НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». С 1 сентября 2012 года начал действовать Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию» (далее - Закон).

Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет».

Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей.

Делится она на два основных вида:

1. Запрещенная к размещению. Это информация, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид.

2. Информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, которые сформированы по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.

Например, для детей, достигших 6 летнего возраста: допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.

К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.

Целями данного исследования будут являться: выявление эффективности и необходимости федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Задача моего исследования состоит в том, чтобы проанализировать все аспекты, связанные с законом, такие как: внесенные изменения, необходимость принятия, проблемы в реализации.

Объектом исследования является непосредственно сам федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Предметом исследования будет непосредственно Законодательство Российской Федерации. Также для этой работы мне будет необходимо использовать следующие методы исследования: опрос, анкетирование, а также изучение Законодательства Российской Федерации.

Глава 1. Общая характеристика федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

1.1. Понятие закона, история возникновения.

Федеральный закон — федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации — также большинством голосов от общего числа его членов. В случае если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию (Сборник Законодательства РФ, «Российская газета», дополнительно «Парламентская газета») и вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы. Высшей юридической силой среди федеральных конституционных законов обладает Конституция РФ, являющаяся основой для формирования гражданского законодательства. Другие федеральные конституционные законы принимаются в развитие тех или иных норм, заложенных в Конституции РФ, способствуют защите и реализации всеми субъектами гражданского права своих гражданских прав и свобод.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — нормативный акт, предусматривающий отнесение информационной продукции к одной из пяти категорий, и запрещающий её распространение среди детей в зависимости от их возраста.

Закон запрещает распространение информации категорий кроме «0+» без знака информационной продукции за некоторыми исключениями2.

В версии, принятой в 2010 году, не было исключений для каких-либо веб-сайтов. По сообщению от 1 июня, предполагалось, что знак будет размещаться в верхней части стартовой страницы сайта.

Федеральным законом № 139-ФЗ были добавлены исключения для «информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети „Интернет“, кроме сетевых изданий», и для комментариев и сообщений, размещаемых на сайте сетевого издания его читателями.

Закон критиковался за использование без определения понятия «семейные ценности»3, а также различение без определений «половых отношений» и «сексуальных отношений» (последние в нём — подмножество первых).

Высказывались опасения о возможном ограничении распространения среди детей таких произведений, много лет считавшихся подходящими для детей, как «Колобок» и «Ну, погоди!», а также детских страшилок., хотя некоторые из них могут подпадать под исключение для «информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества»,, а в присутствии законных представителей детей старше 6 лет допускается оборот среди них информации категории «12+»4.

Действие закона не распространяется на рекламу5.

Также для подростков, достигших 16-летнего возраста, допускается информация, не эксплуатирующая интереса к сексуальным отношениям и не носящая оскорбительного характера при изображении или описании половых отношений между мужчиной и женщиной. Дошкольникам разрешается просмотр видеопродукции, разрешенной детям, достигшим 12 лет, при условии нахождения рядом их родителей или иных законных представителей.

Сведения о том, какой возрастной категории несовершеннолетних разрешен тот или иной информационный продукт, должны указываться его производителем в сопроводительных документах. Информация о том, для какой возрастной категории рекомендован фильм, спектакль или другой продукт, должна быть размещена на афишах, рекламных объявлениях, входных билетах. Перед демонстрацией зрелищного продукта, разрешенного для ограниченной возрастной категории, должно производиться звуковое оповещение о недопустимости присутствия детей определенной возрастной категории. Информация о том, кому не рекомендован просмотр того или иного фильма, указывается в прокатном удостоверении - разрешительном документе на прокат фильма, а также в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации любого периодического издания.

Закон также вводит ограничения по времени демонстрации теле, видео продукции ограниченного оборота: с 4 часов до 23 часов и с 7 часов до 21 часа. Однако эти ограничения не распространяются на каналы, подключаемые на платной основе. Каждый родитель сам определяет, какая информация будет доступна его ребенку.

Введены защитные барьеры к печатной продукции: первая и последняя страницы газет, журналов не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью ребенка.

Информация, запрещенная для детей, не должна распространяться в образовательных, медицинских учреждениях, а также учреждениях культуры и не может размещаться на расстоянии менее чем 100 метров от их зданий. Что касается ограничения доступа детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, то здесь такая обязанность возлагается на операторов связи, оказывающих данные услуги, требуя применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Оценивается содержание такой продукции экспертными учреждениями, специально аккредитованными Правительством РФ.

Надзор и контроль за исполнением данного закона будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей».

На Роспотребнадзор возложены полномочия по осуществлению государственного контроля за соответствием информационной продукции (предупреждения), реализуемой потребителям, требованиям законодательства. Это касается указания в сопроводительных документах сведений, полученных в результате классификации названных товаров, размещения соответствующего знака информпродукции.

Министерству культуры России поручено определить порядок размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Кроме того, Министерство теперь осуществляет госконтроль и надзор за соблюдением требований законодательства к обороту аудиовизуальной информпродукции на любых видах носителей, а также информпродукции, распространяемой посредством зрелищных мероприятий.

Роскомнадзор организует экспертизу продукции в целях обеспечения информбезопасности детей, а также аккредитует экспертов и экспертные организации для проведения экспертизы и ведет их реестр.

На Рособрнадзор возложен госнадзор за соблюдением образовательными учреждениями и научными организациями требований законодательства к информпродукции, используемой в образовательном процессе.

Функции по выработке и реализации государственной политики в данной сфере осуществляет Минкомсвязи России, которое определяет порядок проведения экспертизы, возмещения связанных с ней расходов, правила размещения знака информпродукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы или передачи, требования к административным и организационным мерам, к техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей.

Закон предусматривает возможность общественного контроля в указанной сфере. Общественные объединения и некоммерческие организации вправе осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и при наличии с их точки зрения оснований, обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для проведения экспертизы информационной продукции.

1.2. Изменения и необходимость принятия федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года6 — Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых Интернет-ресурсов. Ряд экспертов высказывал опасения, что данный закон может использоваться для цензуры Интернета.

Закон внёс изменения в следующие законы Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи».

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Проект закона первоначально был разработан и представлен в декабре 2011 года Лигой безопасного интернета. Некоммерческое партнерство «Лига безопасного интернета» было учреждено в феврале 2011 года Благотворительным Фондом Святителя Василия Великого при поддержке Минкомсвязи РФ. Попечительский совет лиги возглавляет Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, с 21 мая 2012 года — в отставке.

Проект закона проходил общественное обсуждение на сайте Лиги, в марте 2012 г. он обсуждался в Минкомсвязи, в апреле — на конференции РИФ+КИБ.

7 июня 2012 года переработанный законопроект был внесён в ГосударственнуюДуму депутатами Е. Б. Мизулиной, С. В. Железняком, С. Н. Решульским, Я. Е. Ниловым от Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Законопроект был рассмотрен Государственной Думой РФ, Советом Федерации и принят президентом в чрезвычайно сжатые сроки:

  • Внесение законопроекта в Думу — 7 июня 2012.

  • Первое чтение — 6 июля 2012.

  • Второе и третье чтение — 11 июля 2012. Принят во втором чтении — 441 голос «за», в третьем чтении — 434 голоса «за».

  • 18 июля 2012 года закон был одобрен Советом Федерации.

  • 28 июля 2012 года закон был принят под номером N139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон» О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступают в силу 30 июля, в день публикации. 1 ноября 2012 года вступили в силу положения, касающиеся единого реестра доменных имен и url-адресов, содержащих запрещенную к распространению информацию.

Поправки вносятся в принятый 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поправки вносят множество мелких уточнений в закон, а также более подробно регламентируют способы маркировки контента. Так, до внесения поправок по этому закону каждую страницу в сети Интернет с информацией, «причиняющей вред…», нужно будет промаркировать специальными знаками: 6+, 12+, 16+, 18+ (старше 6 лет, старше 12 лет, старше 16 лет, старше 18 лет соответственно). По тексту ЗП № 89417-6 от 9 июля 2012 года7, поправки устанавливают тексты знаков и делают исключение для сайтов, не являющихся «сетевыми изданиями», и для комментариев пользователей «сетевых изданий». Кроме того в поправках подробно описываются процедуры экспертизы «информационной продукции».

Также законом вносится положение, что доступ к сети Интернет в «местах доступных для детей» должен быть ограничен.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими телематические услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» вносится поправка, что ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой через Интернет, регулируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Наиболее значительные изменения вносятся в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», хотя в названии законопроекта этот закон упоминается лишь как «отдельные законодательные акты». В частности, в данный федеральный закон вносятся следующие изменения:

  • Даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера.

  • В закон добавляется новая статья 15' «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации». Согласно которой:

    1. Создаётся некая информационная система «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами» (далее — Реестр).

    2. К ведению Реестра может быть привлечена российская некоммерческая организация, соответствующая «критериям»8.

    3. Оператор Реестра вносит в него ссылки на интернет-страницы или доменные имена содержащие:

      • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

      • пропаганду употребления наркотиков и психотропных веществ, информацию о способах их производства и местах приобретения;

      • пропаганду употребления прекурсоров наркотиков и психотропных веществ9, информацию о способах их производства и местах приобретения;

      • информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

      • любую иную информацию, запрещённую к распространению в России решениями судов.

    4. Решение о включении в Реестр доменных имен, ссылок на интернет-страницы сайтов и сетевых адресов сайтов можно обжаловать только через суд, причём лишь в течение 3 месяцев.

    5. С момента внесения доменного имени или ссылки на интернет-страницу в Реестр хостинг-провайдер обязан в течение суток проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы целиком, на которой размещается запрещенная, по мнению оператора Реестра, информация.

    6. Владелец сайта обязан в течение суток с момента получения от хостинг-провайдера уведомления удалить данную интернет-страницу целиком. В случае отказа или бездействия владельца сайта, хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.

    7. В случае непринятия хостинг-провайдером и владельцем сайта данных мер, сетевой адрес сайта включается в Реестр.

    8. Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения сетевого адреса сайта в Реестр ограничить к нему доступ. Тот факт, что на одном IP-адресе может находиться несколько тысяч сайтов, законом не учитывается.

1 ноября 2012 года доступ к реестру запрещённых сайтов можно получить по адресу zapret-info.gov.ru.

Необходимость принятия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» была обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

В законе установлены необходимые ограничения на распространение информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, в доступное для детей время и в доступных для посещения детьми общественных местах, обязанности изготовителей и распространителей принимать соответствующие административные, технические, программные и иные меры защиты от доступа к ней несовершеннолетних. Федеральным законом закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации.

Глава 2. Общественное мнение о принятом федеральном законе.

2.1. Критика известныхлюдей.

Мною было проведено исследование общественных отзывов о законе, позволяющее глубоко проникнуться в саму суть закона, т.е. выявить его цель, необходимость и недостающие недоработки. Для начала я выбрала одну из статей известного блоггера Олега Антонова. В этой статье он раскрывает все свое негодование по поводу «неувязок» с законом, и пытается понять, нужен ли России этот федеральный закон.

Нужен ли закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?

««Я оглядел пустую захламленную комнату с обломками диковинных моделей и обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь» и пошел прочь».

Перечитывая эти строки фантастической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», мы посмеивались над абсурдной надписью, порожденной бюрократической машиной. Мог ли кто-нибудь предположить, что всего лишь через полвека это станет реальностью? Ведь именно так должны теперь вести себя дети при просмотре телевизионных передач и потреблении «иной информационной продукции» – с 1 сентября 2012 года в России вступил в силу федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон предусматривает классификацию информационной продукции по пяти категориям: для детей, не достигших возраста шести лет (0+), достигших возраста шести лет (6+), достигших возраста двенадцати лет (12+), достигших возраста шестнадцати лет (16+), запрещенной для детей (18+). Для каждой категории установлены специальные отличительные признаки. Достаточно примечательны меры по обеспечению исполнения закона. Согласно инициативе законодателей, оборот ограниченной к распространению информационной продукции в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации. Безусловно, диван перед телевизором относится к месту, доступному для детей. Также не вызывает сомнений, что административные и организационные меры в данном случае не слишком эффективны. Остается уповать на технические и программно-аппаратные средства защиты. В этом качестве закон предлагает использование знака информационной продукции в виде цифр в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, а также при каждом возобновлении трансляции после перерывов.

По мнению законодателей, это существенно упростит родителям процесс контроля над тем, что смотрят их дети. «Например, увидев отметку «18+», родитель может попросить свое чадо переключить канал», – отметил член ОП РФ Ефим Рачевский. Правда, для этого родителю придется дождаться «возобновления трансляции после прерывания рекламой» и увидеть знак информационной продукции, ведь самостоятельно оценить содержание программы, по мнению законодателей, он явно не способен. Как всегда, необходимость и важность закона оправдывается ссылкой на зарубежный опыт. Тот же Е. Рачевский привел в пример английское телевидение, где все нежелательные для детей передачи показывают только на платных каналах.

Но это немного другой подход и, соответственно, совсем другая эффективность по сравнению с циферками на экране, не правда ли? Почему же не пойти по такому пути в России? Да просто в таком случае на бесплатное распространение смогут претендовать максимум 2-3 канала. Закон уже успел стать причиной крупного скандала. В государственном реестре министерства культуры РФ журналисты обнаружили «Ну, погоди» с возрастным ограничением «Зрителям, достигшим 18 лет». По различным предположениям, всенародно любимый мультфильм мог попасть под раздачу за аморальное поведение Волка, который неоднократно был замечен курящим, а также обижающим детишек.

К счастью, ситуация прояснилась – в реестр внесен не советский мультсериал, а шведский художественный фильм эротического содержания с аналогичным названием. Но дело-то в том, что в возможность запрещения показа детям культового мультфильма поверили. И не только простые обыватели, но и официальные лица. Так глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что мультфильм «Ну, погоди!» и вся подобного рода продукция не будет подпадать под ограничение, но не потому, что это все это маразм и законодательный бред, а лишь потому, что мультфильм является культурной ценностью. Таким образом, Жаров косвенно подтвердил, что «Ну, погоди» все же пропагандирует курение, насилие и прочие грехи, недостойные телевизионного экрана.

Выполняют ли закон телевизионные компании? Если посмотреть программы телепередач на официальных сайтах, то Первый канал экономно раскидывает маркеры «12+» и «16+». Значит ли это, что все остальные передачи имеют статус «0+»? Скорее всего, именно так, хотя бывает, что новости с ограничением «0+» смотреть страшнее, чем иной ужастик. Канал «Россия-1» великодушно маркирует 99% своих программ «12+», делая исключение лишь для «Спокойной ночи, малыши» (0+) и отдельных передач после полуночи (16+). НТВ предпочитает более возрастной маркер «16+», устанавливая его для программы «Главная дорога» и относя к «0+» программу «ЧП». Канал Рен-ТВ почему-то относит к «0+» «Сеанс для взрослых» после полуночи.

Создается впечатление, что формально требования закона выполняются, но серьезно к нему никто не относится. Немного странным выглядит и полное исключение из сферы действия закона всей рекламной продукции. Конечно, с юридической точки зрения это оправданно, ведь содержание рекламы регламентируется отдельным законом, который устанавливает те же самые ограничения. Но коль уж речь зашла о защите детей от причиняющей вред информации, то стоило бы отнести рекламу хотя бы к категории «16+». Но в данном случае финансовые интересы явно предпочтительнее моральных. А что же маленьким зрителям все-таки реально предлагается для просмотра? В России относительно общедоступны каналы «Карусель» и «Канал Disney». Что входит в телевизионное меню? А разнообразием и обилием качественной отечественной продукции оно явно не блещет. На канале «Карусель» из сорока девяти телепередач (все российского производства) – девятнадцать активных, остальные идут в повторах.

Могут ли девятнадцать телепередач, продолжительностью от 15 до 30 минут, большинство из которых к тому же еженедельные, заполнить сетку вещания? Из двадцати транслируемых телевизионных сериалов российских – пять, из шестидесяти мультипликационных – десять. Причем большинство снято 3-5 лет назад, а некоторые разменяли уже и второй десяток («Незнайка на Луне»). Искать же отечественные передачи на канале Disney – дело и вовсе безнадежное. Вывод напрашивается сам собой – достойного детского телевидения в России просто нет. И в этих условиях в качестве заботы о детях вводится в действие новый закон. Будет ли он полезен родителям, добросовестно занимающимся воспитанием своих детей? Маловероятно, ведь и до вступления закона в силу им удавалось вполне успешно отбирать подходящие телевизионные передачи. Нужен ли он родителям, не обращающим внимание на информационную диету ребенка? Абсурдный вопрос, вряд ли циферки на экране смогут перевоспитать взрослого человека. Нужен ли он детям? Если только подстегнуть интерес к передачам «18+». Так для кого же разработан и принят этот закон? Возникает ощущение, что для чиновников, стремящихся оправдать свое существование. Для деятелей от культуры, неспособных организовать производство в достаточном количестве качественных детских программ. Для всех тех, кому галочка важнее реальных дел».

Также мною были проанализированы отзывы руководителей средств массовой информации о новом законе. Большинство из них положительно отнеслись к закону, и даже поддержали его, но почти единогласно твердили о недоработках в законе.

Газеты.

ИД "Комсомольская правда" - генеральный директор и главный редактор Владимир Сунгоркин. - Если для общественно-политических газет и журналов требуется маркировка, то это, мягко говоря, нелепое политическое решение. Я прочел, что даже мультик "Ну, погоди!" не подходит для детей, потому что там куча всякого безобразия. Это какое-то абсурдное решение, я даже не понимаю, как это будет работать. Я надеюсь, что его отменят, пересмотрят. Мы, скорее всего, наймем юриста, который все изучит, и будем везде ставить эти значки. Можем вообще на всю газету написать, что наша газета только для тех, кто старше 18 лет. Мы же привычные люди. Мы на газете там, где было написано когда-то "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", напишем: "Это чтиво только для тех, кому больше 21 года или 16 лет". Мы от этого ничего не теряем, наш реальный читатель старше 18 лет. Я вообще не заморачиваюсь на этот счет. Я думаю, что у нас разлился в воздухе такой административный восторг. У нас огромное количество руководителей везде, избыточное. Каждый хочет себя проявить, свою какую-то доблесть. В Думе есть огромное количество энтузиастов, которым надо чем-то заниматься. Очень многие из них справедливо озабочены проблемой информирования детей. Но большинство не понимает предмета - и как он работает. А при создании такого рода законов экспертное сообщество уже никуда не приглашается.

ИД "Ньюс медиа" ("Известия", LifeNews, "Жизнь", "Твой день", "Маркер") - генеральный директор Арам Габрелянов. - Нормально отношусь к закону. Мы ни на одном своем сайте ничего вредящего детям не даем, но есть темы на LifeNews про убийства, например, которые детям не надо смотреть. Будем маркировать, куда мы денемся. Я никакой опасности тут не вижу. Я считаю это нормальным, во всех странах мира есть подобные законы. Можно и на отдельные материалы маркировку ставить, можно и на сайт ставить. Печатные издания и сейчас заставляют при продаже в конверты класть, если они эротического содержания. Если будут такое от нас требовать, закон примут - значит, будем выполнять. Мы законопослушные люди. Но какая разница? Законодатели это себе придумали для очистки души и совести. Вот мы закон придумали, и теперь детей не будут растлевать. А я что? Я маркер поставил - и все, я не отвечаю. Но ничего это глобально не даст. Ну, поставят маркер "+65" на какой-нибудь "порнушный" сайт. И по закону только человек, которому 65 лет, может смотреть этот разврат. И что теперь - ребенок, которому 15, не зайдет туда? Я считаю, что СМИ в любом случае не должны это давать. Но это же все равно появится в интернете. Это другое, если, как в Китае, поставить firewall (система фильтрации и контроля за интернет-контентом). Но в России китайский вариант не проскочит: у нас интернет свободный, и все люди свободные. На цензуре здесь закон никак не отразится. Да и как на бизнесе может отразиться? Я понимаю, что некоторым либералам хочется закрепиться и сказать: "О-о-о-о, блин, теперь уже и здесь запретили". Но я вообще не вижу проблем.

"СПИД-Инфо" - юридическая служба. - В законе ничего не говорится о том, как именно должны маркироваться печатные издания: там речь идет только о телевидении и радио, где соответствующая информация должна предварять программы. Поэтому мы решили ставить на нашей газете маркировку 16+ в выходных данных, а дальше будем смотреть по мере появления какой-то практики [применения закона]. Конечно, не хочется продаваться в целлофановой упаковке и выпускать обложки, на которых бы не было ничего недетского. Мы сейчас пытаемся более или менее вычистить газету, но довести ее до уровня 12+, наверное, не получится, так что мы решили пока ограничиться маркировкой 16+. Конечно, прилизывание газеты приведет к оттоку читателей, но сейчас юридический отдел смотрит газету на предмет того, есть ли там запрещенная информация. Сентябрьские номера уже будут соответствовать всем требованиям закона.

Журналы.

ИД "Афиша" ("Афиша", "Афиша-Мир", "Афиша-Еда") - исполнительный директор Александр Емцев. - Закон довольно сырой, и нам остается надеяться на то, что все спорные моменты будут улажены во время испытательного срока (один месяц), объявленного Роскомнадзором. С 1 сентября все наши журналы и сайты будут промаркированы меткой 16+ в выходных данных. Очень вероятно, что некоторые номера будут выходить с маркировкой 18+. Это грозит расходами на дополнительную упаковку (такие журналы надо оборачивать в целлофан), что не может не расстраивать. Особенно на фоне свежих поправок к закону "О рекламе", запрещающих рекламу алкоголя.

YЕS! - главный редактор Ирина Ильина - В контенте нашего журнала нет и никогда не было ничего такого, что должно заставить нас поменять формат. Более того, на протяжении многих лет YЕS! является изданием, которое не идет по пути большинства СМИ, насаждающих весьма сомнительную мораль, а напротив, старается формировать здоровую, этически корректную систему ценностей у подростков. Единственное изменение, которое нас коснется, это появление на обложке обязательной маркировки 16+.

GQ - главный редактор Михаил Идов. - У нас появились в печатной версии маркировки 16+ и 18+. Что до конвертов, в которые иногда упаковывают журналы, то это будет зависеть от обложки - если она будет какой-то особо провокационной, то да. Пока такого не было. Вообще, мне кажется, этот закон не относится к нам в полной мере. Я думаю, объяснять, что GQ - не детское издание, не нужно. В такой ситуации надо просто продолжать заниматься своим делом. Вообще, уровни контроля бывают разные. Так, из нашего iPad-издания "обнаженку" убирают не по просьбе российского правительства, а по просьбе AppStore.

Cosmopolitan - главный редактор Александра Баданина. - Контент Cosmopolitan предназначен только для взрослых, на журнале будет соответствующее указание. Мы не планируем менять ни содержание, ни внешний облик журнала. Возможно, распространители будут чуть более скрупулезно выбирать места продаж.

Радио.

"Эхо Москвы" - главный редактор Алексей Венедиктов. - По целям закон правильный. Информацию, которая вредит здоровью детей, действительно нужно как-то отрегулировать. Во многих странах мира это обсуждается и принимается. Но где та грань, где детьми прикрываются для того, чтобы решить другие, сугубо политические проблемы? Задача верна, исполнение отвратительно. Именно поэтому мы сейчас вместе с профессиональным сообществом, интернет-сообществом, бизнес-сообществом пытаемся каким-то образом минимизировать последствия вступления этого закона в силу. Мы работаем над поправками в него. 2 августа была встреча первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина, на которой присутствовали представители Госдумы, Совета Федерации, администрации и представители Yahoo, Google, "Яндекс" и нас, "Эха Москвы". Хотел бы отметить, что кровавый режим в лице Володина оказался совсем не таким кровавым, как хотелось бы. Володин отнесся с пониманием, услышал новые аргументы. Честно говорил, чего в законе не видел, и честно дал поручения, которые исполняются весь этот месяц.У меня лежит приказ, который отправлен в Минюст и подписан министром связи, о маркировке на радио. По нему мы четыре раза в день будем давать, что наше радио - радио для всех. Но одну программу я вынужден был закрыть. Это программа Михаила Лабковского "Взрослым о взрослых" (посвящена проблемам семьи и отношениям - прим. "Лента.ру"). Новая процедура позволяет прервать действие СМИ не судебным решением, а решением Роскомнадзора. А новый закон дает право пожаловаться на СМИ любому потребителю. Мы с автором передачи провели деловую игру и решили, что приостановим программу на полгода и посмотрим правоприменительную практику. Кроме того, по мнению наших юристов, есть одна программа, которая может маркироваться 16+. Это "Кейс", которую ведут Юлий Гусман и Юрий Кабаладзе (программа, разбирающая случаи из мировой судебной практики). Она будет идти со слоганом "Эхо Москвы" - недетское радио" или "Жжет не по-детски для тех, кому больше 16". Все остальное у нас вполне 6+, даже раньше. Мы не считаем, что нужно как-то маркировать политические программы. Самое важное, что министерства и законодатели пришли к выводу, что не надо маркировать прямой эфир, куда входят и новости. Что касается сайта, то в подвал на каждую страницу ставим 16+. Но за контент на сайте, который генерируется пользователями, например, комментарии, мы не отвечаем. Закон - это тренд, это попытки регулировать интернет и медиа. Но эти люди (законодатели, юристы администрации президента) не очень понимают, что создалась новая информационная среда, такая, как социальные сети. И они не понимают, за чем гонятся и какие будут последствия. На встрече с Вячеславом Володиным генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож объяснил, что это огромный удар по инновационному бизнесу, то есть по России. Интернет останется, но бизнес будет уходить. Мы уже знаем, что "ВКонтакте" начинает перерегистрироваться, по-моему, в Прибалтике где-то. Кроме того, это коррупционный закон. Существует конкурентное поле. Я могу специально своим конкурентам подбрасывать негодный контент как пользователь и тут же писать на них донос. А ни судьи, ни правоохранительная, ни правоприменительная системы не готовы с этим работать. Они не знают, как это применять. У нас принимают сиюминутные конъюнктурные законы, которые должны решить сиюминутные, в основном, политические проблемы. Тут есть и ответственность индустрии, которая медленно запрягает. Работа над законом пошла, когда он уже был принят. Но есть и ответственность законодателя, который выпустил абсолютно неряшливый, провокационный закон.

Интернет-СМИ.

"Газета.ру" - главный редактор Михаил Котов. - Мне кажется, что закон не до конца проработан. Он принимался в спешке, и даже за три дня до вступления закона в силу Роскомнадзор еще не мог толком объяснить, к кому он относится - к общественно-политическим, печатным или онлайн-изданиям. Мы только к концу вчерашнего вечера с большим трудом прояснили это для себя, и оказалось, что "Газета.ру" как раз относится к тем изданиям, которым необходимо маркировать свою работу. Поэтому я пока не могу сказать, как именно мы будем проставлять маркировку; наши юристы еще прорабатывают этот вопрос. Скорее всего, мы не сможем маркировать каждый материал в отдельности, так как определять для каждого текста, к какой категории он относится, достаточно сложно технически. Видимо, нам придется выбрать одну из категорий, а вот какую именно, мы сейчас обсуждаем. Скорее всего, это будет 16+ или 18+, но пока мы не знаем, сможем ли уложиться в первую. В целом, ситуация с этим законом странная. Первая странность заключается в том, что непонятно, чем общественные онлайн-издания отличаются от печатных СМИ, почему печатные общественно-политические СМИ не подпадают под действие этого закона. Второй момент: можно провести аналогию между предписываемой маркировкой и законом об НКО: и там, и тут на кого-то вешают очередной ярлык, некий предупреждающий знак: "Осторожно, чужие!", "Осторожно, страшные!". Если я правильно понимаю, издания, которые маркированы пометкой 18+, могут быть ограничены, например, в Wi-Fi-сетях общего доступа. Соответственно, из-за этого мы теряем часть аудитории. Но главное: здесь идет еще имиджевый урон, в том смысле, что фактически нас приравнивают к порно-изданиям, к желтой прессе и так далее, чем мы на самом деле не являемся. Такими непродуманными законами, принятыми впопыхах, нас - законопослушные и ответственные СМИ - ставят на одну полку с теми изданиями, которые печатают все, что им вздумается, и вообще не следят за моралью. Мы соблюдаем закон и мы должны маркироваться, а они просто плюют на это все и в итоге получают конкурентное преимущество.

Уже есть примеры: одна из крупных социальных сетей, которой надоели подобного рода экзерсисы нашей законодательной власти, просто ушла из-под юрисдикции России, перенеся свои серверы в другие страны. Кроме того, возникают вопросы к тому, достигает ли закон своей цели. Он принимался для того, чтобы оградить детей от вредоносной информации. Является ли чтение ребенком общественно-политического издания и вообще потребление им новостей чем-то отрицательным? Я не уверен. Я не видел ни одного исследования, где бы говорилось о том, что влияние общественно-политических или других СМИ как-то негативно сказывалось бы на психике детей. По крайней мере, подобные исследования не обнародованы. Детей, конечно, нужно оберегать от всего плохого, но, мне кажется, здесь ответственность лежит на родителях, которые непосредственно отвечают за воспитание ребенка.

Ответ на вопрос, для чего был принят этот закон - для того, чтобы защитить детей от негативной информации или же чтобы держать СМИ в узде - мы, видимо, получим в ближайшее время, когда увидим, к каким прецедентам он приведет и какие санкции Роскомнадзора последуют к тем, кто не выполняет его требования. По большому счету, это все уже становится похоже на такое мягкое введение цензуры, хотя цензура у нас запрещена Конституцией. И в мире нет примеров подобной маркировки серьезных информационных СМИ: общественно-политических и деловых.

Телеканалы.

"Дождь" - Михаил Зыгарь, главный редактор. - Вся необходимая маркировка, - для людей старше 18 или старше 16, - конечно, будет. Это касается и сайта тоже. У нас, конечно, возникают вопросы, как быть с некоторыми программами, например, в которых рассказывается о современном искусстве, которое зачастую выглядит не совсем по-детски. Но пока окончательное решение не принято, и на данный момент никаких резких преобразований, в том числе и переноса программ на другое время, мы не планируем. Думаю, что ничего из того, что мы делаем, не оказывает на детей какое-либо негативное влияние, наоборот, только позитивное. В нашей стране так складывается практика, что судить надо не закон, а правоприменение. Сам закон действительно выглядит немного странно, но стоит посмотреть, как он будет исполняться. Если действительно этот закон будут применять в качестве кнута для устрашения всех на свете, тогда мы можем констатировать, что закон драконовский и забота о детях – это только ширма для сведения каких-то счетов. Пока, я думаю, рано делать такие выводы.

"Муз-ТВ" и "Ю" - Анастасия Заболотная, пресс-секретарь. - С 1 сентября в дневном эфире канала "МУЗ" (с 16 сентября - канала "Ю") будут выходить light-версии полюбившихся собственных шоу. Также мы пересмотрели подход к адаптации зарубежных программ - во время перевода теперь будут учитываться все новые требования закона. Музыкальный канал "Муз-ТВ" начинает вещать 16 сентября 2012 года. Новый "Муз-ТВ" при формировании своего эфира учтет все ограничения, диктуемые этим законом.

НТВ - Александр Нечаев, программный директор (комментарий с сайта НТВ). - Начиная с 1 сентября наши зрители периодически будут видеть в нижнем правом углу экрана значок с указанием рекомендуемой возрастной категории. Такие же обозначения уже опубликованы в программе передач на следующую неделю - в газетах, журналах и на нашем сайте. Решение [о том, к какой возрастной категории относится программа] принимает рабочая группа, специально созданная на НТВ. Мы руководствуемся либо прокатным удостоверением Минкультуры РФ, либо рекомендациями производителя. Окончательное решение утверждает гендиректор телекомпании. Положения закона довольно общие, "детьми" считаются все, кому не исполнилось 18 лет. При этом отмечу, что сейчас у федеральных каналов доля детской аудитории исчезающе мала: она колеблется от 2,5 процента (минимальный показатель как раз у НТВ) до 3,4 процента (максимальный показатель, у Первого канала). Совершеннолетняя аудитория составляет, соответственно, от 96,6 процента до 97,5 процента. По факту, ограничения затронут не столько детей, сколько абсолютное большинство телеаудитории. Но, как говорят, "закон суров, но это закон". Будем предельно четко исполнять, даже несмотря на практически полное отсутствие детей в нашей аудитории.

"2х2" - Лев Макаров, генеральный директор (комментарий из пресс-релиза компании). - Конечно, новый закон о защите детей от вредной информации отразится на эфире телеканала "2х2". В частности, по новому закону мы не можем показывать шоу Щекотки и Царапки из Симпсонов. Например, эпизод, в котором, в частности, рассказывается о контроле родителей за тем, что смотрят их дети (именно это самое шоу Щекотки и Царапки, пародия на Тома и Джерри), может быть показан только после 23 часов и до 4 утра. Из того же Южного Парка до 23 часов должны исчезнуть все эпизоды, когда "они убили Кенни". Так что Южный Парк будет идти после 23 часов. Вообще, те программные продукты, где есть подпадающие под новый закон сцены, будут нами, с определенной долей иронии, подретушированы. Например, мы закроем экран и напишем бегущей строкой подтрунивающий текст. Некоторые ругательства героев будут зашумлены.

MTV - Лика Бланк, генеральный продюсер. - Разумеется, новый закон повлияет на сетку вещания телеканала MTV, однако существенных сдвигов мы не планируем. Мы и так предъявляем высокие внутренние требования к нашему программному продукту. А теперь мы еще сильнее их ужесточим и будем еще пристальнее следить за соответствием нашего контента требованиям законодательства. На MTV и до принятия этого закона все "спорные", назовем это так, программы, выходили в эфир после 23:00. А все, что выйдет в эфире до 22:00, будет отмонтировано должным образом, подретушировано, "заблерено" и "запикано". Кроме того, весь наш контент, в том числе и проморолики, и контент Интернет-ресурсов, будет маркирован соответствующим образом.

2.2. Отзывы о федеральном законе (соц. сети, анкетирование, тестирование и опрос).

Кроме критики известных людей я также исследовала отзывы обычных граждан: студентов, прохожих на улицах, и в социальных сетях.

Для исследования отзывов о данном федеральном законе проводилось анкетирование разных групп респондентов:

  • девушки старше 18 лет;

  • парни старше 18 лет;

  • девушки моложе 18 лет;

  • парни моложе 18 лет;

  • респонденты более старшего возраста.

В связи с этим я составила несколько вопросов, выглядящих следующим образом:

  1. Как вы реагируете на предупредительные знаки «12+», «16+», «18+» в СМИ?

а) стараюсь не смотреть,/не слушать данные программы/фильмы;

б) обязательно переключаю на другой канал;

в) никак, я не придаю значение этим знакам.

  1. Разрешают ли Вам родители смотреть/слушать программы/фильмы не для вашего возраста?

а) не разрешают;

б) иногда запрещают;

в) разрешают;

г) им всё равно.

  1. Как Вы считаете, этот закон способен поднять уровень культуры в нашей стране?

а) да, конечно;

б) не совсем, потому что ё закона для этого будет мало;

в) нет, потому что___________________________________________.

  1. Как Вы думаете, на всех ли программах/фильмах маркировка установлена правильно? (та ли цифра)

а) да, все указано правильно;

б) не всегда;

в) нет, маркировка программ установлена вообще не правильно.

  1. Все ли советские мультфильмы, ставшие нецензурными после принятия закона, действительно являются нецензурными?

а) да, правильно, что их запретили;

б) да, но не все;

в) нет, потому что ________________________________________________.

  1. Как Вы думаете, работает ли этот закон?

а) да, я думаю, большинство людей соблюдают возрастные ограничения;

б) не знаю, наверно, не все соблюдают;

в) нет, потому что_______________________________________________

  1. Что бы Вы исправили/добавили в этот закон? __________________________________________________________________

Анкетирование проводилось в различных учебных заведениях и на улицах города.

Диаграмма № 1. Количество респондентов, владеющих информацией о существовании этого закона

На основе данной диаграммы видно, что из девушек моложе 18 лет - 67% знают об этом законе, 26% - только слышали о нем, и 7% - не знают совсем ничего о нем. Парни моложе 18 лет более осведомлены о существовании закона – 72% из них, 23% - что-то слышали о нем, и всего лишь 5 % не знают совсем ничего. Из девушек старше 18 лет – 61% знает об этом законе не понаслышке, 36% - наслышаны о нем и 9% - ничего не слышали об этом законе. Из парней старше 18 лет - 64% хорошо знают этот закон, 24% - что-то слышали о нем, 12% - совсем ничего знают о нем. Респонденты более старшего возраста менее знакомы с законом, всего 31% опрошенных знают о нем, 25% - слышали, а 44% - совсем не имеют представления.

Диаграмма № 2. Возрастная категория, придерживающаяся закона

На основе диаграммы №2 можно сделать выводы о том, что из девушек моложе 18 лет лишь 34% придерживаются закона, 26% - стараются придерживаться закона и 40% - совсем не придерживаются. Всего 16% парней моложе 18 лет придерживаются закона, 38% - стараются придерживаться, 46% - не придерживаются совсем. Из девушек старше 18 лет – 26 % придерживаются закона, 16% - стараются придерживаться и 58% не придерживаются совсем. Почти не придерживаются закона парни старше 18 лет – 81%, 8% - стараются придерживаться и 11% - придерживаются. Больше всего придерживаются закона респонденты более старшего возраста – 78%, 13% - стараются придерживаться и 9% - не придерживаются.

Диаграмма № 3. Количество респондентов, считающих необходимым этот закон

Рассматривая диаграмму №3, становится ясным то, что из всех опрошенных респондентов только 18 % считают необходимым этот закон, 64 % респондентов высказали негативное отношение к закону, 5% опрошенных воздержались от ответа и 13% - не задумывались об этом.

Диаграмма № 4.Количество респондентов, считающих, закон эффективным.

Согласно данным диаграммы №4 можно заметить, что из респондентов более старшего возраста – 36% считают закон неэффективным, 46% - не совсем эффективным и 18% - считают, что он работает. Из парней старше 18 лет 47% считают, что закон совсем неэффективен, 39% - почти неэффективен и лишь 13% - считают его эффективным. Совсем неэффективным этот закон считают девушки моложе 18 лет – 53%, 40% - считают его не совсем эффективным, и всего 7 % считают, что его эффективным. Из всех респондентов парни моложе 18 лет больше всех считают это закон эффективным – 19%, 32% - не совсем эффективным, 49% - считают вовсе неэффективным. 23% девушек старше 18 лет считают закон неэффективным, 63% - не совсем эффективным, и всего 14% из них – эффективным.

Диаграмма № 5.Количество респондентов, предложивших внести свои изменения в федеральный закон.

На основе диаграммы № 5 можно сделать выводы о том, что 52% респондентов предложили отменить этот закон, 37% - предложили внести изменения, совсем ничего не изменяли бы – ответили 11% опрошенных.

Также для исследования проводились опросы в социальных сетях и были собраны комментарии на различных форумах, посвященных этому закону. Мнения граждан по поводу нового федерального закона разошлись окончательно (орфография сохранена).

Комментарии к закону на одном из форумов:

Владимир Горбачев: Защита от информации - путь в невежество. Необходимо организовать правильное воспитание детей, которое позволит сформировать нравственную личность, способную самостоятельно оценить любую информацию и давать ей объективную оценку. Ограничения не следует насаждать извне, они должны мотивироваться внутренними потребностями человека.

Максим Пермяков: Что делать, если личность не достаточно развита, чтобы оценить ряд информации и дать объективную оценку?Закон и направлен на то, чтобы дать шанс гражданину обрести достаточные знания для дальнейшей объективной оценки информации.

Кстати, сам Закон - результат объективной оценки депутатами информации.

bogoslovsky: Теперь из всех собраний сочинений Александра Сергеевича, ох как много пропаганды нужно вычеркивать. Ставить их шкаф с замком, а то не дай Бог безгрешный наш малыш прочтет: Поднимем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! К сожалению тьма в нашей Думе крепчает.

KULINICH: Ну как посмотреть на это все...Закон нужный, и нужный если не нам, то нашим детям. Вы привыкли смотреть "мыльноекинцо" в 20.00 после работы и пару сериалов ака Светофор. Вы дальше 5 канала пощелкайте...МТВ, Перец, ТНТ, Рен-ТВ(ЭФИРНЫЕ каналы! Не беру кабельное или цифру) Так там везде полуголые тетки, "гламур", мат, шутки ниже пояса. Вы способны фильтровать входящую информацию, а вот дети-нет. А потом получаем поколение девушек стремящихся не профессионалом стать, а стать "блондинкой-Аллочкой-потом-депутатом", "Леной из полипропилена", "Светой-из-Иваново", участницей дур-ДОМ-2, моделью, актрисой, парни - Максом из 100500 или Ромой Желудем. Был бы депутатом-не то что маркировку заставил бы ставить-поставил бы вещание не раньше 3 часов ночи

Социограф: Целое поколение выросло на том, что можно промаркеровать для лиц 14-16 или даже 18: Мультики "Ну погоди", "Капитан Пронин", "Космические спасатели лейтенанта Марша", "Спайдермэн", потом ещё "Симсоны", "Южный парк", которых начали транслировать в конце 90-х. Передачи "Телефон спасения 911", "От винта", "Катастрофы недели", "Вы очевидец", "Крименальная Россия", "Криминал", даже тот же "Впрок", который можно отнести к категории 16 . Фильмы "Операция Ы", "Кавказская пленница", "С лёгким паром", "Собачье сердце", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" с Василем Ливановым, "Д’Артаньян и три мушкетёра", "Чародей" американский сериал, "Терминатор 2", "Робокоп", "Чужой", "Песочный человек", "Крименальноечьтиво". Многие смотрели эти фильмы и передачи лет в 10,12,14 и ничего плохово с их психикой не произошло, выросло нормальное адекватное поколение. Я смотрел "Терминатор 2", "Песочный человек" лет в 9, "Чужой" в 10, "Кошмар на улице Вязов" где то так же, и не только я, но и многие мои друзья и одноклассники их видели и со мной и с ними ничего страшного не произошло ни кто маньяком не стал и ни у кого из них паранояненачалась и ни какого ожесточённого поведения тоже не было. Те же "Чудаки" многие смотрели, но ни кто же стал им падражать, что то делать такое из их репертуара. Все эти страхи на счёт сильного влияния телевизора на ребёнка слишком преувеличины и раздуты до неимоверных масштабов. Тем более если родители любят своего ребёнка и занимаются им, вкладывают в него правильные ценности, а обычно так и происходит, что бы ни показывали по телевизору и в какие игры бы ребёнок ни играл он вырастит адекватной личностью с правильными семейными ценностями и устоями. Что уже не однократно происходило, будь то в СССР, будь то с нашим после перестроичным поколением. Стоит ещё заметить, что ряды алкоголиков, наркоманов и вообще неадекватных личностей обычно пополняют дети из неблагополучных семей, таких как семьи алкоголиков, наркоманов, которым всёравно на своих детей, которым в жизни ничего ненадо кроме выпивки или наркотиков. Ещё поплняют эти ряды, но намного меньше, дети попавшие под влияние детей из неблагополучных семей, то есть те дети которые под психическим давлением неблагополучных детей были принуждены к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, проще говорячьёто дурное влияние, и это не влияние интернета, СМИ, телевидения, это влияние качества жизни в стране. Пока у нас ни возьмутся за ум, пока будут принимать дурные законы вроде "Закон о защите детей от информации", "Чёрных списков" сайтов и "Ювенальной юстиции" в России жизнь станет только хуже.

Глава 3. Анализ проблем реализации федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

3.1. Проблемы вэтапах принятия закона.

В ходе исследования я обнаружила, что при принятии закона возникло множество различных проблем, таких как: неразъясненные критерии определения возраста и развития ребенка, непонятное определение цензуры и необъясненные недоработки в законе. И поэтому, решила изучить все нюансы, связанные с законом как следует.

Министерство культуры на днях не разрешило показывать в России фильм «Клип», получивший награду Роттердамского кинофестиваля. Чиновники сочли, что, раз в нем подростки ведут себя непристойно, нарушается закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ вступил в силу с 1 сентября, и его формулировки настолько расплывчаты, что под запретом может оказаться львиная доля передач на телевидении и радио, а также многие фильмы и книги. Эксперты называют закон нежизнеспособным, однако телеканалы заявляют, что будут соблюдать все предписания.

Совсем недавно Министерство культуры показало, как на практике будет применяться закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вступит в силу 1 сентября. Ведомство запретило показывать в России фильм «Клип», который был снят сербским режиссером Майей Милош и получил «Золотого тигра» на Роттердамском международном фестивале. Как пояснил департамент кинематографии и модернизационных программ Минкультуры, героями этого фильма являются подростки, которые ругаются матом, употребляют наркотики и алкоголь и участвуют в «сценах порнографического характера». А это, как считает ведомство, противоречит новому закону. В позиции чиновников нет логики: если фильм признан «вредным» для детей, закон позволяет ограничить время его показа и возраст зрителей, но запретить его совсем нельзя. К тому же закон не распространяется на «информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Но, как показала первая практика, мнение международных экспертов Минкультуры учитывать не собирается.

При таком подходе к новому закону может быть ограничено распространение практически любой информационной продукции. Например, согласно документу, несовершеннолетние не должны получать информацию, которая может «вызвать желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Но любимые персонажи мультфильмов, на которых в России выросло не одно поколение, курят. Это и Волк из «Ну, погоди!», и крокодил Гена, и папа Дяди Федора из мультфильма «Трое из Простоквашино». Все эти мультики, как сообщил «НИ» депутат Госдумы Сергей Железняк, теперь могут показываться по бесплатным каналам или после 23.00, или после вырезания из них сцен курения.

Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина в беседе с «НИ» выразила надежду, что до абсурда исполнение закона не доведут: «Не должна быть запрещена информация, которая впрямую не пропагандирует социально опасные действия». Руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов напомнил «НИ», что «сухой закон» в искусстве уже вводился во времена антиалкогольной кампании в СССР: «В театре тогда шел спектакль, где вместо бутылок на стол ставились банки с огурцами, а герои, сидящие за ним, вели себя как пьяные. Зрители не понимали, что происходит: бокалов и рюмок в руках у актеров тоже не было. Получался театр абсурда».

До 23.00 «персонами нон-грата» на бесплатных телеканалах должны стать также и те герои, из-за которых дети могут захотеть заняться бродяжничеством, попрошайничеством или проституцией. А когда такие фильмы показывают в кинотеатрах, несовершеннолетних туда пускать не должны. Предположение, что сам Дядя Федор, ушедший от родителей и поселившийся в заброшенном доме, может оказаться асоциальным элементом и разбудить в маленьких зрителях интерес к бродяжничеству, Сергей Железняк назвал «ерничеством».

Героям телепередач и фильмов запрещается также побуждать детей к причинению вреда своему здоровью и самоубийству, оправдывать допустимость насилия и противоправного поведения, отрицать семейные ценности, ругаться матом и участвовать в «сценах порнографического характера». Закон позволяет по-разному трактовать, оправдывает передача противоправные действия или нет, поясняет «НИ» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин: «Если применять эту норму по максимуму, под нарушение может попасть цитирование оппозиционера, который недоволен властями».

Все запреты распространяются и на книги, и многие изучаемые в школе произведения перейдут в категорию «только для взрослых». Депутат Сергей Железняк проблемы в этом не видит: «Не дай бог, если мы будем учиться по «Преступлению и наказанию». В список запрещенных для несовершеннолетних может попасть «Анна Каренина», поскольку героиня бросается под поезд.

Информационная продукция, которая способна причинить вред только детям до определенного возраста, будет выпускаться с соответствующими пометками. Например, телеканалы должны помещать специальные значки на экранах, а радиостанции – устно предупреждать, что идет передача не для малышей. В частности, детям до шести лет можно показывать «эпизодические ненатуралистические изображения или описание насилия», но только если добро побеждает зло, а к жертве проявляется сострадание. Дети от шести до 12 лет могут выдержать «кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека», «несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий». Также им можно показывать героев, совершающих антиобщественные действия, например, курящих, но подобные действия должны тут же осуждаться.

Подростки от 12 до 16 лет уже имеют право смотреть фильмы с «эпизодическим изображением или описанием жестокости и насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий». При этом жестокость опять-таки должна осуждаться, а жертве нужно выражать сострадание, кроме тех случаев, когда насилие применено для защиты «прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства». Те, кто старше 16 лет, уже могут получить информацию «о наркотических средствах», но показывать сами вещества нельзя, и их употребление должно осуждаться. Также после 16-ти можно смотреть и слушать передачи, где употребляются «отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани».

На телеканале 2Х2, специализирующемся на показе мультфильмов для взрослых, где днем можно лицезреть моря крови и слышать шутки «ниже пояса», менять сетку вещания не собираются. «Мы будем маркировать программы, – рассказали «НИ» в пресс-службе канала. – Утром мы показываем передачи «12+», потом – «16+», после 23.00 – «18+». Понесет ли 2х2 убытки в связи с введением новых запретов, еще не ясно. Зато сейчас канал старается с помощью этого самого закона заработать, превратив его в анонс своей передачи. «С 1 сентября запрещено показывать информацию, оправдывающую допустимость насилия по отношению к людям или животным, отрицающую семейные ценности», – говорит диктор, и мелькает анимационный видеоряд: мужчина бьет ребенка, эмбрион курит в утробе матери, алкоголичка бросает бутылку в телевизор. В связи с принятием закона объявляется «последний недетский показ» анимационного фильма «38 обезьян», среди героев которого есть террористы, педофил, отец, убивший свою дочь. При этом канал в социальных сетях называет себя «самым законопослушным».

Такого же мнения о себе придерживается и НТВ. В его пресс-службе «НИ» сообщили: «Дух данного закона телекомпания НТВ соблюдала всегда. А его «букву», то есть формальные требования, вступающие в силу 1 сентября, НТВ, безусловно, будет выполнять в полном объеме». Изменится ли сетка вещания, в которой немалую долю занимают «Чрезвычайное происшествие», «Судебный детектив» и «остросюжетные сериалы», пресс-служба не уточнила. Еще не определился с нововведениями и канал РЕН-ТВ. В пресс-службе телекомпании «НИ» сообщили, что она «готовится к исполнению закона и разрабатывает инструменты для его реализации».

В юридической службе радиостанции «Сити-ФМ» «НИ» рассказали, что подготовка к вступлению закона в силу идет: «Мы никогда не занимались распространением информации, которая может причинить вред здоровью детей, поэтому изменения в сетке вещания могут быть только минимальными».

Правообладатели продукции, телеканалы и радиостанции могут сами определять, вредит детям фильм или нет. Однако в ситуацию вмешаться могут бдительные зрители, если заподозрят, что канал ошибся. Например, какой-нибудь гражданин может подумать, что фильм «Ирония судьбы» показывается днем незаконно, потому что его герой, выпив, путает города и квартиры и тем самым показывает детям не самый лучший пример. Сохранение традиции смотреть этот фильм в новогодние праздники будет зависеть от экспертов, привлеченных Министерством культуры.

Советник президента Национальной ассоциации телерадиовещателей Владимир Лившиц в беседе с «НИ» отметил, что эксперты должны отвечать целому перечню требований. Например, быть «специалистами в областях педагогики, психологии, культурологии, лингвистики», иметь научные работы с высоким уровнем цитируемости. «Сегодня комплексной научной оценки производимой продукции не проводится, и сейчас таких экспертов мало», – рассказал собеседник «НИ».

Руководитель информационного отдела Фонда защиты гласности Борис Тимошенко рассказывает «НИ», что если будет судебное разбирательство, то «будут представлены как заказная, так и объективная экспертиза». Однако г-н Тимошенко называет закон «нежизнеспособным», так как, если толковать его буквально, «культурная жизнь должна прекратиться» и будет запрещено даже изображение распятия.

3.2. Реакция операторов платных телеканалов, как проблема реализации.

Одной из этих проблем стала реакция платных телеканалов на новый закон, а значит, на новые правила. И как показало исследование, не все платные телеканалы были готовы нести большие финансовые затраты.

Напомним, в соответствии с положениями федерального закона ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», начиная с 27 августа 2012 года, все программы телепередач, публикуемые в печатных изданиях, в интернете и в межпрограммных заставках, должны иметь соответствующие специальные знаки возрастных ограничений. В документе указано, что «классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно10».

Тем не менее, Роскомнадзор предупредил о необходимости маркировки представителей «Акадо», «Ростелекома», МТС, НТВ-Плюс, «ВымпелКома»11, ТТК, «ЭР-Телеком Холдинга» и «Триколор ТВ».

Подобный опыт на рынке уже был — телепередачи помечали специальными знаками в «Акадо». По сути, маркировать контент могут как сами создатели телепередач и фильмов, так и телеканалы. Но такая возможность есть и у операторов платного телевидения с вещательными лицензиями. Однако, не все с этим согласны.

- «В соответствии с положениями федерального закона ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения размещает производитель, распространитель информационной продукции, то есть вещатель – лицо, которое формирует и распространяет телеканалы. На операторов связи, включая «Дом.ru», подобная обязанность не возлагается в случае, если они не являются вещателями собственных телепрограмм», — сообщила представитель пресс-службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Светлана Иванова.

Другие игроки рынка признают, что, как минимум, в интерактивном меню IP-ТВ, где показывается телепрограмма, информацию о возрастных ограничениях прописывать придется. Фактически нужно размещать один из четырех маркеров: «до 6 лет», «от 6 лет», «от 12 лет» и «от 16 лет». Но если федеральные компании готовы пойти на это, то региональные игроки считают это экономически нецелесообразным.

«Осуществить маркировку каналов может практически каждый оператор связи, однако, для этого потребуются большие финансовые затраты, а значит, компании понесут существенные убытки. К тому же, согласно договорам, заключенным с каждым телевизионным каналом, у нас нет юридических прав наносить различные графические знаки и логотипы на программы телепередач, поэтому маркировать их должны сами каналы», — говорит специалист сетей кабельного вещания ГК «MAXIMA» Семен Борзов.

Глава 4.Выводы и пути решения проблем, связанных с принятием и реализацией федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В ходе моего исследования я пыталась выявить необходимость данного федерального закона в России. Насколько он важен и нужен нашему населению. Также немаловажными вопросами являлись: эффективность, недоработки закона; а также изменения, появившиеся после его вступления в силу. Так вот какие выводы я сделала.

Конечно, говорить о каких-либо радикальных переменах пока еще рано. Ведь прошло не так много времени. Главное, чтобы родители понимали важность документа, ограждающего детей от негативной информации. Интересовались у ребенка, чем он занимается, кто у него друзья? Могли подготовить, научить детей правильно воспринимать и оценивать информацию. Особенно ту, что может причинить ему моральный, психологический вред. Ведь ребенок более чувствителен к информации, поступающей через СМИ, чем взрослый человек. У взрослого есть опыт, своя система ценностей – он слышит то, что ему нужно, и отказывается от ненужной информации. Ребенок же воспринимает все, что видит и слышит, не подвергая сомнению. До определенного возраста авторитет взрослого в глазах ребенка очень велик. Если это говорят или делают взрослые, это правильно. Так он оказывается совершенно беззащитным перед поступающей негативной информацией.

С такого рода информацией ребенок часто сталкивается на сайтах Интернета, отследить которые сложно. Более того, негативные сайты толкают детей на преступления. Недавно правоохранительными органами был задержан подросток, который через сайт знакомств искал девочек для оказания определенных услуг. Я считаю, что к подобным сайтам должно быть пристальное внимание не только со стороны родителей, но и контролирующих исполнение норм закона экспертов.

Если фильмы и телепередачи маркируются по возрастной категории, то, к примеру, форумы в Интернете законом никак не регламентируются. Среди детей 10-12 лет популярны сетевые знакомства. В 60-70% ребенок не знает, с кем на самом деле он общается. Еще одна проблема — компьютерные игры в Интернете. Ни на одной из них нет маркировок. Между тем большинство игр негативно влияет на психику ребенка, воспитывает в детях агрессию. В Ростове действуют 12 кабинетов, где оказывается психологическая помощь детям. За год через них проходят 40 тыс. детей, через стационар — 350. Проблем станет меньше, если родители будут блокировать негативные сайты и в целом контролировать информационное пространство, окружающее их детей. Как раз в этом и помогает закон.

Ребенка может травмировать переизбыток агрессии и насилия на экране. Нежелательны и мультфильмы, кино, где присутствует полная безнаказанность героя за "плохие" поступки. Если в первом случае у ребенка могут возникнуть страхи и некоторая жестокость, то безнаказанность помогает сформировать стереотипы вседозволенности и "быть плохим – круто". Но смотреть детям подобное или нет, должны решать, прежде всего, родители. Не говоря уже о том, что в идеале следует обсуждать просмотренное с ребенком, чтобы убедиться, все ли он правильно понял. Кроме того, с возрастом ребенка нужно учить выбирать, что ему хорошо и полезно, а что – вред, чтобы фильтрацию он проводил сам. Одним фильтром на ТВ проблему не решить, тем более что сейчас у детей есть Интернет, а нужный диск можно купить в магазине.

Только 15% взрослого населения способны адекватно воспринимать информацию извне. К числу тех, у кого восприятие информации не совсем верное, относится большинство родителей. Поэтому нужно возобновить родительский всеобуч, чтобы научить самих родителей правильно ориентироваться в потоке информации. В этом им могут помочь и СМИ.

По данным опроса Всероссийского центра исследований общественного мнения, опубликованным Роскомнадзором по итогам первых месяцев действия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» видно, что 80% респондентов поддерживают принятый закон. Исполнение основного по закону обязательства СМИ — маркировать информационную продукцию — заметили 82% опрошенных.

По итогам социологического опроса можно сделать вывод, что общество не заблуждается в оценке функциональных возможностей документа. Так, 70% опрошенных не замечают какого-либо очевидного снижения агрессии или другой вредной для здоровья и развития детей информации. 67% не отметили для себя перемещения недетских программ на ночное время, 85% не нашли новых препятствий для детей в доступе к взрослым печатным изданиям.

ВЦИОМ также приводит статистические данные мнений респондентов о причинах определенного критического отношения СМИ к закону. 24% опрошенных увидели в дискуссиях о размещении маркировки чьи-то меркантильные интересы, 28% респондентов считают закон слабым,16% уверены в том, что СМИ критикуют закон в связи с дополнительными сложностями, которые у СМИ возникают. Всего 12% верят в предположения о возможности с помощью закона ограничивать деятельность средств массовой информации.

Заключение

В процессе написания данной работы я рассмотрела различные источники информации, в которых освещен поставленный передо мною вопрос «закон о защите детей», и пришла к выводу о том, что именно этот закон важен и необходим в России.

Необходимость принятия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» была обусловлена целями обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, в том числе от распространения печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, электронных и компьютерных игр, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.

Увлёкшись обсуждением курьёзов нового закона, мало кто задаётся вопросом – реально ли он способен защитить детей от вредной информации? Ведь сетка вещания не изменилась – например, отвязное шоу на MTV «Каникулы в Мексике», где герои напиваются, занимаются сексом и с удовольствием это обсуждают, по-прежнему идёт в дневное время. Ток-шоу «Пусть говорят», где темы вызывают ужас и панику у взрослых, не то что у детей (родила в 13 лет, сбросила детей с балкона и т. п.) также осталось при своём времени, 19.55, когда даже дошкольники ещё не спят. Получается, весь смысл нововведения в предупреждающих значках?

С момента принятия закона прошло не так много времени, но уже сейчас имеется немало его нарушителей. Наиболее часто нарушения закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" допускают печатные и интернет-СМИ. Такой вывод, сообщает ИТАР-ТАСС, был сделан в результате мониторинга, проведенного Роскомнадзором.

В ходе мониторинга 222 тысяч СМИ ведомство выявило около пяти тысяч нарушений, из которых 3988 приходятся на долю печатных и сетевых изданий12. В программах и передачах на радио и телевидении было выявлено 648 нарушений.

Как правило, речь идет об отсутствии возрастной маркировки или о том, что знак, ограничивающий возраст аудитории, исчезает при повторных трансляциях. Наиболее часто нарушения закона связаны с нечеткостью его формулировок.

Обязанность проверять информацию возложена пока исключительно на производителей контента – руководство телеканалов, издателей газет и т. д. Но скоро при Роскомнадзоре появится специальная комиссия, состоящая из аккредитованных экспертов. В нее с большой долей вероятности войдут Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка, Михаил Федотов, разработчик закона о СМИ, и другие известные люди, а также эксперты-филологи и лингвисты. Они-то и станут стражами детской психики и совестью средств массовой коммуникации на государственном уровне.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята на Референдуме 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, // «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. N 238-239, «Российская газета» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25, «Российская газета» от 28 ноября 2001 г. № 233, «Российская газета» от 22 декабря 2006 г. N 289.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ

  3. Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) // «Российская газета» от 28 ноября 2001 г.

  4. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 145-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Российская газета» от 18 ноября 2003 г.

  5. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (с изменениями от 22 июня 1970 г., 15 августа 1972 г., 12 декабря 1973 г., 1 марта, 18 декабря 1974 г., 18 октября 1976 г., 3 февраля, 14 июня 1977 г., 20 февраля 1985 г., 28 мая 1986 г., 24 февраля 1987 г., 5 января 1988 г., 16 января 1990 г., 21 марта 1991 г., 4 марта, 24 июня, 24 декабря 1992 г., 30 ноября 1994 г., 26 января 1996 г., 14 мая, 26 ноября 2001 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1964 г., N 24, ст. 406

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральный_закон_«О_защите_детей_от_информации,_причиняющей_вред_их_здоровью_и_развитию»

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Федералальный_закон_№_139-ФЗ_от_28_июля_2012_года

  8. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133372;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.3024781665299088;from=108808-0

  9. http://ria.ru/trend/children_harmful_information_29082012

  10. http://yaol.ru/о-защите-детей/

1 ст. 22, 49, 197 Гражданского Кодекса РФ;

2 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ;

3 ст. 5 Гражданского Кодекса РФ

4 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ;

5 ст. 1 Гражданского кодекса РФ;

6 в прошлом Законопроект № 89417-6;

7 за два дня до принятия Думой;

8 критерии должно будет разработать Правительство РФ;

9 прекурсорами, например, являются — ацетон, перманганат калия, серная, соляная и уксусная кислоты;

10 в том числе с участием эксперта, экспертов и экспертных организаций;

11 бренд «Билайн»;

12 три тысячи нарушений в печати и 988 - в Сети

Просмотров работы: 21629