 2013 году» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  13. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М.: Юрист, 2009.

  14. http://minsoc.permkrai.ru (дата обращения 22.01.2013)

1 Статья «В Пермском крае почти 10 % инвалиды» // Результаты итогового заседания экспертной группы «Социальная Сфера» .-http://nesekretno.ru ( дата обращения 10.12.2012).

2 Федеральный закон[ от 19 апреля 1991 года] № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»// (в ред. от 20.07.2012) Правовой сервер «Консультант Плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

3 Федеральный закон [от 24 ноября 1995 года] №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

4 Сборник «Жить инвалидом, но не быть им».- http://lib.ru/PRAWO/INVALID/zashita.txt ( Дата обращения 01.01.2013)

5 Федеральный закон [от 17 мая 1995 года] № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа : www.consultant.ru

6 Указ Губернатора Пермского края [ 29 сентября 2005 года ] № 155 «О социальном обслуживании населения Пермского края» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

7 Приказ Министерства социального развития Пермского края [ от20 декабря 2012 года] № СЭД -33-01-02-545 «Об организации службы «Социальное такси» в 2013 году» // Правовой сервер «Консультант плюс» / [ Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

8 Закон Пермского края [от 30 ноября 2004 года] № 3021 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» // СПС «Консультант Плюс»

9 http://aupam.narod.ru (дата обращения 25.12.2012)

10 http://aupam.narod.ru(дата обращения 25.12.2012)

9

Просмотров работы: 4671